Главная страница

НКО рискуют получить статус иноагента без иностранного финансирования

Некоммерческие организации и журналисты могут получить статус иностранного агента даже без получения иностранного финансирования. Законом данная норма уже предусмотрена и распространяется пока на физических лиц вне зависимости от их гражданства.

Авторы законопроекта предложили распространить данный механизм и для других категории иностранных агентов. Для этого достаточно иметь поддержку в виде научно-технической помощи от иностранных источников, а также организационно-методической помощи и в любом ином формате.

Иностранным агентом авторы предлагают считать лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и осуществляющее деятельность, типы которой описаны в законопроекте: политическая; целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России; распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а также участие в создании таких сообщений и материалов.

Под иностранным влиянием подразумевается предоставление лицу поддержки иностранным источником (например, иностранным государством, его органами власти, международными организациями), оказание воздействия на это лицо, «в том числе путем принуждения, убеждения», а также иными способами.

Также в законопроекте предусмотрено введение единого реестра иноагентов вместо нескольких существующих. Сейчас Минюст ведет 4 реестра иноагентов: НКО, СМИ (также признанные СМИ-иноагентами журналисты-физлица), незарегистрированных общественных объединений и физических лиц.

Иноагентов предлагается освободить от обязанности маркировать сообщения бытового характера в соцсетях, сохранив это требование только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью либо той деятельностью, на основании которой иноагент был включен в реестр, сообщил замминистра юстиции Олег Свириденко.

В законопроекте предлагается ввести новые ограничения для иноагентов: они не смогут быть организаторами публичных мероприятий (например, митингов, шествий, пикетов); вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних; производить информационную продукцию для несовершеннолетних; получать государственную финансовую поддержку (например, гранты).

Кроме этого в нововведениях предусматриваются и послабления для «новичков». Перед включением в реестр Минюст теперь должен будет сообщать, на каком основании то или иное лицо было признано иноагентом «с указанием конкретных норм» закона.

Законопроект вводит единый порядок исключения из реестра. В частности, иноагент может быть исключен оттуда по итогам внеплановой проверки Минюста, в случае если будет установлено, что в течение года, предшествовавшего дню подачи иноагентом заявления об исключении, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность. Также из реестра могут исключить, если Минюст по итогам внеплановой проверки установит, что иноагент не позднее чем через 3 месяца со дня попадания в реестр отказался от иностранного финансирования или имущества и возвратил их иностранному источнику, а также не получал за это время «научно-техническую, организационно-методическую помощь, помощь в иных формах».

Ссылка на законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/113045-8

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

6u6nav5tqff6352m62ptcyp5abypa38s