Главная страница

Квота на социальную рекламу в интернете

24 марта 2021 года Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" по вопросу регулирования распространения социальной рекламы.

Инициаторами законопроекта выступили члены комитета Государственной Думы по информполитике, в том числе его глава Александр Хинштейн.

Проектом поправок к закону «О рекламе» предусмотрены нововведения, согласно которым до 5% от рекламного времени или площадей интернет-площадки должны будут отданы под социальную рекламу. Данное требование коснется только тех сайтов, чья посещаемость в сутки превышает 100 тыс. пользователей.

"Формально такая обязанность уже существует и для интернет-компаний. На практике норма о квоте на соцрекламу действует для ТВ и уличных щитов из-за сложности измерения рекламы в интернете. Этим законопроектом мы предложили распространить требование на все площадки, в том числе и в интернете", - рассказал глава комитета Государственной Думы по информполитике. Он уточнил, что на первом этапе законопроект затронет сервисы с крупнейшими рекламными системами: "Яндекс", Mail.ru, Rambler, Google, Facebook. Регулятор будет взаимодействовать не с самими компаниями, а с их рекламными площадками.

Важно договориться о единых прозрачных правилах и стандартах для интернет-индустрии, которые будут учитывать интересы всех участников, отметил генеральный директор Rambler&Co Максим Тадевосян. Компания ведет переговоры с представителями государства и ИРИ, добавил он. В «Яндексе» надеются, что законопроект будет учитывать специфику и сложность рынка интернет-рекламы, а также интересы участников.

Собирать сведения с интернет-площадок и владельцев рекламных сетей об объемах рекламы и определять для них обязательные доли «социально значимого контента» будет специальный оператор социальной рекламы в интернете. Минцифры выберет оператора социальной рекламы в интернете, который станет единым окном для организаций, желающих ее опубликовать. Отбор конкретных рекламных сообщений будет организован через конкурс. Оператор также получит от распространителей рекламы прогноз объемов размещаемой рекламы, отмечается в пояснительной записке. В случае неисполнения требований владельцы рекламных сетей (например, «Яндекс» или Mail.ru Group) и распространители рекламы «могут подвергаться ограничению деятельности». 

Таким образом, законопроектом предлагается ввести в ФЗ «О рекламе» новое понятие владельца рекламной системы: «владелец рекламной системы - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (включая показ, сообщение потребителю) рекламы на принадлежащих третьим лицам сайтах, информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин». Иными словами, это некий «посредник», организующий передачу рекламы от рекламодателя к рекламораспространителям.

Также планируется закрепить в законе понятие «оператор социальной рекламы», необходимость которого обосновывается обеспечением равных условий распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оператор социальной рекламы определяется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), и таковым может стать только не основанная на членстве некоммерческая организация, в состав учредителей которой не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации. Срок полномочий оператора социальной рекламы составляет 5 лет, но Минцифры может прекратить его досрочно.

Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1109512-7

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

Скриншот 08 04 2021 110049