Главная страница
Результаты введения закона о соцрекламе
1 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ.
Возникающие у некоммерческих организаций сложности во многом связаны со сбором пожертвований и подорожанием необходимых товаров. Для устранения данных проблем социальная реклама стала необходимым и востребованным инструментом. Использовать ее можно как фандрайзинговый инструмент.
Софья Жукова, исполнительный директор благотворительного фонда «Нужна помощь», подтверждает, что сейчас у НКО возникают проблемы с фандрайзингом и уменьшается количество пожертвований. Это связано и с уходом доноров, использующих зарубежные карты, и с блокировкой платежных систем, и с невозможностью работать в соцсетях Meta (признана в России экстремистской организацией) и покупать там коммерческую рекламу.
В настоящий момент НКО активно переходят в социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». В том числе ВКонтакте предоставляет гранты на рекламу, но по данным «Нужна помощь», ощутимого фандрайзингового эффекта НКО не могут получить. Также фонд «Время детства» сообщает, что результатов и конверсий в пожертвования нет и от сообщений в «Яндекс.Рекламе», которая тоже предоставляет гранты.
О действии квот на наружную рекламу и соцрекламу в СМИ благотворительным фондом «Нужна помощь» были опрошены 95 региональных фондов. В результате опроса 71% из опрошенных заявили, что не используют квоту, поскольку не знают о ней или опасаются бюрократических проволочек.
Председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова отмечает, что сложности с использованием данной квоты действительно есть: несмотря на то, что она прописана в законе, ее выполнение не контролируется.
Начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ Татьяна Евлампиева отмечает, что государство в сфере социальной рекламы является не основным участником, в данном случае взаимоотношения в первую очередь строятся между некоммерческой и коммерческой организацией.
Минэкономразвития обозначило готовность привлечения внимания региональных органов исполнительной власти для решения возникших трудностей. Предполагается попросить рассказать НКО больше о возможностях размещения социальной рекламы конкретно в их субъектах, а также расширить их возможности.
Руководитель программы «Благотворительность ВКонтакте» Екатерина Кочнева сообщила о планах социальной сети ВКонтакте развивать собственную внутреннюю систему пожертвований.
По ее словам, в самой социальной сети тоже отметили невысокую конверсию в пожертвования от рекламных кампаний. В связи с этим планируется провести анализ рекламного личного кабинета и рекламных инструментов и найти отличия от других соцсетей, в которых удается собрать больше пожертвований.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов