Главная страница
Новые особенности регулирования трудовых отношений в НКО
Одним из нововведений в трудовом законодательстве стал абзац ст. 59 ТК РФ, введенный Федеральным законом от 29.12.2020 N 477-ФЗ, согласно которому:
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям, которые являются некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников которых не превышает 35 человек.
При этом следует учитывать, что с изменениями определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда согласно ст. 74 ТК РФ, работника работодатель обязан уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
1 января 2021 года были внесены изменения и в главу 48.1 ТК, которая устанавливает особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, и у работодателей - некоммерческих организаций.
Теперь к некоторым НКО стали применяться критерии, предусмотренные для СМП в виде установления «послаблений» в трудовых отношениях.
Изменения коснулись тех НКО (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов, религиозных организаций), среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях распространения на такие НКО установленных настоящей главой особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Следовательно, НКО должна соответствовать следующим критериям:
- 1) Среднесписочная численность работников – не более 15 человек (пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»)
- 2) Величина дохода – 120 млн рублей (п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265)
Вышеуказанные значения должны соответствовать за предшествующий календарный год.
Таким образом, с 2021 года по соглашению сторон срочный трудовой договор можно заключать с любыми поступающими на работу в НКО, если численность работников такой НКО не превышает 35 человек (ст. 59 ТК РФ). НКО вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов – правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда/о премировании, графика сменности и других актов. Исключение – акт о временном переводе на дистанционную работу (ст. 312.9 ТК РФ).
Трудовые договоры, заключаемые НКО, должны быть основаны на типичной форме, утвержденной Правительством РФ, и должны содержать в себе положения, обычно урегулированные в локальных нормативных актах.
Но здесь следует учесть следующее обстоятельство, если с таким работником в результате возникнут какие-либо спорные ситуации, то он будет в праве ссылаться только на заключенный срочный договор. Если работодателю понадобится вносить в него какие-либо изменения, то они могут произойти только при учёте подписания таких изменений работником!
Если же работодатель-НКО перестал соответствовать указанным требованиям, не позднее 4-х месяцев с даты публикации на сайте ФНС соответствующих изменений регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений происходит по общим правилам. То есть, без учета особенностей для НКО.
По налоговому законодательству информация о среднесписочной численности сотрудников организаций и сведения о суммах доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год, предшествующий году размещения таких сведений, с 2020 года размещается на сайте ФНС в соответствии с приказом ФНС от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов