Главная страница
В Федеральный закон «Об автономных учреждениях» предлагается внести изменения
Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в части субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения»
Законопроектом предлагается часть 5 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» изложить в новой редакции, в соответствии с которой собственник имущества автономного учреждения несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, а в случае ликвидации автономного учреждения субсидиарная ответственность собственника допускается по всем обязательствам автономного учреждения перед гражданами (за исключением обязательств, возникших в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности) и обязательствам, вытекающим из публичного договора.
Напомним, что согласно статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Предлагаемое законопроектом изменение направлено на приведение законодательства в соответствие с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2020 г. № 23-П.
Согласно Экспертному заключению по проекту федерального закона, ранее Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее - Совет) обращался к указанной проблеме при рассмотрении по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения" (проект федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 части первой ГК РФ " (о субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения) принят Государственной Думой в первом чтении 17 февраля 2021 г.).
В Экспертном заключении Совет поддержал направленность предложенных изменений ГК РФ на расширение субсидиарной ответственности собственников имущества бюджетных и автономных учреждений, поскольку в настоящее время бюджетные и автономные учреждения, являясь участниками гражданского оборота и заказчиками различных услуг, фактически поставлены законодателем в привилегированное положение по сравнению с коммерческими организациями и частными учреждениями.
В то же время Совет дал отрицательную оценку законопроекту о внесении изменений в ГК РФ, поскольку он дополнял случаи субсидиарной ответственности публичного собственника при недостаточности имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения, на которое в соответствии с ГК РФ может быть обращено взыскание, только ответственностью по обязательствам таких учреждений, вытекающим из публичного договора, и только при ликвидации таких учреждений.
Следует оценить положительно то обстоятельство, что, учитывая позицию Совета, разработчики Проекта пошли по пути дальнейшего расширения случаев субсидиарной ответственности собственников имущества бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, тогда как в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым пункта 6 данной статьи может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Указанная норма Закона об автономных учреждениях противоречит как положениям ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, так и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 12 мая 2020 г. N 23-П признал пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора.
В целях устранения указанных противоречий часть 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях разработчики Проекта предлагают изложить в новой редакции, в соответствии с которой собственник имущества автономного учреждения несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, а в случае ликвидации автономного учреждения субсидиарная ответственность собственника наступает по любым обязательствам автономного учреждения перед гражданами (за исключением обязательств, возникших в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности), а также по обязательствам, вытекающим из публичного договора.
Предложение разработчиков Проекта о расширении случаев субсидиарной ответственности собственников имущества автономных учреждений направлено на обеспечение принципа всеобщего равенства перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и принципа равенства частной, муниципальной и государственной форм собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации), в связи с чем заслуживает поддержки.
В то же время Проект не учитывает замечание Совета о недопустимости ограничения оснований наступления субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения только случаем его ликвидации, поскольку такое регулирование повлечет за собой неблагоприятные последствия на практике. По мнению Совета, контрагенты автономных учреждений будут использовать все возможные административные механизмы и добиваться принятия решения о ликвидации учреждения, видя в этом единственную возможность получить причитающуюся им кредиторскую задолженность.
Совет считает необходимым ввести положения о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения или бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора, и по всем обязательствам перед гражданами для всех случаев возникновения таких обязательств, а не только в случае ликвидации учреждения.
Вместе с тем Совет обращает внимание на необходимость рассмотрения возможности введения дополнительных, в том числе компенсационных, механизмов, направленных на обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями.
Ссылка на проект Федерального закона: https://regulation.gov.ru/projects#npa=112802
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов