Главная страница
1 марта 2023 года вступил в силу Приказ Росстандарта, который внес изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), в котором непосредственно содержатся коды видов деятельности. Благодаря изменениям в классификаторе появится раздел для некоммерческих организаций (далее - НКО), включающий в себя наиболее распространенную деятельность НКО.
Для многих НКО появляется возможность выбрать основной код ОКВЭД, соответствующий целям их создания. Кроме того, теперь НКО смогут подобрать больше дополнительных кодов ОКВЭД адаптированных под свою деятельность.
Например, появляются отдельные коды ОКВЭД для деятельности по сбору пожертвований, правозащитной деятельности, деятельности по решению экологических проблем, охране окружающей среды, для фондов целевого капитала, деятельности по защите особых групп населения (например, инвалиды, этнические группы и меньшинства, мигранты), оказанию помощи жертвам социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам, вынужденным переселенцам, мигрантам (в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок) и т.д.
На данный момент не опубликованы официальные разъяснения, которые обязывают НКО в принудительном порядке вносить изменения в сведения о кодах, которые уже имеются у организации и содержатся в ЕГРЮЛ. То есть обязанности по смене ОКВЭД в связи с вступившим в силу Приказом Росстандарта у НКО не возникло.
Изменения к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденные приказами Росстандарта, будут размещены в информационном банке после их опубликования в Информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС).
Ссылка на Изменения (пока не включены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности): https://protect.gost.ru/v.aspx?control=24&baseC=22&page=0&month=12&year=2022&search=&id=236612&pageK=761DB894-A052-4BD2-A000-D5866AE2B8D3
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Законопроект о лишении НКО-иноагентов имущественной господдержки подготовила замглавы комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, депутат фракции «Единая Россия» Ольга Занко. Изменения предполагают лишение социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО), признанных иностранными агентами, права на имущественную поддержку со стороны государства.
Согласно закону о некоммерческих организациях, органы власти всех уровней могут помогать СО НКО. В настоящий момент любая СО НКО, вне зависимости от того находится ли она в Реестре или нет, является ли иноагентом или нет, имеет право на оказание такой поддержки.
В частности, они вправе получать имущественную поддержку от власти — бесплатно пользоваться государственным или муниципальным имуществом, платить со скидкой за аренду земли, помещений и коммунальные услуги. Принятие нового законопроекта лишит НКО, которые признаны иноагентами, права на государственную имущественную поддержку.
В «Единой России» уточняется, что под имущественной поддержкой подразумевается передача во владение или пользование НКО имущества органами государственной власти или органами местного самоуправления на безвозмездной основе или по льготной стоимости, предоставление льгот по арендной плате на землю, права на оплату коммунальных услуг по льготным тарифам.
7 марта 2023 года на заседании думского Комитета по экономической политике глава Минэкономразвития Максим Решетников поддержал законопроект о лишении НКО - иностранных агентов имущественной поддержки со стороны государства.
Сейчас в реестр иноагентов внесены 552 организаций, граждан и СМИ. К иноагентам относят российские и зарубежные компании и людей, занимающихся политической деятельностью, выпуском информационных материалов, сбором военных сведений и получающих поддержку из-за границы — финансовую, организационно-методическую и научно-техническую. Ссылка на текущий реестр иностранных агентов, который ведет Минюст: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-17022023_eZOzhCv.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В настоящий момент на этапе общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы находится Постановление «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям».
Согласно документу для получения субсидии из федерального бюджета некоммерческая организация (далее - НКО) должна соответствовать следующим критериям:
- не является иностранным юридическим лицом, в том числе место регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 % (если иное не предусмотрено законодательством РФ);
- не находится в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Решение о проведении конкурсного отбора оформляется приказом Федерального агентства по делам национальностей и размещается на официальном сайте Агентства (www.fadn.gov.ru). Объявление о проведении конкурсного отбора размещается на едином портале бюджетной системы РФ в сети «Интернет».
Срок приема документы для участия в конкурсном отборе составляет не менее 30 календарных дней, следующих за днем размещения решения и объявления о проведении конкурсного отбора.
НКО предоставляют предложения на едином портале бюджетной системы РФ в сети «Интернет» и подписывают заявку усиленной квалифицированной подписью своего руководителя или уполномоченного им лица.
НКО может отозвать предложение, но не позднее чем за 7 рабочих дней до окончания срока приема документов. Отказаться можно посредством формирования в электронной форме уведомления об отзыве, которое также подписывается усиленной квалифицированной подписью руководителя или уполномоченного им лица.
Объявление о проведении конкурсного отбора должно содержать следующие данные:
- сроки проведения конкурсного отбора, включая дату начала подачи и окончания приема предложений НКО, которая не может быть ранее 30-го календарного дня, сроков проведения отбора, а также информации о возможности проведения нескольких этапов отбора с указанием сроков и порядка их проведения;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты главного распорядителя как получателя бюджетных средств, проводящего конкурсный отбор;
- результаты предоставления субсидии;
- доменное имя на едином портале бюджетной системы РФ в сети «Интернет»;
- порядок подачи предложений НКО и требования, предъявляемые к форме и содержанию предложений НКО, которые включают в том числе согласие на публикацию в сети «Интернет» информации об участнике отбора, о подаваемом участником отбора предложении, иной информации об участнике отбора, связанной с соответствующим отбором;
- порядок отзыва предложений участников отбора, порядка возврата предложений участников отбора, определяющего в том числе основания для возврата предложений участников отбора, порядка внесения изменений в предложения участников отбора;
- правила рассмотрения и оценки предложений участников отбора;
- порядок предоставления участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, даты начала и окончания срока такого предоставления;
- срок, в течение которого победитель отбора должен подписать соглашение о предоставлении субсидии;
- условия признания победителя отбора уклонившимся от заключения соглашения;
- дата размещения результатов отбора на едином портале, которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения победителя отбора.
Ссылка на Постановление: https://regulation.gov.ru/projects#npa=135599
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
6 марта 2023 года Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) опубликовала Письмо от 02.03.2023 № БС-4-11/2477@ по вопросу отнесения к категории неработающих граждан руководителей (председателей) и/или членов общественных и некоммерческих организаций и представления указанными организациями в налоговые органы персонифицированных сведений о физических лицах.
Письмо составлено в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов по вопросу отнесения к категории неработающих граждан руководителей (председателей) и/или членов общественных и некоммерческих организаций и представления указанными организациями в налоговые органы персонифицированных сведений о физических лицах с учетом позиции Минтруда России и Социального фонда России.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в частности, сведения о сумме заработка (дохода) в налоговый орган в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 8 ст. 11 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
Под работающими понимаются застрахованные лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или оказание услуг.
Положениями действующего законодательства предусматриваются следующие варианты оформления отношений между организацией и ее руководителем:
- заключение трудового договора;
- заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
- назначение физического лица руководителем организации в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей организации (или уполномоченных в соответствии с уставом организации лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При условии отсутствия в отношениях между руководителем и организацией признаков трудовых отношений или признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору, а также при условии отсутствия заработной платы или вознаграждения за выполнение трудовых функций, руководитель организации не может быть отнесен к кругу застрахованных лиц.
Таким образом, руководители (председатели) и/или члены организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы, относятся к неработающим лицам, и, соответственно, персонифицированные сведения о физических лицах в их отношении в налоговые органы не представляются.
В случае если в конкретном месяце в отношении вышеуказанных лиц произведено начисление страховых взносов, они признаются работающими, и за такой месяц в их отношении в налоговые органы представляются персонифицированные сведения о физических лицах.
С полным текстом Письма от 02.03.2023 № БС-4-11/2477@ можно ознакомиться по ссылке: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/13214370/
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
2 марта 2023 года депутаты приняли в первом чтении законопроект о защите интернет-ресурсов социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) от хакерских атак из-за рубежа.
Законопроектом №281856-8 предлагается дополнить пункт 12 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» новыми абзацами 2 и 3.
Согласно предлагаемым поправкам органы государственной власти и местного самоуправления наделяются возможностью предоставлять СО НКО вычислительные мощности для обеспечения доступа к информации, размещенной на их сайтах, а также помогать с созданием и автоматизацией таких сайтов. Кроме того, законопроект предлагает наделить Минцифры России правом предоставить СО НКО доступ к конструктору — подсистеме «Госвеб» федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (портал госуслуг).
Таким образом, в порядке, который должен быть определен постановлением Правительства РФ, Роскомнадзор предлагается наделить полномочиями по содействию СО НКО в техническом создании своих официальных сайтов через ЕСИА (портал госуслуг).
В пояснительной записке указывается, что «принятие и реализация законопроекта будут способствовать снижению расходов СО НКО на техническое и материальное обеспечение. Кроме того, предлагаемые изменения помогут обеспечить безопасность персональных данных граждан, работающих и взаимодействующих с СО НКО, а также усилят уровень устойчивости важных социальных Интернет-ресурсов перед хакерскими атаками».
В феврале этого года в Общественной палате РФ провели нулевое чтение вышеуказанного законопроекта. Необходимость информационной поддержки СО НКО и гарантий цифровой защищенности поддержали все участники нулевого чтения. Они также отметили, что возможность воспользоваться такой государственной площадкой, как конструктор Минцифры России, даст больше возможностей прежде всего региональным общественным объединениям заявить о себе и своей деятельности.
Законопроект предлагает ввести новую форму информационной поддержки НКО для бесперебойной работы их сайтов и баз данных, а также защиты личных данных, рассказала Елена Тополева, председатель комиссии Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации. Она отметила, что наиболее активная часть СО НКО входит в реестр Минэкономразвития России. По ее мнению, стоит представлять обсуждаемые меры поддержки организациям, которые включены в этот реестр.
Среди других прозвучавших предложений участников общественной экспертизы— гарантия федерального финансирования мероприятий, направленных на реализацию законопроекта; исключение из текста законопроекта слов, позволяющих трактовать его как рекомендательный, а не обязательный к исполнению — органы власти, по мнению экспертов, должны иметь обязанность, а не право оказывать такую поддержку; обеспечение для СО НКО доступа не только к государственной инфраструктуре, но и к услугам специалистов по информационной безопасности.
Ссылка на Законопроект №281856-8 «О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/281856-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|