Главная страница
С 1 марта 2023 года упрощены правила об учредительных документах некоммерческих организаций (далее - НКО). НКО разрешили действовать по типовому уставу, утвержденным Минюстом России. Принятые изменения позволят упростить процедуру разработки устава и уменьшить его объем.
При этом для общественных объединений такая возможность не предусмотрена.
Сокращен перечень сведений, которые должна указывать НКО в своём учредительном документе. Из списка исключат информацию о филиалах, представительствах, порядке управления деятельностью и другие данные.
Теперь в уставы НКО можно не включать сведения об источниках формировании имущества, о порядке внесения изменений в устав, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона.
При этом у организации остается право на включение вышеперечисленных сведений в свой устав либо они могут отказаться от их включения. Переход на типовые уставы не являются обязательным требованием, НКО могут продолжить работать по старым документам.
Типовой устав можно выбрать не только при создании, но и в ходе осуществления деятельности организации. Для этого учредитель или высший орган управления должен принять решение и внести изменения в ЕГРЮЛ.
Согласно принятым нововведениям теперь учредительным документом любой НКО является только устав. Ранее в ассоциациях и союзах к таким документам также относился учредительный договор.
Ссылка на Федеральный закон от 19.12.2022 № 535-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212190050
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

С 2023 года возобновились проверки некоммерческих организаций, которые осуществляет Минюст России и его территориальными управлениями.
В конце прошлого года на сайте министерства был опубликован план проведения плановых проверок, в котором указано когда и к кому проверяющий орган придет с визитом в этом году: https://minjust.gov.ru/ru/pages/plan-proverok/
На сайте информационной системы прокуратуры «Единый реестр проверок» также можно найти сведения и о других планируемых проверках организации: https://proverki.gov.ru/portal/
Деятельность НКО будут проверять на соответствие с той, что описана в её уставе. Особое внимание проверяющие будут акцентировать на указанные в уставе цели и на предмете деятельности НКО.
Следует напомнить, что с 2022 года действует обновленный административный регламент госконтроля за деятельностью НКО, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций (Приказ Минюста России от 30.12.2021 N 274: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8078/ ). В новой редакции регламента расширены права специалистов Минюста, установлены исчерпывающие перечни документов и информации, которые могут быть истребованы у НКО в ходе проверки.
Также с начала 2023 года для НКО стало обязательным соблюдение досудебного порядка обжалования решений контрольного (проверяющего) органа.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" от 31.07.2020 N 248-ФЗ: «судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности».
Таким образом, если НКО не согласна с решением территориального управления Минюста, то перед обращением в суд необходимо будет направить жалобу в Минюст.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

АНО «Открытая Альтернатива» приступила к реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», который поддержан Фондом президентских грантов. Ранее АНО «Открытая Альтернатива» успешно реализовала проект с аналогичным названием, новый проект предполагает еще больше полезных мероприятий для НКО, сочетающих в себе различные форматы для их проведения. Проект «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов.
Проект продолжает направление АНО «Открытая Альтернатива» по поиску и апробированию наиболее оптимальных возможностей доведения правовой и бухгалтерской информации до НКО и инициативных групп, имеющих намерения создать НКО, путём использования инструментов очного общения, а также иных инновационных способов, таких как практико-ориентированные мастерские, тренинги, встречи-практикумы, подготовка электронных памяток и организация дистанционного участия целевой аудитории в очных мероприятиях.
В целях создания условий для успешной реализации проекта и возможности тиражирования результатов в Самарском регионе приглашаем организации различной направленности (добровольческие, научные, коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) к сотрудничеству и партнерству!
Информацию о проекте и вариантах сотрудничества можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Уважаемые коллеги!
АНО "Открытая Альтернатива" реализует проект "Правовая поддержка некоммерческих организаций", который был поддержан Фондом президентских грантов.

Новый законопроект разрешит передавать благотворительным организациям еду, лекарства, предметы гигиены и другие товары первой необходимости, которые изъяли на таможне.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет Федеральной таможенной службе передавать благотворительным организациям конфискат, который перешёл в федеральную собственность. Закрытый перечень учреждений будет определять правительство. Сейчас изъятый товар можно пересылать только в социальные, медицинские, образовательные учреждения и детские лагеря.
Авторы законопроекта отметили, что в итоговой версии закона стоит упростить правила получения и расширить перечень конфиската. Сейчас в него входят только товары первой необходимости.
«Пока работа с конфискатом для госучреждений – скорее обременение», – посетовал депутат Олег Леонов.
В 2020 году таможенные органы конфисковали 20,5 тысяч товарных партий стоимостью более 8,5 млрд рублей. В первом полугодии 2021 года – 7,4 тысяч. Их стоимость оценили в сумму больше 5,2 млрд рублей. Об этом сообщают в пояснительной записке к законопроекту.
«Что-то из этого уничтожается, что-то просто хранится на полигонах, – отметил председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике и руководитель платформы ДОБРО.РФ Артём Метелев. – На это тратятся десятки миллионов рублей из бюджета».

|
|
|