Новости
Обзор некоммерческого законодательства — март 2020
Федеральный закон от 01 марта 2020 года № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202...
В статью 20.3 КоАП (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами) внесено примечание, в соответствии с которым положения указанной статьи не распространяются на случаи использования указанной атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды нацистской или экстремистской идеологии.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 2 марта 2020 года №13677-02-11/77 «О рассмотрении обращения» - http://base.garant.ru/73698584/.
Согласно п. 5 Рекомендаций Роскомнадзора от 14 декабря 2012 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news17877.htm) в случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней.
В Роскомнадзор поступил вопрос относительно того, не противоречат ли эти разъяснения статье 438 Перечня типовых управленческих архивных документов (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..), в силу которой документы (заявления, анкеты, справки, копии документов, удостоверяющих личность, копии документов о трудовой деятельности, квалификации, образовании) лиц, не принятых на работу, подлежат хранению в течение 1 года.
Очевидно, специалисты Роскомнадзора, готовившие Рекомендации (от 14.12.12), ориентировались на часть 4 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой в случае достижения цели обработки персональных данных (ПДн) оператор обязан уничтожить ПДн или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных. Однако, в силу ч. 2 ст. 1 этого закона, его положения не распространяются на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих ПДн архивных документов.
В ответе Роскомнадзора отмечено, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» архивным документом признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства. Архивному документу присваиваются реквизиты, позволяющие идентифицировать информацию, зафиксированную на материальном носителе в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013.
По мнению Роскомнадзора, далеко не всегда сведения о гражданах, которым было отказано в трудоустройстве, соответствуют критериям архивного документа. Тем не менее, как следует из самого названия Перечня, Росархив считает архивными документами в том числе анкеты, копии документов соискателя, хотя никакие реквизиты им обычно не присваиваются.
Таким образом, нельзя сформулировать однозначный вывод о том, каковы все-таки сроки хранения документов, содержащих ПДн лиц, не принятых на работу.
11 марта 2020 года Советом Госдумы принят к рассмотрению проект федерального закона №900526-7 «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» - https://sozd.duma.gov.ru/bill/900526-7.
Данный законопроект является частичным воспроизведением проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций», разрабатываемого Минэкономразвития - https://regulation.gov.ru/projects#npa=96996 (находится в стадии «Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия», сведений о прекращении разработки нет).
Законопроектом предлагается закрепить возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность СОНКО в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 5 и более лет. При возмездном отчуждении такого имущества СОНКО имеет приоритетное право на его приобретение по рыночной стоимости без проведения конкурса или аукциона.
СОНКО предлагается предоставить право на заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурсов или аукционов.
Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приобретаемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 ФЗ об НКО в течение 5 лет с момента его приватизации.
Закрепляется право уполномоченного органа на обращение в суд с требованием прекращения права собственности в случае нецелевого использования ранее переданного им недвижимого имущества.
Запрещаются переуступка прав пользования переданным социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду.
16 марта 2020 года Федеральная служба по контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила (https://pd.rkn.gov.ru/press-service/subject1/news4994..) о том, что в данное ведомство поступил ряд жалоб от граждан на то, что в отсутствие их согласия и участия неустановленными лицами на их имя была оформлена электронная подпись, а также осуществлена регистрация юридических лиц.
Ведомство направило соответствующие запросы по адресу организаций, указанных в обращениях граждан, для получения пояснений по ситуации, а также причинам ее возникновения. Кроме того, ввиду возможного наличия признаков уголовно наказуемых деяний, в том числе носящих мошеннический характер, обращения были направлены в МВД России.
По результатам рассмотрения материалов МВД России возбудило уголовные дела по ч.1 ст.173.1 Уголовного кодекса РФ, а именно незаконное образование, создание, реорганизация юридического лица. Также организованы и на данный момент продолжаются проверки в порядке ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
С 16 марта 2020 года Европейский суд по правам человека приостановил прием жалоб на месяц и отменил слушания в марте и апреле 2020 года - https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=home (https://ria.ru/20200327/1569247797.html, https://ria.ru/20200316/1568679364.html).
17 марта 2020 года Минкомсвязь России для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы разместило текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» в части установления основ правового регулирования обязательных требований» - https://regulation.gov.ru/projects#npa=99801.
