Главная страница

СПЧ предложили составить чек-лист для признания НКО иноагентом

Комиссия СПЧ по развитию некоммерческих организаций готовит уточнения на тему признания политической деятельности НКО. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

В целях осуществления своей деятельности комиссия СПЧ по развитию НКО на заседании обсудила вопрос о признании НКО иностранным агентом. Заседание состоялось 22 июля 2021 года и проходило на площадке профильной комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества, где члены Совета провели экспертную дискуссию с целью решения проблемы формулировки «политическая деятельность» применительно к деятельности НКО.

Участники экспертного обсуждения сделали акцент на необходимости уточнения формулировки. Представители НКО обращаются в СПЧ с заявлениями о полном непонимании (незнании) ими «стопроцентных» проверенных практикой критериев того, что они не занимаются политической деятельностью. В связи с этим у представителей НКО возрастают издержки на индивидуальные правовые консультации, самоцензура, апатия.

Глава комиссии СПЧ Светлана Маковецкая заявила, что сейчас Минюст трактует понятие политической деятельности для НКО «вольно и расширительно» и на основании этого вносит их в реестр иноагентов. По ее словам, около 20% НКО, которые сотрудничают с госорганами, не понимают, считается ли их деятельность политической и можно ли отнести к ней, например, участие в круглых столах министерств.

«В реестр НКО-иноагентов включаются то общества защиты птиц, то организации, выступающие против насилия, то научные организации наподобие Центра независимых социологических исследований», — отметила она.

По словам Маковецкой, можно создать для НКО так называемый чек-лист — списки контрольных вопросов, отвечая на которые организации понимают, осуществляют ли они политическую деятельность или нет. После чего критерии (формулировки) чек-листа обсудят с Минэкономики (ведомство сотрудничает с благотворительными фондами) и направят в Минюст. Законодателей с новыми критериями познакомят, как только соберется новый состав Госдумы, а в декабре об их реакции доложат президенту.

При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ):

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

«Из-за пробелов в законодательстве об иноагентах фактически каждая российская НКО рискует оказаться в этом реестре: любое ее участие в общественных советах, совещательных органах, любое публичное заявление может быть расценено как политическая деятельность, — отмечает Кира Смирнова, исполнительный директор ассоциации социально ориентированных НКО «Благотворительное собрание «Все вместе» (объединяет благотворительные и волонтерские организации).— У многих НКО по роду их занятий возникает необходимость комментировать те или иные законодательные новации».

Минюст напоминает, что организация может быть включена в реестр, в том случае если ее деятельность будет содержать «одновременно наличие двух признаков — финансирование из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории РФ». В ходе дискуссии в СПЧ предлагалось, в частности, законодательно обозначить пороговое значение иностранного финансирования, превышение которого означало бы для организации внесение в реестр Минюста, рассказала ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова. По ее мнению, это в первую очередь обезопасило бы благотворительные фонды.

Глава СПЧ Валерий Фадеев одобрил инициативу коллег по созданию чек-листа, однако считает, что «чеканных формулировок будет добиться крайне сложно». «Должна сложиться судебная практика, и в случае перегибов мы с коллегами и представителями НКО должны организовать их широкое обсуждение, чтобы в дальнейшем избегать подобного», — уточнил он.

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

467188 original