Главная страница
Депутатами комиссии по борьбе с иностранным вмешательством во главе с ее председателем Василием Пискаревым внесен в Госдуму пакет поправок, касающихся деятельности иностранных агентов. На этот изменения коснуться не только самих иноагентов, но и граждан и организаций, содействующих им в обходе предусмотренных законом запретов.
Пять внесенных законопроектов содержат поправки к законам «О некоммерческих организациях» и «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а также в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Для самих иноагентов предусмотрено только одно нововведение: их предложено лишить не только финансовой, как сейчас, но и имущественной поддержки от государства. При этом для тех, кто помогает иноагентам обходить установленные для них законом запреты, предусмотрен ряд поправок. На первый раз Минюст вынесет таким гражданам или организациям предупреждение, а за невыполнение этого предписания предусмотрена уже административная ответственность: штрафы для граждан составят до 50 тыс. руб., для должностных лиц — до 100 тыс. руб., для юридических лиц — до 300 тыс. руб.
Полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об иноагентах планируется возложить на Минюст. На данный момент ведомство реализует госконтроль исключительно в отношении деятельности иноагентов. В случае принятия законопроекта при поступлении информации о том, что указанные лица своими действиями (бездействием) способствуют нарушению иностранным агентом законодательства об иноагентах, Минюст сможет выносить предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения (не менее 1 месяца).
Отдельный блок поправок связан с иностранными и международными НПО. Авторы проектов считают необходимым разрешить деятельность на территории России только тех из них, у кого есть официально зарегистрированные в Минюсте российские подразделения. В противном случае участие в работе такой НПО будет караться административно и уголовно. За первое нарушение предлагается наказывать штрафами: от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 20 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц, от 50 тыс. до 100 тыс. руб.— для юридических лиц. Иностранцам и лицам без гражданства, помимо штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб., грозит еще и выдворение за пределы РФ.
Два случая привлечения по административной статье в течение года дадут повод уже для возбуждения уголовного дела: за участие в деятельности НПО будет грозить лишение свободы на срок до 2-х лет, а за организацию такой деятельности — до 3-х лет тюрьмы. Однако уголовной ответственности можно будет избежать, добровольно прекратив участие в деятельности такой организации и поспособствовав раскрытию преступления.
Также планируется ввести новое основание для отказа иностранной НПО в регистрации структурного подразделения: отказ последует в случае, если ранее внесенные в реестр филиал или представительство иностранной НПО в течение 3-х лет, предшествующих дню представления уведомления, были исключены из него в связи с нарушением российского законодательства.
Еще одним нововведением предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, установив штрафы за невыполнение в установленный срок законного предписания Минюста об устранении нарушений законодательства от иноагентах: на граждан в размере до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - до 300 тысяч рублей.
Правительство поправки в целом поддержало, но указало в своем отзыве, что в целях однозначного толкования понятия «участие в деятельности» нужно определить как его формы, так и виды деятельности иностранных НПО на территории РФ. Также необходимо конкретизировать, кто будет являться субъектом данного преступления, чтобы избежать проблем в правоприменительной практике.
Законопроект № 346781-8 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346781-8
Законопроект № 346588-8 О внесении изменений в статьи 13-2 и 30-1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346588-8
Законопроект № 346727-8 «О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346727-8
Законопроект № 346769-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346769-8
Законопроект № 346750-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346750-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Вступили в силу и опубликованы в правовых системах изменения к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденные приказом Росстандарта от 20 декабря 2022 г. № 1533-ст.
Ранее не редки были случаи, когда из-за ограниченного списка ОКВЭДов некоммерческие организации не могли выбрать код, наиболее правильно описывающий суть их деятельности. Изменения упростили идентификацию НКО своей деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.
Приказ ввел в классификатор полноценный раздел для НКО, который включает в себя наиболее распространенную деятельность некоммерческих организаций. Предусмотрено включение отдельных кодов для видов деятельности, осуществляемых НКО, в том числе для деятельности по сбору и передаче благотворительных пожертвований, для деятельности по формированию целевого капитала некоммерческих организаций, для деятельности организаций по охране окружающей среды, для деятельности правозащитных организаций и другой.
Нововведения являются большим прорывом, ведь ранее для некоммерческого сектора не было отдельных кодов в классификаторе ОКВЭДов. Сейчас же подбор кодов ОКВЭД при создании НКО становится менее проблематичным. Конкретизация позволит показывать в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ то, чем организация действительно занимается.
«Принудительно никто не будет заставлять некоммерческие организации перерегистрироваться на новые коды. Такого функционала нет ни у одного органа исполнительной власти. Но, возможно, некоммерческим организациям будет удобнее применить для своей деятельности новые коды и таким образом подчеркнуть свою идентичность», — уточнила заместитель начальника отдела Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Ольга Самойленкова.
Соответствие видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/cootvetstvie-vidov-deyatelnosti-st.-31.1-i-kodov-okved-2.docx
Приказ Росстандарта от 20.12.2022 N 1533-ст «Об утверждении Изменения 52/2022 ОКВЭД 2 к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и Изменения 75/2022 ОКПД 2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности»: https://goo.su/iGJgbnl
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

28 апреля 2023 г. в Общественной палате РФ прошло общественное обсуждение предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности НКО.
Ранее Общественная палата РФ проводила опрос среди региональных общественных палат и некоммерческих организаций, в результате которого поступило 74 страницы предложений. В частности, НКО просят расширить виды деятельности, которые относятся к социально ориентированным, ввести налоговые льготы для бизнеса, который бесплатно предоставляет НКО помещения, сделать бесплатным обязательный аудит благотворительных фондов благодаря льготам для аудиторских компаний, а также создать «конструктор уставов» для упрощенного формирования регистрационных документов.
Секретарь ОП РФ Лидия Михеева отметила, что некоммерческому сектору совместно с министерствами и ведомствами предстоит фактически пересмотреть правила, сложившиеся за последние 30 лет. Это касается не только Федерального закона «О некоммерческих организациях», но и ряда других законов, определяющих правовой статус различных НКО.
Эксперты констатируют, что в настоящий момент профильный закон не позволяет принимать определенные ключевые решения без участия учредителя НКО, множество взаимоисключающих требований содержатся в различных законах. Основы регулирования деятельности НКО заложены в Гражданском кодексе РФ, в то время как нормы иных законов не всегда ему соответствуют.
Для устранения противоречий между самостоятельно развивающимися нормативно правовыми актами эксперты рекомендуют привести законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ через внесение конкретных изменений, а также возобновить практику дачи разъяснений Минюстом России по применению законодательства об HKO и общественных объединениях.
Кроме того, организации предложили сделать специальный ресурс с «конструктором уставов», чтобы новые НКО могли сформировать уставы из готовых блоков. Это позволит снизить количество отказов в регистрации из-за ошибок, а также сохранить госпошлину, если такие ошибки возникли, чтобы не приходилось уплачивать ее несколько раз.
Председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова отметила, что необходимо устранять избыточные требования при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в отношении НКО и сокращать административные барьеры. Предложения касались вопросов упрощения процедуры и сокращения сроков государственной регистрации, применения типовых уставов при создании НКО, создания цифрового кабинета НКО на портале госуслуг со входом по электронной цифровой подписи руководителя НКО с расширенным функционалом и возможностями по предоставлению отчетности в Минюст России, ФНС и т. п.
Также поступили предложения касаемо наименований НКО, которые слабо защищены, что позволяет фейковым организациям использовать похожие названия, и индексации пенсий руководителей НКО, работающих на добровольной основе и не получающих зарплату.
Наибольшее количество предложений касались расширения и уточнения мер государственной и муниципальной поддержки СО НКО и СО НКО исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). Эксперты считают, что необходимо сформировать критерии приоритетной поддержки ИОПУ, определить виды и механизмы поддержки ИОПУ со стороны государственных и муниципальных органов, упростить процедуру получения статуса ИОПУ, ввести дополнительные баллы на конкурсах федеральных президентских грантов либо отдельные налоговые льготы.
По итогам обсуждений эксперты договорились классифицировать изменения по приоритетности и разработать дорожную карту для внесения соответствующих изменений в законодательство.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

АНО «Открытая Альтернатива» продолжает реализацию проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», который поддержан Фондом президентских грантов.
В целях создания условий для успешной реализации проекта и возможности тиражирования результатов в Самарском регионе приглашаем организации различной направленности (добровольческие, научные, коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) к сотрудничеству и партнерству!
Информацию о проекте и вариантах сотрудничества можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В Госдуме разработан законопроект, в котором предлагается включить некоммерческие организации, занимающиеся медико-психологической реабилитацией военнослужащих и ветеранов боевых действий, в список социально ориентированных некоммерческих организаций. Это позволит таким организациям получать поддержку от органов государственной власти и местного самоуправления.
Нововведения предполагают внесение поправок в Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Таким образом, в существующий перечень СО НКО предлагается дополнить некоммерческими организациями, осуществляющие «деятельность в сфере медико-психологической реабилитации военнослужащих и ветеранов боевых действий».
На сегодняшний день законом закреплены основы для господдержки СО НКО. В частности, это может быть финансовая, имущественная, информационная, консультационная и иная поддержка. Депутаты предлагают распространить эту возможность и на занимающиеся реабилитацией ветеранов НКО.
В пояснительной записке сообщается, что «основной целью проекта федерального закона является расширение мер практической реализации права военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь».
Напомним, что СО НКО признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|