Главная страница
Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало Письмо от 12 января 2023 г. № 14-6/ООГ-97 «Об организации электронного кадрового документооборота».
Трудовой кодекс РФ исключает возможность электронного документооборота для ряда документов, их подписание осуществляется только на бумажном носителе. Причем не важно, ведется в компании электронный документооборот или нет. Оформить, например, «увольнительный» приказ в электронном виде без соблюдения требований статей 22.1 и 22.3 Трудового кодекса РФ с подписанием его усиленной квалифицированной электронной подписью тоже нельзя.
Согласно статье 22.1 Трудового кодекса РФ электронный кадровый документооборот не применяется в отношении:
- акта о несчастном случае на производстве;
- приказа (распоряжения) об увольнении работника;
- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Минтруд разъяснил, что введение данной нормы связано с исключительным значением данных документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также возможности восстановить права работника - оспаривать увольнение или нарушение трудовых прав с учетом установленных законодательством коротких сроков обжалования в этой ситуации.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение 1-го месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.
Оформление в бумажном виде акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, не позволит работодателю нарушать права работников, а работнику злоупотреблять своими правами.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к главе Минцифры Максуту Шадаеву с предложением сделать на портале госуслуг раздел, где люди, желающие сделать пожертвование, могли бы выбрать проверенный благотворительный фонд.
«Фонды уже сейчас сдают в Минюст отчеты о своей деятельности, так что исполнительные власти проверяют их. Но обычному человеку идентифицировать фонд, который пишет о себе красивые слова в интернете, невозможно. Поэтому необходима верификация, чтобы люди могли защитить свои пожертвования от попадания не в те руки», — сообщил Виталий Милонов. Он считает что можно было бы предусмотреть и возможность делать пожертвования через верифицированный сервис на базе госуслуг.
Зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко напомнила о некоторых уже существующих способах определить, заслуживают ли благотворители доверия. Для того чтобы проверить благонадежность организации нужно зайти на ее официальный сайт чтобы проверить реквизиты, цели сбора средств и отчеты о деятельности.
Она также порекомендовала обратиться к реестру социально ориентированных некоммерческих организаций, который ведет Минэкономразвития. Данный реестр размещен на официальном сайте Минэкономразвития: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/all
Там есть не все благотворительные фонды, хотя и очень многие, сообщила член Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. При этом само нахождение организации в реестре уже можно считать признаком качества, ведь чтобы в него попасть, нужно соответствовать определенным требованиям.
Немало важно проверить, как написано название НКО и его доменное имя. Имеют место случаи, когда недобросовестные организации маскируются под известные фонды. Большое число судебных дел в отношении НКО связано именно с использованием чужого наименования, сообщила Елена Тополева-Солдунова.
«Названия НКО сейчас плохо защищены законом. Конечно, организация не может взять точно такое же наименование, но она может слегка видоизменить его, например, не «Дети-бабочки», а «Дети-Бабочки+». А человек может не обратить на это внимание», — пояснила эксперт. По ее мнению, эту проблему надо решить законодательно. В этих целях сейчас собирается пакет рекомендаций по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях, куда обязательно будет включена эта тема.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В настоящий момент в Госдуме разрабатывают законопроект об отмене обязательного использования НКО печати. Парламентарии предлагают отказаться от обязательного использования печатей, чтобы избавить некоммерческий сектор от излишней бюрократии и ускорить переход на электронный документооборот и подписи.
Согласно установленным нормам закона некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (п. 4 ст. 3 Федеральному закону "О некоммерческих организациях").
Следует отметить и то, что некоторые контрагенты отказываются от сотрудничества, если на договоре не стоит печать.
«Согласно действующим требованиям, у каждой НКО должна быть печать с полным наименованием организации на русском языке, — отметила зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Занко — Мы предлагаем от этого отказаться». По ее словам, это существенно упростит работу НКО. Но если организации удобно пользоваться печатью, то это право сохранится.
Возможность использования электронной подписи вместо штампа уже есть у малого и среднего бизнеса. Также Ольга Занко сообщила, что законопроект об отмене обязательных печатей для НКО поддержал Совет по правам человека при президенте, представители крупных некоммерческих организаций.
