Новости
«Сегодня убьют бездомного, завтра — коллегу по работе»
Президент автономной коммерческой организации «Открытая Альтернатива» Анатолий Арсенихин. Фото: Нина Кузнецова
Корреспондент РП узнавала, почему в Тольятти важно решать проблему бездомности
В августе этого года в Тольятти планируется запустить ночной автобус для бездомных тольяттинцев. По словам президента автономной коммерческой организации «Открытая Альтернатива» Анатолия Арсенихина, этот процесс городу необходим. О том, где, когда и как будет работать ночной автобус, а самое главное - зачем помогать тем, кто сделал свой выбор в пользу бездомности, он рассказал корреспонденту РП.
- Как возникла идея запуска ночного автобуса?
- Сразу же скажу, что некоммерческая организация «Открытая Альтернатива», основанная в 1999 году, изначально была молодежной правозащитной организацией. В 2004 году мы познакомились с питерскими организациями, которые занимались помощью бездомным. В частности, с фондом «Ночлежка». Им руководил Максим Егоров. На семинарах, встречах, куда нас постоянно приглашали, мы узнали, что такое бездомность и масштабность этой проблемы. Там же рассказывали и о так называемом ночном автобусе, на котором я лично ездил и перенимал опыт. В городе нас поддержала руководитель департамента социальной защиты Лариса Загребова. Она дала нам своих людей, которые также прошли обучение в Питере, и мы совместно начали решать проблему бездомности. Кстати, именно в Санкт-Петербурге в свое время обучали этому и иностранцев. После этого опыта мы перестали использовать термин «бездомные», а заменили его на «социально исключенные слои населения». Исключенные из общества.
- Есть разница?
- Да, разница есть. Особенно в контексте. По факту бездомный - это значит без крыши над головой. Многие скажут: ну и что? Но на самом деле это подразумевает серьезные последствия. В частности, бездомным считается человек без прописки и регистрации в паспорте. Если у него их нет, то все, что касается медицины, представительства в суде, образования, работы и прочих социальных институтов, сразу же исчезает из его жизни. У него банально нет доступа ко всему этому. Таким образом, они не просто живут без крыши над головой. Они социально исключены, и автоматически их права нарушены.
- Сколько социально исключенных людей сегодня в Тольятти?
- Последние исследования были в 2006 году. Тогда мы насчитали 2 тысячи. Это были официальные исследования. Больше никто не считал. По неофициальным данным, которые, как мне кажется, наиболее правдоподобны, сейчас в городе около 3 тысяч бездомных. Хотя руководитель социальных гостиниц в Автозаводском районе и поселке Поволжский Юрий Сутормин утверждает, что все же бездомных в Тольятти порядка 2 тысячи человек. Именно столько проходит через социальную гостиницу, где количество мест и время пребывания строго ограничено, а также через правоохранительные органы.
- Тогда почему вы считаете, что их больше?
- Дело в том, что в эти официальные структуры многие не попадают. У нас в городе существует большая проблема женской бездомности. Мы ее называем латентной бездомностью, то есть скрытой. Банальная история: люди поженились, пожили вместе, разошлись. Фильмов то мы сегодня разных много смотрим: свободная любовь. Сегодня женился - завтра развелся. И здесь начинаются проблемы. Оказывается, что после развода кто-то остается без прописки и недвижимости. И зачастую это женщины с детьми. Когда они становятся бездомными, в силу того, что они сильнее мужчин, они начинают ютиться у друзей, у знакомых, как-то приспосабливаются, работают за пониженные зарплаты без социальных гарантий, поэтому их тяжело посчитать. Мужчины очень часто, к сожалению, опускаются сразу же в так называемый «придонный» или низовой слой, который уже близко к помойке, поэтому их легче посчитать. Проблема же гораздо масштабней.
- Получается, что некоторым бездомным нужна помощь, а другим нет?