Уведомление о разработке законопроекта было размещено 22 февраля 2020 года и под другим названием - «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О персональных данных». Действующая статья 2 Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных» определяет цель данного закона. Несмотря на то, что в паспорте законопроекта исходное название не изменено, в его тексте предлагаемые поправки не касаются статьи 2 Федерального закона «О персональных данных», а вводят новую статью 4.1 следующего содержания:
«Статья 4.1. Обязательные требования в области персональных данных.
Настоящим федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться следующие обязательные требования в области персональных данных:
1) к целеполаганию обработки персональных данных;
2) к правовым основаниям обработки персональных данных;
3) к поручению оператором обработки персональных данных другому лицу;
4) к конфиденциальности персональных данных;
5) к обработке персональных данных в общедоступных источниках персональных данных;
6) к согласию субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
7) к обработке специальных категорий персональных данных;
8) к обработке биометрических персональных данных;
9) к трансграничной передаче персональных данных;
10) к обработке персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных;
11) к предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных;
12) к обработке персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации;
13) к обработке персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных;
14) к обязанностям оператора при сборе персональных данных;
15) к мерам, направленным на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
16) к обязанностям оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя;
17) к обязанностям оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных;
18) к обязанностям оператора по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных;
19) к порядку и условиям назначения лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации;
20) к полномочиям лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организациях;
21) к хранению и уничтожению персональных данных;
22) к порядку и условиям организации обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации;
23) к мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации;
24) к обезличиванию персональных данных.».
Пояснительная записка к законопроекту очень краткая и не раскрывает мотивировку предлагаемых изменений. По сути, предлагаемыми изменениями регулирование требований к выполнению всех предусмотренных законом обязанностей операторов персональных данных переводится в область подзаконных и ведомственных актов.
Будут ли вышеуказанные нормативные акты учитывать специфику деятельности различных операторов персональных данных, снимать с некоторых из них (в-частности, НКО) избыточные требования и ограничения, или же, наоборот, регулятором будут установлены новые, можно будет оценить только во время разработки соответствующих НПА.
17 марта 2020 года Минюстом России объявлено о разработке взаимосвязанных проектов указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313» - https://regulation.gov.ru/projects#npa=100360 и постановления Правительства РФ «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие уведомлений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, об учрежденных ими российских юридических лицах и установление порядка уведомления иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах, порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и порядка применения положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента» - https://regulation.gov.ru/projects#npa=100359.
Проекты разработаны в целях реализации норм Федерального закона от 02 декабря 2019 года № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым были закреплены:
обязанность иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента (в качестве которого могут выступать и физические лица), в случае присвоения ему соответствующего статуса, учредить российское юридическое лицо (через которое осуществлять свою деятельность по распространению предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и уведомить о нем Минюст;
обязанность иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента (в качестве которого могут выступать и физические лица), в случае присвоения ему соответствующего статуса, уведомить Минюст об учрежденных им ранее российских юридических лицах;
право Минюста определять порядок применения положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента (т.е. и к коммерческим организациям).
Разрабатываемыми проектами предлагается закрепить соответствующие полномочия в Положении о Министерстве юстиции и определить порядок приема им соответствующих уведомлений и ведения реестра ИноСМИ-ИА (который фактически ведется без всякого регулирования нормативными актами с декабря 2017 года).
Федеральный закон от 18 марта 2020 года №48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202...
Федеральным законом установлены единые принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также правовые основы взаимодействия таких уполномоченных с органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Федеральный закон от 18 марта 2020 года №60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202...
Законом закреплено новое основание для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг – «надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Оценка результатов реализации таких проектов будет осуществляться организацией, уполномоченной на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В настоящее время такой организацией является Фонд президентских грантов.
Получение дополнительных заключений об оценке качества общественно полезных услуг таким организациям не требуется.
18 марта 2020 года Советом Государственной Думы рекомендован к принятию во 2 чтении проект федерального закона №441707-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований) – http://sozd.parliament.gov.ru/bill/441707-7.
Законопроект внесен на рассмотрение Госдумы, предлагаемая дата рассмотрения – 1 апреля 2020 года.
Законопроектом предлагается закрепить определение понятия ящика для сбора пожертвований, которое ранее в законодательстве отсутствовало.
Правовая команда