Законопроект о таком праве для НКО поддержал Совет по правам человека при президенте и представители крупных некоммерческих организаций.
Законопроект принят в первом чтении: https://sozd.duma.gov.ru/bill/281856-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В конце февраля состоялось заседание рабочей группы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Встреча была приурочена ко Всемирному дню неправительственных организаций, главной темой стало развитие некоммерческого сектора.
На заседании обсудили актуальные проблемы правового регулирования деятельности, упрощение отчетности и оказание помощи в обеспечении информационной безопасности некоммерческих организаций (далее – НКО).
«Мы определили три основных приоритета в работе на этот год. Первое — синхронизация трех основных законов: Гражданского кодекса, закона «О некоммерческих организациях» и закона «Об общественных объединениях». Там есть много нестыковок даже на уровне понятийного аппарата. А это, в свою очередь, мешает работе на практике. Второе — это упрощение отчетности для НКО. С этой проблемой к нам обращаются практически на каждом приеме. И действительно, некоторые отчеты дублируют друг друга. Третье — помощь в обеспечении информационной безопасности НКО. Это связано с участившимися хакерскими атаками на НКО. К нашей работе может присоединиться любой эксперт или представитель НКО» - отметила Заместитель Председателя Комитета Ольга Занко.
В отдельных случаях законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» не стыкуются с Гражданским кодексом. Стоит упрощать механизмы принятия решений. Проще должен быть процесс корректировки состава учредителей НКО. Учитывая растущую роль общественных организаций и других НКО, их большую социальную нагрузку в условиях СВО, такие решения уже созрели.
Заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова представила на заседании законодательные инициативы Минэкономразвития, в том числе в сфере регулирования целевых капиталов, а также системные предложения по развитию некоммерческого сектора. Она отметила, что единая цифровая форма отчетности для всех НКО позволит снизить нагрузку и сделать систему работы более прозрачной.
Сегодня многим НКО приходится увеличивать штаты, но не для дела, а чтобы была возможность закрывать все отчеты в срок. Этого быть не должно считает Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева.
Замминистра сообщила о разработанной методике оценки вклада некоммерческого сектора в ВВП страны. По результатам исследования в 2021 году вклад составил 1,46 %, что почти вдвое выше результатов 2018 года (0,82 %). Расчет данного показателя планируется осуществлять на постоянной основе.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

1 марта 2023 года вступил в силу Приказ Росстандарта, который внес изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), в котором непосредственно содержатся коды видов деятельности. Благодаря изменениям в классификаторе появится раздел для некоммерческих организаций (далее - НКО), включающий в себя наиболее распространенную деятельность НКО.
Для многих НКО появляется возможность выбрать основной код ОКВЭД, соответствующий целям их создания. Кроме того, теперь НКО смогут подобрать больше дополнительных кодов ОКВЭД адаптированных под свою деятельность.
Например, появляются отдельные коды ОКВЭД для деятельности по сбору пожертвований, правозащитной деятельности, деятельности по решению экологических проблем, охране окружающей среды, для фондов целевого капитала, деятельности по защите особых групп населения (например, инвалиды, этнические группы и меньшинства, мигранты), оказанию помощи жертвам социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам, вынужденным переселенцам, мигрантам (в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок) и т.д.
На данный момент не опубликованы официальные разъяснения, которые обязывают НКО в принудительном порядке вносить изменения в сведения о кодах, которые уже имеются у организации и содержатся в ЕГРЮЛ. То есть обязанности по смене ОКВЭД в связи с вступившим в силу Приказом Росстандарта у НКО не возникло.
Изменения к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденные приказами Росстандарта, будут размещены в информационном банке после их опубликования в Информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС).
Ссылка на Изменения (пока не включены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности): https://protect.gost.ru/v.aspx?control=24&baseC=22&page=0&month=12&year=2022&search=&id=236612&pageK=761DB894-A052-4BD2-A000-D5866AE2B8D3
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|