- Мы не делим так социально исключенных граждан. Продолжая историю женщин, которые остаются без крыши над головой, то в нашей практике много примеров, когда после разводов отсуживалась доля в квартире. Это долгий процесс, но мы этим занимаемся через суд, то есть говорить о том, что им не нужна правовая поддержка, нельзя. В такой же поддержке нуждаются и те, кто стал бездомным по вине аферистов, невыплаченных кредитов или даже банально жена-муж выгнали из дома. Вот, например, мы уже два года помогаем мужчине 80 лет отсудить часть квартиры. И не просто мужчине, а ученому со степенью и кучей опубликованных научных работ. Его жена выгнала из дома. Вместе с детьми провернули аферу, и он оказался на улице. Но как ни странно, не сдался и был готов развиваться. Сразу же где-то сторожем устроился работать, дворником. То есть никто от таких ситуаций не застрахован, и бездомным может стать миллионер, ученый, депутат, руководитель крупного предприятия.
- А что относительно тех, кого такая жизнь устраивает?
- Многим, конечно же, нравится их жизнь, их деятельность. Они с ней смирились и приспособились. Например, у меня есть знакомый, который живет в гараже. Оказался там после развода. Он свыкся уже с этой мыслью. Я однажды спрашиваю у него: «Как ты моешься?» Оказалось, что он наносит на тело глину из подвала. Она и от насекомых спасает, и тело от запахов. Для него это норма. Что касается данной группы бездомных, то мы можем делать так, чтобы от них не пахло, давать нормальную одежду, предоставлять юридические консультации и медицинскую помощь, ведь сейчас лето - обострение язвенных и кишечных заболеваний, зимой - обморожения.
- Но ведь это их выбор. Почему общество должно им помогать?
- Хочу рассказать забавную историю. Когда я был в Америке, ко мне подошел бездомный, который, честно говоря, был лучше меня одет. Он совершенно без стеснения рассказал мне, что там то он питается, там спит. Помимо этого, они еще и в мероприятиях разных участвуют, готовы стать добровольцами. Да, ему не нужна квартира. Ему хватает одной коробки. Но суть в том, что он не боится, что его кто-то убьет за то, что он бездомный. Там нет таких стереотипов. Там он в любом случае человек со своими правами и обязанностями. В России в целом и в Тольятти в частности новости о том, что где-то избили или убили бездомного подростки стали обыденностью. СМИ, каждый раз рассказывая об этом, еще больше усугубляют ситуацию, подливая масло в огонь. Настроение читателя становится еще более нетерпимым. Таким образом тиражируется стереотип бездомного наркомана, бандита, убийцы. А как я уже говорил выше, им может оказаться кто угодно, даже ученый с тремя высшими образованиями. И к чему в итоге мы придем? Сегодня убьют бездомного, завтра - коллегу по работе. Такие современные стандарты неприемлемы, на мой взгляд. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут».
- Как сегодня ваша организация решает эту проблему?
- Во-первых, на последнем круглом столе по проблемам социально исключенных граждан состоялось историческое событие: объединились некоммерческие организации Самарской области, занимающиеся этой проблемой. А их в общей сложности около двухсот, что говорит о том, что проблема действительно есть. Если уж в Тольятти 3 тысячи бездомных, то что говорить про Самару?
Поэтому сейчас мы планируем решать эту проблему системно. В частности, в послании губернатору мы хотим предложить создать программу по решению проблем социально исключенных граждан. Так, сегодня существуют отдельные программы по вышедшим из мест заключения, сиротам. Мы же хотим предложить проект социальной деревни, где человек сможет работать и выходить из этого статуса вне зависимости от того, был ли он лишен дома из-за отбывания срока заключения или потому что не получил квартиру после приюта или просто является мигрантом. Поэтому сейчас ведется работа с министерствами Самарской области. Помимо этого, в трех местах города ведутся бесплатные юридические консультации, раздается одежда и бесплатно оказывается медицинская помощь. О социальной гостинице я также упоминал выше.
- Ночной автобус должен стать дополнительной мерой решения этой проблемы?
- Да. Сегодня, как это ни печально, бездомность помолодела. В прямом и переносном смысле. Тенденция такова, что бездомными становятся люди до 30 лет. Помимо этого, если раньше общий стаж бездомности был до 7 лет и дальше, бездомный уходил из жизни, то сейчас всего 2-3 года. Поэтому очевидно, что проект ночного автобуса необходим. Плюс зима не за горами. А человеку необходимо получать горячую пищу.
- Расскажите поподробнее, почему это именно ночной автобус, а не утренний, допустим? Что в нем будет? И как часто вы планируете его запускать?
- Здесь уже специфика жизни бездомного. Утром и днем у них работа: кто-то баночки собирает, кто-то еще чем-то занят, поэтому утром и днем их собрать нельзя. Вечером можно их скоординировать. В автобусе мы будем раздавать горячую еду, чай, хлеб. Плюс медикаменты и медицинская помощь. Плюс юридическая консультация и надеемся, при самом крутом раскладе, - психологическая помощь социолога или психолога. Правда, мы понимаем, что на месте очень сложно решить все проблемы бездомных. Мы можем с человеком поговорить и направить через информационные брошюрки в некоммерческие организации, рассказать, где находятся социальные гостиницы, консультационные пункты, то есть о том, куда бездомные могут прийти после посещения ночного автобуса за помощью. Задача на сегодня - чтобы автобус работал постоянно 3 раза в неделю по 3 часа в день.
- Много волонтеров уже набрали? Наверное, немногие соглашаются помогать?
- Если брать 100% всех, кто пришел в качестве волонтера, то 10% всегда остаются. Связано это прежде всего с тем, что, например, в Питере ведется активная информационная пропаганда и там из 100% количество волонтеров, оставшихся помогать и дальше, гораздо выше. У нас же пока нет информационной поддержки, на нее не выделяются деньги. Что же касается тех, кто остается, то у нас волонтеры проходят инструктаж. Например, есть заразные бездомные, есть люди, которые вышли из мест лишения свободы. С ними нужно говорить по-особенному. Потому что если ты что-то не так скажешь или если девушка будет неправильно одета, то можно получить проблему. Обо всем мы рассказываем заранее.
- Если на информационную поддержку не выделяют деньги, то как проект ночного автобуса возможен?
- Как я уже говорил, мы давно работаем с департаментом социальной защиты. Но если раньше нам выделяли субсидии на банк вещей и юридические консультации, то сегодня позиция власти поменялась. Говорят, что все уже стали юридически грамотными, поэтому сейчас деньги выделяют только на банк вещей. Юридические консультации проводим на деньги, полученные из Самары. Что касается проекта ночного автобуса, то здесь мы ищем социально ориентированный бизнес. И уже есть результаты. Есть те, кто готов выделять транспорт. Остается уладить некоторые нюансы. Продукты питания в автобус планируем готовить самостоятельно или по договору со столовыми и торговыми сетями. Например, многие супермаркеты готовы нам помогать товаром, срок годности которого почти истек. Продать, булочку, например, за день бывает невозможным. А если отдавать нам, то у нас этот товар уйдет за полчаса. И нам хорошо, и торговая сеть рекламирует себя через социально направленную деятельность. Это сложно, но реализуемо.
- Есть люди, которые после обращения к вам социально восстановились?
- За 2013 год около 3 тысяч людей прошли через юридические консультации. Много людей смогли выкарабкаться со дна именно благодаря юристам, которые отсуживали часть имущества или оспаривали передачу собственности в суде. Помимо того, у нас в банке вещей лежат три свадебных платья: три пары даже поженились. Очень часто к нам обращаются по поводу отсутствия паспорта. Помогаем восстанавливать. Систематически помогаем тем же мигрантам. А сегодня особо остро стоит вопрос с Украиной. Им тоже нужна будет помощь и с трудоустройством, и с соблюдением прав. Поэтому ждем сейчас вот этой волны беженцев и готовимся помогать.
Подробнее http://togliatti.rusplt.ru/index/Nochnoi-avtobus-v-pomosh-bezdomnym-11123.html