Главная страница
Проект о едином реестре НКО — получателей господдержки размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Инициатива предполагает создание в России реестра для социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), получавших государственное финансирование.
На данный момент в России ведут реестры СО НКО — получателей поддержки, но данные из этих реестров часто разрознены. Благодаря изменениям их планируется собрать в едином реестре, который будет содержать сведения о том, какие СО НКО и какую господдержку получали. Минэкономразвития планирует создание реестра к 2025 году.
На сегодняшний день федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы публичной власти федеральной территории и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры СОНКО – получателей такой поддержки. Вместе с тем сведения о предоставленной поддержке СОНКО не агрегируются и для получения информации о предоставленной поддержке необходимо обращаться к различным реестрам, размещаемым на официальных сайтах органов и организаций.
Формирование единого реестра, предполагается разместить на официальном сайте Минэкономразвития России на основе сведений о СОНКО – получателях поддержки, включаемых органами и организациями, а также определить перечень таких сведений и порядок его ведения. Создание единого реестра позволит органам государственной власти, гражданам и организациям в оперативном режиме иметь доступ к полной информации об оказанных мерах поддержки, что повысит прозрачность сектора, а также сформирует аналитическую базу для совершенствования государственных мер поддержки НКО.
Единый реестр поможет объединить около 1500 отдельных списков о поддержке СО НКО, включая реестры, которые ведут федеральные органы исполнительной власти (10 списков), региональные (254) и структуры местного самоуправления (1019). В нем также будет указана информация о нарушениях, которые организация когда-либо допускала, используя государственные субсидии или гранты.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=138995
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Минфин России разъяснил, что не нужно сдавать в налоговую инспекцию персонифицированные сведения о физлицах на руководителей НКО, которые работают безвозмездно, если между НКО и руководителем нет: 1) Трудового договора; 2) Договора ГПХ на оказание управленческих услуг.
Если между руководителем НКО и самим НКО не заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор на оказание управленческих услуг и такой руководитель на основании решения высшего органа управления НКО выполняет свои функции безвозмездно, то учитывая позицию Минтруда России, изложенную в письме от 18.05.2023 № 26-2/10В-7510, о том, что такие руководители не могут быть отнесены к кругу застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, персонифицированные сведения об указанных лицах в налоговые органы не предоставляются.
Ознакомиться с Письмом Минфина от 24.05.2023 № 03-15-08/47331 можно по ссылке.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В связи с появлением новых мошеннических схем в Госдуме приступили к работе над новым законопроектом, который укрепит положение НКО.
Таким образом, планируется ограничить деятельность мошенников, которые под видом добросовестных некоммерческих организаций (далее - НКО) пытаются заполучить деньги от граждан, путем введения запрета на создание НКО со схожими названиями.
Для этого подготавливается законопроект, который позволит защитить фирменное наименование НКО. Также это не позволит организациям дискредитировать НКО, используя их названия.
Многие структуры страдают из-за незащищенности своих наименований, подтвердила глава комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова. По ее словам, пользуясь уже имеющимся доверием к известному бренду, обманщики действительно собирают пожертвования от его имени.
Ранее на эту проблему обращали внимание и в Минюсте, еще в 2021 году министр Константин Чуйченко подтвердил, что ведомство может отказать НКО в регистрации, если организация с таким же наименованием была создана ранее, однако прямого запрета в законе не предусмотрено.
«В настоящее время Минюстом России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями СПЧ, депутатами Государственной Думы и членами Общественной палаты РФ проводится работа по комплексному изменению законодательства о некоммерческих организациях, включая совершенствование норм регулирующих защиту их наименования, что позволит наиболее эффективно решить проблемные вопросы в сфере деятельности некоммерческих организаций», — сообщили в пресс-службе ведомства.
Минюст совместно с ФАС по итогам анализа дел с участием НКО установили, что предметами рассмотрения таких дел, как правило, становятся споры о наименовании. Авторы рассчитывают внести документ до конца этой сессии.
На сегодняшний день право использования фирменного наименования и защиты исключительного права на него подробно регулируется ст. 1473, 1474 Гражданского кодекса РФ, но этими положениями могут пользоваться только коммерческие организации.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

16 июня в Тольятти прошла информационная встреча-практикум «Устав НКО: обзор новшеств и практические советы по изменениям».
Участники встречи получили актуальные сведения о новых требованиях к уставам некоммерческих организаций и общественных объединений. Представители НКО узнали, что делать, если нужно поменять устав НКО - был озвучен и продемонстрирован алгоритм действий для совершения указанной процедуры государственной регистрации изменений. Отдельно ведущая мероприятия Полежаева И.А. рассказала в каких случаях можно пользоваться информационной системой государственных органов - Порталом Госуслуг для внесения изменений в устав НКО.
Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов.

Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций».
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом (Минюст России).
Девять типовых уставов предлагается утвердить для организационно-правовых форм тех некоммерческих организаций (далее - НКО), на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.
Речь идет о местных и региональных общественных организациях, местных и региональных общественных движениях, ассоциациях (союзах), общинах коренных малочисленных народов, общественно полезных фондах, частных учреждениях, автономных некоммерческих организациях. Данные организационно-правовые формы являются самыми распространенными и востребованными для НКО.
Утверждение типовых уставов было предложено в связи с тем, что зачастую уставы содержат сведения, фактически дублирующие положения действующего законодательства. Применение типовых уставов позволит снизить административную нагрузку на НКО, а также сократить перечень сведений, которые должны содержаться в их уставах.
Новшество позволит НКО оптимизировать порядок и сроки подготовки учредительных документов.
В настоящий момент проект приказа Минюста находится на этапе общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы.
Проект приказа «Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций»: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=139107#
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|