Главная страница

Изменения в законе касающиеся годовой бухгалтерской (финансовой) отчетность в государственные органы

2 июля 2021 года был опубликован Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" подготовлен в целях дальнейшего упрощения требований к представлению организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции "одного окна" представления такой отчетности.

По результатам принятых мер с 1 января 2020 г. упрощен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2020 г.) бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит представлению организациями только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности в налоговый орган либо в Банк России (для кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору). Отменена обязанность организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики. В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 г. №631), с 1 января 2020 г. ФНС России приступила к осуществлению полномочий по формированию и ведению общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона № 402-ФЗ (далее - ГИРБО). В него включается годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов, обязанных составлять ее, и аудиторские заключения о ней (в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту).

В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность: организаций бюджетной сферы; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. № 35.

ФНС России будет обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам к информации, содержащейся в этом ресурсе, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, все государственные органы смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней из ГИРБО, начиная с отчетности за 2019 г. При этом уже сейчас в силу положений отдельных федеральных законов в некоторых случаях предусмотрено получение государственными органами указанных документов из ГИРБО, а не от организаций непосредственно. Это касается следующих положений: Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 71), в соответствии с которыми органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, при предоставлении таких услуг не вправе требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов; Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 8 статьи 7), в соответствии с которыми органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок запрашивают и получают от иных государственных органов документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.

В целях реализации указанных положений распоряжениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. №2326-р и от 19 апреля 2016 г. № 724-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2019 г. № 2280-р) утверждены соответствующие перечни документов и сведений, включающие, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций и аудиторские заключения о ней.

Вместе с тем другие федеральные законы содержат требования представления организациями в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней помимо представления такой отчетности в целях формирования ГИРБО. Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, а также дублированию функций государственных органов по получению и обработке такой отчетности.

В опубликованном законе предлагается внести в ряд федеральных законов изменения, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и получение государственными органами этих документов из ГИРБО.

Поскольку частью 5 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ определены широкие временные рамки представления организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, законопроектом предлагаются изменения, устанавливающие для отдельных организаций (в том числе некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,) срок проведения аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В законопроекте данный срок определен исходя из срока представления этими организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в федеральные органы исполнительной власти, установленного нормативными правовыми актами. Данные положения законопроекта обеспечивают своевременное получение (в действующие сроки) федеральными органами исполнительной власти из ГИРБО аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций. Кроме того, законопроектом предлагаются отдельные терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона № 402-ФЗ и Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Изменения Федерального закона вступят в силу с 1 января 2022 года.

Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020087

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

2