Главная страница
Обзор важных изменений в федеральном законодательстве, которые повлияют на деятельность НКО в 2021 году.
Ни для кого не секрет что прошедший 2020 год органами государственной власти было принято множество актов, направленных на поддержку некоммерческого сектора в трудный период пандемии. За это время в России НКО были предоставлены отсрочка сдачи отчетности и уплаты налогов, мораторий на проведение проверок, льготная аренда государственного и муниципального имущества, а также меры финансовой и иной поддержки.
Но это всё это были меры лишь временного действия, призванные облегчить положение НКО в 2020 году.
Теперь же посмотрим, какие изменения в законодательстве принёс новый год. Ниже мы собрали для Вас важные законы для НКО, которые вступят в силу или будут рассмотрены в январе 2021 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Изменения, освободившие некоторые фонды от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, вступили в силу с 1 января 2021 года.
Теперь, если фонд в течение года получил денежные средства и/или иное имущество в размере до 3 миллионов рублей, он вправе через год не проводить аудит. Важно, что от аудита освобождается отчетность за следующий год.
Специальное регулирование установлено в отношении аудита отчетности фондов за 2020 год и более ранние периоды. Даже если в 2019 году фонд получил имущество менее 3 миллионов рублей, но был заключен соответствующий договор, и аудиторская организация или индивидуальный аудитор приступили к его исполнению до 01 января 2021 года, аудит должен быть проведен.
Бухгалтерская отчетность составляется до 31 марта года, следующего за отчетным, то есть до 31 марта 2021 года все некоммерческие организации должны будут сдать отчеты за 2020 год. И годом, предшествующим отчетному, в приведенном примере будет являться 2019 год.
Соответственно, по новой норме, если поступление имущества в фонд в 2019 году не превысило 3 миллиона рублей, аудит бухгалтерской отчетности за 2020 год можно не делать независимо от объема поступлений в «соседних» годах.
При этом важно отметить, что бухгалтерская отчетность содержит сведения за 3 календарных года, аудитор при проведении проверки обязан подтверждать все цифры отчета. Таким образом, если, к примеру, в 2020 году поступления превысят установленный порог в 3 миллиона рублей, фонд будет обязан пройти аудит за 2021 год, а аудитор проверить и 2020, и 2021 годы.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 № 507-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Стал изменен перечень условий, при которых молодежное или детское общественное объединение вправе претендовать на государственную поддержку. Вместо требования о наличии 3000 членов в перечень включено условие об осуществлении объединением деятельности на постоянной основе.
Закон не уточняет, каким образом будет оцениваться постоянный характер деятельности объединения. Для примерного ориентира можно вспомнить, что, в отличие от гражданско-правового договора, в котором важен результат деятельности, для трудового договора важно, что работник осуществляет трудовую деятельность на постоянной основе. Теперь получающие государственную поддержку и включенные в соответствующий реестр молодежные или детские общественные объединения должны представлять документы, подтверждающие соответствие условиям один раз в год, а не раз в два года, как это было ранее.
Предельный возраст членов общероссийских и международных молодежных объединений, которым может оказываться государственная поддержка, увеличен с 30 до 35 лет. Расширен перечень оснований для исключения объединения из Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Объединение может быть исключено из указанного реестра, если будет включено в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
1 января 2021 года вступили в силу изменения главу 48.1 ТК РФ, которые распространили на некоммерческие организации те же права, которыми ранее были наделены микропредприятия.
Теперь, как и микропредприятия, НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Например, можно отказаться от издания правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и т.д. Это не касается только локального акта о временном переводе работников на дистанционную работу (ст. 312.9 ТК РФ) – при временном переводе сотрудников на удаленку такой акт должен быть издан в любом случае.
Все сведения, которые обычно включаются в локальные нормативные акты, от ведения которых отказался работодатель-НКО, должны быть включены в текст трудового договора, заключенного по типовой форме, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Подробнее об этом читайте в статье Типовой трудовой договор.
Кроме того, работодатели-НКО получили право заключать с работниками срочный трудовые договоры. Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 59 ТК РФ.
Под работодателем-НКО понимается некоммерческая организация, среднесписочная численность работника и величина дохода которой за предшествующий календарный год не превышает предельных значений, установленных Правительством РФ. На данный момент они не установлены, однако к пояснительной записке к проекту закона № 477-ФЗ говорилось, что они будут аналогичны значениями для микропредприятий (не более 15 человек и не более 120 миллионов рублей дохода в год). Не считаются некоммерческими организациями государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные компании, общественные объединения, являющиеся политическими партиями, потребительские кооперативы и религиозные организации (ст. 309.1 ТК РФ).
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов