Главная страница

Плюсы и риски законопроекта о правовом статусе НКО — исполнителей общественно полезных услуг

В ноябре 2021 г. в Общественной палате РФ прошли нулевые чтения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», который был разработан Минэкономразвития РФ.

Новшества подразумевают распространение мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) на социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), совершенствование отчетности НКО и прозрачности всего сектора. 

Основные нововведения подразумевают следующие изменения:

  • Совершенствование системы отчетности благотворительных организаций и общественных объединений. В законопроекте Минэкономразвития оставило оба отчета, но соединило их по времени. Планируется, что их нужно будет сдавать в одни и те же сроки.
  • Размещение на едином портале бюджетной системы РФ информации о финансовой поддержке НКО. Это нужно для открытости и доступности информации о мерах поддержки.  
  • В рамках распространения мер поддержки, предусмотренных для субъектов МСБ, на СО НКО предлагается:

- предоставление консультативной помощи, поручительства и независимых гарантий, микрозаймов от инфраструктуры поддержки МСБ;

- сокращение сроков проведения проверок надзорными органами.По аналогии со сроками, установленными для МСБ, планируется, что проверки будут не более 15 часов в год. Это коснется организаций со штатом не более 15 человек и годовым доходом не более 120 млн рублей. 

«Понятно, что в прошлом году пандемийная история вывела НКО на банки в гораздо большем объеме, чем было до этого. И банки узнали об НКО, как субъектах экономической деятельности, устойчивых и занимающихся деятельностью, приносящей доход. Я думаю, что как только законопроект будет принят, мы будем отрабатывать эту ситуацию с Центробанком и инфраструктурой поддержки МСБ, чтобы они поняли, что с нашими организациями можно и нужно работать», — отметила Елена Иваницкая, председателя Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ.

Светлана Маковецкая, директор Центра «ГРАНИ», председатель профильной комиссии СПЧ, призвала обратить внимание на риски, которые могут появиться после принятия нововведений. Достаточно опасным Маковецкой кажется возможность поглощения инфраструктурой поддержки МСБ ресурсных центров. То есть в законопроекте ставят в центр не расширение мер поддержки НКО, а допуск к субсидиям на поддержку НКО еще одного института — инфраструктуры поддержки МСБ. В то время как инфраструктуры поддержки НКО как таковой в России пока нет. 

«Мы знаем, как это будут трактовать региональные правительства и бюджеты. Центры поддержки МСБ поглотят ресурсные центры, потому что они будут единственной, с описанным статусом, поддержкой НКО, и мне кажется, нужно тогда прямо в профильном законе прописать норму о том, что поддержка оказывается через организации поддержки СО НКО», — отметила Маковецкая. 

«Если инфраструктура поддержки МСБ получит федеральные деньги на поддержку НКО, это, с одной стороны, хорошо, с другой, может перекосить ситуацию и создать угрозу существующей поддержке НКО. Возможно, надо сначала вносить изменения в закон об НКО, чтобы закрепить там понятие инфраструктуры поддержки НКО», — отметила Тополева. 

Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, отметила, что после принятия законопроекта необходимо будет предусмотреть нормативно-правовые акты, которые будут сформированы для реализации нововведения.

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

hovy0Xo10oE