Главная страница
Новые правила в отношении электронной подписи
В настоящее время в России проходит поэтапная реформа, которая к началу 2022 года радикально изменит порядок выдачи квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП). Расскажем о нововведениях, которые вступят в силу в новом году подробнее.
Главным нововведением является то, что согласно Федеральному закону от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску КЭП для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Также с этого момента заканчивается срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами. Если коммерческий удостоверяющий центр получил аккредитацию в 2021 году, то дополнительных ограничений по периоду применения подписи, выданной им, нет. Ее можно применять и в 2022 году, если срок действия не истек. Потом оформлять подпись нужно будет в ФНС.
Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности (как правило, это гендиректор). Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
Личные подписи физлица, а также лица, действующие от имени юрлица по доверенности, смогут получать в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
В связи с этим налогоплательщикам рекомендуется заранее обратиться за получением сертификата ключа электронной подписи до наступления его предельного срока действия.
Получить КЭП можно в Удостоверяющем центре ФНС России (далее - УЦ) при соблюдении следующих условий:
1) УЦ выдает квалифицированные сертификаты только для юрлиц (лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусов;
2) квалифицированные сертификаты выпускаются по предварительной записи на основании заявления на выпуск КЭП при предъявлении паспорта, СНИЛС и после прохождения процедуры идентификации;
3) для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России (УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители определенного формата).
Для создания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи заявитель может подать документы в налоговый орган одним из следующих способов:
1) лично на бумажном носителе в любом налоговом органе, реализующем услугу по выдаче КЭП;
2) лично на бумажном носителе в отделениях операторов электронного документооборота;
3) в электронной форме с помощью интерактивных сервисов "Личный кабинет юридического лица" сайта ФНС России.
При этом получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи заявитель должен в налоговом органе лично.
Для выпуска квалифицированной электронной подписи необходимо иметь с собой:
1) основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
2) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
3) сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
4) сертифицированный носитель (USB токен) для записи на него ключей электронной подписи.
В соответствии с законодательством, при обращении в налоговый орган для получения КЭП налогоплательщик должен представить оригиналы документов либо их копии, заверенные надлежащим образом, то есть нотариально. В данном случае представление копий будет вполне правомерным.
Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица (индивидуального предпринимателя, нотариуса) должен быть сертифицирован Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации или Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
При этом предъявлять сертификат полного соответствия на ключевой носитель не придется – в налоговых органах, предоставляющих услугу по выдаче КЭП, реализована возможность автоматической проверки ключевых носителей по требованиям их соответствия.
Количество записанных закрытых ключей (уникальная последовательность символов, с помощью которой формируется каждая электронная подпись) ограничено только объемом памяти ключевого носителя.
Основаниями для отказа в предоставлении услуги по выпуску КЭП согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" являются:
1) отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, СНИЛС либо отказ заявителя предъявить должностному лицу налогового органа указанные документы;
2) несоответствие информации в представленных заявителем документах с информацией, содержащейся в информационных ресурсах;
3) отсутствие носителя КЭП для записи, его неработоспособность либо его несоответствие предъявляемым требованиям.
Подробнее с новым порядком получения подписи можно ознакомиться на официальном сайте ФНС - https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/
Перечень аккредитованных удостоверяющих центров, а также центров, аккредитация которых приостановлена или прекращена, размещен на сайте Министерства цифрового развития (Минцифры) России - https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/
Ссылка на Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912280086
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов