Главная страница
Госдума урегулировала социальную рекламу в сети
30 апреля 2021 г. был опубликован законопроект, который вводит обязательную квоту на размещение социальной рекламы в интернете
Социальная реклама в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, a также обеспечение интересов государства.
Согласно тексту пояснительной записки в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона «О рекламе», социальная реклама должна составлять в пределах 5% площадей или времени, отведенного для распространения рекламы. Соответствующая обязанность применяется и при распространении социальной рекламы в сети «Интернет». Однако механизм реализации требования закона, в том числе корректного определения пятипроцентной доли для распространения социальной рекламы в сети «Интернет», отсутствует. В результате формируются неравные условия осуществления экономической деятельности: ряд компаний следуют установленным требованиям при распространении социальной рекламы в сети «Интернет», а некоторые их игнорируют. Отсутствие системного регулирования ограничивает доступ некоммерческих организаций к инструментам рекламного продвижения своих инициатив. У таких организаций нет достаточных компетенций для выбора оптимальных способов информирования о своей деятельности в сети «Интернет».
Законопроект предусматривает выбор специальной некоммерческой организации в качестве оператора социальной рекламы, который будет собирать с интернет-площадок сведения об объемах рекламы, рассчитывать обязательную долю социально значимого контента и определять доступные для использования форматы распространения социальной рекламы на основе утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методики.
Сведения о предоставляемых интернет-компаниями объемах рекламного инвентаря будут доступны всем социально ориентированным организациям. Для социально ориентированных некоммерческих организаций будут созданы возможности, обеспечивающее профессиональную коммуникацию с рекламораспространителями в сети «Интернет», консультирование и адаптацию материалов с учетом особенностей целевой аудитории и Интернет- ресурсов. В свою очередь оператор социальной рекламы будет обеспечивать соответствие предлагаемой к распространению рекламы общим отраслевым стандартам, а также требованиям, предъявляемым непосредственно интернет-площадкой.
Новые нормы коснутся площадок, которые посещает более 100 000 человек в сутки.
Поправки к законопроекту включают дополнительные запреты для операторов социальной рекламы, чтобы защитить интересы компаний, предоставляющих площадки для ее распространения. Они напрямую запрещают оператору социальной рекламы взимать плату за ее распространение, а также не позволяют передавать полученные от рекламораспространителя сведения о трафике площадки третьим лицам.
Кроме того, поправки вводят в законодательство понятия «рекламная система», «оператор рекламной системы». Оператора социальной рекламы будет определять правительство, причем при смене оператора к новому автоматически перейдут полномочия по всем договорам, которые заключил его предшественник.
Поправку, которая предлагала дифференцировать доли социальной рекламы в зависимости от ее вида и общественной значимости, профильный комитет рекомендовал отклонить как оперирующую понятиями вне правового поля.
Исключения предусматриваются в отношении сайтов в сети «Интернет», зарегистрированных в соответствии с законодательством о средствах массовой информации в качестве сетевых изданий, а также телеканалов и радиоканалов. Специальное изъятие обусловлено тем, что такие средства массовой информации исполняют обязательства по размещению социальной рекламы и социально-значимой информации в рамках основного средства распространения своей продукции. При распространении их продукции в сети «Интернет» или предоставлении доступа к телеканалам и радиоканалам в сети «Интернет», включая обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, в которые уже включены необходимые объемы социальной рекламы.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Отбор оператора социальной рекламы планируют завершить к 1 июля.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104300098
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов