Главная страница

Минюст готовит законопроект, дающий доступ к банковской тайне

25 января 2021 года Минюст России объявил о разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Законопроект разработан в целях совершенствования осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами федерального государственного надзора за деятельностью НКО и предусматривает включение Минюста в перечень государственных органов, имеющих право на получение от кредитных организаций сведений, являющихся банковской тайной.

Внесение соответствующих изменений позволит Минюсту и его территориальным органам осуществлять возложенную на Минюст функцию по федеральному государственному надзору за деятельностью НКО в полном объеме.

"Во исполнение требований действующего законодательства Минюст России осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" разработан в целях совершенствования осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с действующим законодательством"- пояснили в Минюсте.

В статью 26 Федерального закона (далее - ФЗ) от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предлагается внести изменения в виде новых частей 38 и 39: «Информация об операциях и счетах некоммерческих организаций предоставляется кредитными организациями федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по федеральному государственному надзору ‎за деятельностью некоммерческих организаций, и его территориальным органам по их запросам в соответствии ‎с ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ ‎«Об общественных объединениях».

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору ‎за деятельностью некоммерческих организаций, и его территориальные органы не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ ‎«Об общественных объединениях», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, его территориальные органы и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, ‎в порядке, установленном федеральным законом».

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими организациями уставным целям Минюсту России ‎и его территориальным органам необходима информация ‎о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций. В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», Минюст России, действительно, имеет право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. В рамках таких проверок Минюстом России у проверяемых некоммерческих организаций запрашиваются бухгалтерские документы, копии договоров и иные документы, подтверждающие расходование денежных средств и использование иного имущества.

Помимо получения информации непосредственно от проверяемой некоммерческой организации, Минюст России в постоянном режиме получает информацию от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии со п. 14.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», который гласит, что «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и/или недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе». Федеральные органы государственного финансового контроля и налоговые органы также сообщают в Минюст о результатах контроля соответствия расходования денежных средств уставным целям деятельности некоммерческих организаций (п. 14 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов 

b6f11f801bb933d4e1f3ffd645bd9461