Главная страница

Назван примерный срок готовности подзаконных актов к закону о просветительской деятельности

1 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон о просветительской деятельности). Инициатива парламентариев, разработавших данный закон, была направлена на поддержку просвещения.

В свою очередь под просвещением понимается деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Закон определяет, что вести просветительскую работу могут государственные структуры, органы местного самоуправления, физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но при этом лекторы, НКО и иные юридические лица должны понимать, что закон запрещает просветительскую деятельность для разжигания любого вида розни — социальной, расовой, национальной или религиозной.

23 апреля 2021 года Министерством просвещения РФ был опубликован проект постановления о порядке, условиях и формах ведения просветительской деятельности в школах, вузах и организациях культуры. После этого разработчикам документа поступило много поправок и предложений.

В связи с этим было принято решение о создании совместной рабочей группы двух ведомств — Министерством просвещения РФ и Министерство образования и науки РФ. Рабочая группа доработает поступившие предложения, сообщила Елена Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по международным делам и одна из авторов закона о просветительской деятельности.

Она уточнила что, по сути, должен появиться новый текст постановления. Однако к моменту вступления закона в силу данный нормативный документ ещё не готов. По словам Елены Афанасьевой, авторы учитывали такой вариант, поэтому предусмотрели в законе переходный период до 1 сентября 2022 года, чтобы лица, ведущие просветительскую деятельность, могли согласовать все необходимые моменты.

Как отметила сенатор, закон должен не усложнить, а облегчить работу граждан и организаций, которые занимаются истинным просветительством на профессиональной основе. «Они должны понимать, какие имеют права, какие нормы существуют для такого рода деятельности, кто и как их будет контролировать, куда нужно обращаться за поддержкой», — пояснила Елена Афанасьева.

По мнению соавтора инициативы, подзаконные акты должны, в том числе, определить регламент открытых данных о лекторах. Студент будет в курсе, что курс по финансовой грамотности читает, к примеру, кандидат экономических наук, а не человек, который не имеет достаточной профподготовки в области финансов, рассуждает парламентарий. Как предполагают сенаторы, в течение полутора месяцев профильные ведомства должны выйти с доработанным документом, который бы мог устроить профсообщество.

Необходимость разработки поправок в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" была обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.

Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

Скриншот 04 06 2021 113350