Главная страница

Комплексный план по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам

Минэкономразвития России разработаны информационные материалы во исполнение подпункта 61 пункта 5 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44.

Данные информационные материалы содержат основные задачи и рекомендованные мероприятия в рамках комплексных планов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации.

Комплекс мер направлен на модернизацию социальной сферы посредством поэтапного расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам через достижение следующих результатов:

  • - увеличение доступности и качества услуг в социальной сфере, предоставляемых населению;
  • - расширение возможностей для потребителей выбора поставщика услуг в социальной сфере, а также их вариативности;
  • - повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в социальной сфере;
  • - повышение прозрачности системы предоставления населению услуг в социальной сфере.

В этом контексте основными задачами комплексных планов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, являются:

  • - создание условий для упрощения доступа негосударственных организаций к предоставлению населению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников;
  • - повышение потенциала негосударственных организаций в предоставлении населению услуг в социальной сфере;
  • - развитие конкуренции в сфере предоставления услуг в социальной сфере.

Для достижения поставленных задач при разработке комплексного плана субъектам Российской Федерации необходимо:

  • - обеспечить участие в разработке документа заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных палат, ресурсных центров для некоммерческих организаций, негосударственных поставщиков социальных услуг, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров инноваций социальной сферы;
  • - предусмотреть выполнение мероприятий по развитию негосударственных организаций и их стимулированию к участию в предоставлении населению услуг в социальной сфере в субъекте Российской Федерации, в том числе в части синхронизации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в одной отрасли;
  • - провести анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере (Методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия социально ориентированных некоммерческих организаций и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, письмо Минэкономразвития России от 2 июля 2019 г. № 21398-ИТ/Д01и);
  • - принять нормативные акты и внести изменения в действующие нормативные акты в целях устранения барьеров для участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере и стимулирования их участия в предоставлении данных услуг (Методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия социально ориентированных некоммерческих организаций и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, письмо Минэкономразвития России от 2 июля 2019 г. № 21398-ИТ/Д01и);
  • - предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий и показателей в национальных проектах и государственных программах субъектов Российской Федерации в социальной сфере (социальной защиты граждан, образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры) и планах по их реализации;
  • - включить вопросы предоставления поддержки негосударственных поставщиков, взаимодействия с ними и привлечения к предоставлению населению услуг в социальной сфере в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных гражданских служащих;
  • - обобщать лучшие практики в части реализации мер по обеспечению доступа негосударственных поставщиков к предоставлению населению услуг в социальной сфере, механизмов их государственной поддержки на региональном уровне и внедрения конкурентных способов оказания соответствующих государственных и муниципальных услуг;
  • - обеспечить координацию действий в сфере расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных палат, ресурсных центров для некоммерческих организаций, в том числе через работу единого координационного органа по реализации Комплекса мер, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров инноваций социальной сферы;
  • - проводить исследования состояния рынка услуг в социальной сфере в части изучения, прогнозирования, мониторинга и оценки состояния конкуренции на рынке социальных услуг;
  • - готовить ежегодный отчет о ходе реализации Комплекса мер, организовывать его размещение в открытом доступе и публичное обсуждение на расширенном заседании единого координационного органа по реализации Комплекса мер.

Важно отметить, что комплекс мер реализуется в содержательной и организационной увязке со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р, что необходимо учитывать при разработке документа.

В части развития негосударственных организаций и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг в субъекте Российской Федерации целесообразно предусмотреть:

  • - развитие эффективных механизмов финансовой поддержки;
  • - предоставление СОНКО и юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО, налоговых льгот;
  • - предоставление негосударственным поставщикам имущественной поддержки, в том числе в виде возможности вести деятельность, приносящую доход, на базе недвижимого имущества, предоставленного в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, предоставление компенсаций на аренду помещений в случае отсутствия свободных помещений, в т.ч. на конкурсной основе;
  • - оказание негосударственным поставщикам информационной поддержки, в том числе в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы, а также в виде создания информационных ресурсов и баз данных о существующих мерах поддержки для негосударственных поставщиков;
  • - поддержка деятельности инфраструктурных организаций, оказывающих информационно-консультационную поддержку негосударственным поставщикам, осуществляющим предоставление услуг в социальной сфере (ресурсных центров некоммерческих организаций, центров инноваций социальной сферы и т.д.);
  • - содействие развитию кадрового потенциала негосударственных организаций, в том числе оказание им поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев;
  • - содействие развитию прозрачности, подотчетности и устойчивого партнерства негосударственных поставщиков;
  • - проведение с участием негосударственных организаций общественной экспертизы проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • - содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке негосударственных организаций на территориях муниципальных образований, включая конкурсную поддержку муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

При определении мер по развитию негосударственных организаций и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг важно предусмотреть, чтобы для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход, не было установлено ограничений в части получения государственной поддержки по сравнению с некоммерческими организациями, не осуществляющими такую деятельность.

Ссылка на полный текст информационных материалов по разработке комплексного плана по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/km-materialyi-na-portal.pdf

Ссылка на Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/text0000000000-0(1).pdf

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

минэк