Главная страница

Планируется расширить возможности вложения инвестиций для НКО

Предлагается расширить перечень активов, в которые НКО могут инвестировать свой целевой капитал, и увеличить долю целевого капитала, который разрешено тратить на расходы по доверительному управлению.

16 февраля 2022 года соответствующий законопроект был принят в третьем чтении. «Законопроект направлен на расширение надежных инструментов, которые можно направлять в целевой капитал, чтобы соответствующие фонды могли больше и надежно зарабатывать. При этом устанавливается более гибкая форма оплаты работы доверительных управляющих, которые осуществляют управление этими средствами», — сказал один из авторов инициативы, глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Законопроект позволяет решить ряд других вопросов, способствующих повышению гибкости и эффективности работы с этими средствами, добавил он.

Авторы законопроекта считают, что закон должен соответствовать росту числа доступных инвесторам инструментов. Таким образом, нововведения расширяют перечень активов, в которые НКО могут инвестировать свой целевой капитал, инвестиционными портфелями неквалифицированных инвесторов. Перечень активов дополнен инвестиционными паями биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговыми сертификатами участия.

Планируется увеличить долю целевого капитала, который разрешено тратить на расходы по доверительному управлению, сейчас она составляет 1,5%. Законопроект предлагает установить размер этих расходов в виде предельной части от средней стоимости активов за отчетный период, как это делается в ПФР и негосударственных пенсионных фондах.

В предложениях говорится о том, что при доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, допускается в случае, если заключение таких договоров предусмотрено договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, заключенным НКО - собственником целевого капитала с управляющей компанией.

Законопроект предусматривает ограничение предельного размера расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. Уточнен порядок расчета вознаграждения для управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, который устанавливается договором доверительного управления этим имуществом, и расходов, связанных с доверительным управлением таким имуществом.

Законопроект также затрагивает полномочия Банка России. В настоящее время Банк России имеет полномочия для установления требований по ограничению рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала.

В проекте закона предлагается исключить из компетенций Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов такой деятельности, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.

В конце декабря 2021 года Федеральный центр знаний по целевым капиталам, созданный в октябре 2018 года, обновил базу данных целевых капиталов (ЦК) российских НКО. На конец 2021 года, в стране уже создано 225 эндаумент-фондов. В среднем ежегодный прирост составляет 15-20 организаций. Целевые капиталы НКО созданы в 49 субъектах России.

Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1034889-7

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

shutterstock 1309010101