Новости
В Госдуму внесен законопроект об ужесточении требований к НКО, выполняющим функции иностранных агентов.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций"» внесен в Госдуму Правительством РФ и зарегистрирован в Системе обеспечения законодательной деятельности 10 ноября 2020 года.
Законопроект направлен на расширение определения иностранных источников и дополнительное регулирование деятельности и отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также структурных подразделений иностранных неправительственных некоммерческих организаций (далее – подразделения ИНКО).
Законопроект также вводит дополнительные основания для внеплановой проверки всех НКО и новое основание для ликвидации НКО-иностранного агента.
Предлагается дополнить определение иностранных источников указанием на то, что иностранными источниками будут признаваться не только те российские юридические лица, которые получают средства от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, но и те, бенефициарными владельцами в которых являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
Закон обязывает все без исключения юридические лица предпринимать меры по установлению своих бенефициарных владельцев и ежегодно обновлять информацию о них. Однако важно отметить, что юридические лица обязаны предоставлять информацию о бенефициарных владельцах либо юридическим лицам, учредителем или участником которых они являются, либо государственным органам по их запросу. Поэтому в настоящий момент остается неясным, каким образом получатели средств смогут установить, является ли бенефициарный владелец жертвователя иностранцем либо лицом без гражданства.
Законопроект определяет, что местом нахождения подразделения ИНКО не может быть жилое помещение. Т.е. не просто домашний адрес руководителя подразделения или квартира, находящаяся в собственности ИНКО, но и любое помещение, которое не переведено в статус «нежилого». Понятия нежилого помещения в законодательстве не содержится, но есть понятие жилых объектов: жилые дома или части домов, квартиры, комнаты.
Увеличивается состав отчетности НКО-иностранных агентов.
В дополнение к существующим отчетам и аудиторскому заключению необходимо будет представлять в Минюст заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились.
Предусматривается периодичность подачи новой информации НКО-иностранного агента в Минюст, а именно:
заявленные для осуществления программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, — до начала осуществления программы (ее части)
осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, — ежегодно
отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, — ежегодно.
Подразделения ИНКО также будут обязаны дополнительно к информации об осуществляемых или планируемых к осуществлению программах предоставлять иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, а также отчет об их исполнении или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились.
Порядок и сроки представления заявленных для осуществления и осуществляемых на территории Российской Федерации программ и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также отчета об их исполнении определяются Правительством Российской Федерации. Сроки представления аудиторского заключения будут определены уполномоченным органом. В настоящее время срок подачи аудиторского заключения подразделениями ИНКО не определен, а формы отчетности утверждаются уполномоченным органом, а именно Минюстом.
Дополняются основания для внеплановой проверки всех некоммерческих организаций следующим пунктом:
поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Вводится дополнительное основание для ликвидации НКО-иностранного агента, а именно невыполнение решения о запрете осуществления программы (ее части). НКО, выполняющая функции иностранного агента, подразделения ИНКО, получившие решение о запрете осуществления программы (или ее части) «не вправе приступать к осуществлению этой программы (ее части) и обязаны прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы (ее части)». Такое решение вправе направить уполномоченный орган.