Главная страница
В Госдуму внесен законопроект, который позволит уравнять в правах общественные движения и общественные организации в части компетенции органов управления.
Изменения предполагается внести в статью 9 закона «Об общественных объединениях». Предусматривается расширение полномочий постоянно действующего руководящего органа общественного движения. Он получит возможность утверждать годовой финансовый отчет, создавать другие юридические лица от имени общественного движения, открывать его филиалы и представительства.
Поправки позволят упростить процесс принятия управленческих решений для общественных движений, позволят им не тратить время и ресурсы на различные бюрократические процедуры.
«Это позволит им [общественным движениям] эффективнее решать необходимые задачи и не тратить время и ресурсы на различные бюрократические процедуры. Например, если движение хочет открыть свое представительство или утвердить годовую отчетность, то уже не нужно собирать весь съезд, а достаточно принять решение постоянно действующим коллегиальным органом», — пояснила соавтор законопроекта, заместитель председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/125628-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В марте 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 6 марта 2022 года №35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14-2 Федерального закона «О национальной платежной системе» и статьи 1-1 и 4-7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
В соответствии с принятыми изменениями, юридические лица, в частности, некоммерческие организации, получат возможность вносить денежные средства на свой расчетный счет с использованием банкоматов.
Принятые нормы вводят правила для оборота таких денежных средств между кредитными организациями и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями, или индивидуальными предпринимателями, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций).
Авторы законопроекта пояснили, что применение оборудования банковских платежных агентов для внесения наличной выручки упростит эту процедуру для юридических лиц. Они смогут в любое удобное время зачислить деньги на свой расчетный счет через ближайший банкомат, даже если в регионе отсутствует отделение банка, который обслуживает счет.
Нововведения были приняты для устранения одной из существенных проблем, связанной с высокой административной и финансовой нагрузкой при внесении наличных средств на счет, а также недостаточным количеством отделений и устройств для приема наличности в шаговой доступности. Принятые поправки создают дополнительные возможности для некоммерческих организаций и упрощают процедуру внесения наличных денежных средств на расчетный счет.
Закон вступит в силу 4 сентября 2022 года, так что воспользоваться новой возможностью можно будет уже осенью этого года.
Ссылка на Федеральный закон от 06.03.2022 № 35-ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203060005
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Некоммерческие организации и журналисты могут получить статус иностранного агента даже без получения иностранного финансирования. Законом данная норма уже предусмотрена и распространяется пока на физических лиц вне зависимости от их гражданства.
Авторы законопроекта предложили распространить данный механизм и для других категории иностранных агентов. Для этого достаточно иметь поддержку в виде научно-технической помощи от иностранных источников, а также организационно-методической помощи и в любом ином формате. Иностранным агентом авторы предлагают считать лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и осуществляющее деятельность, типы которой описаны в законопроекте: политическая; целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России; распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а также участие в создании таких сообщений и материалов. Под иностранным влиянием подразумевается предоставление лицу поддержки иностранным источником (например, иностранным государством, его органами власти, международными организациями), оказание воздействия на это лицо, «в том числе путем принуждения, убеждения», а также иными способами. Также в законопроекте предусмотрено введение единого реестра иноагентов вместо нескольких существующих. Сейчас Минюст ведет 4 реестра иноагентов: НКО, СМИ (также признанные СМИ-иноагентами журналисты-физлица), незарегистрированных общественных объединений и физических лиц. Иноагентов предлагается освободить от обязанности маркировать сообщения бытового характера в соцсетях, сохранив это требование только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью либо той деятельностью, на основании которой иноагент был включен в реестр, сообщил замминистра юстиции Олег Свириденко.
В законопроекте предлагается ввести новые ограничения для иноагентов: они не смогут быть организаторами публичных мероприятий (например, митингов, шествий, пикетов); вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних; производить информационную продукцию для несовершеннолетних; получать государственную финансовую поддержку (например, гранты).
Кроме этого в нововведениях предусматриваются и послабления для «новичков». Перед включением в реестр Минюст теперь должен будет сообщать, на каком основании то или иное лицо было признано иноагентом «с указанием конкретных норм» закона. Законопроект вводит единый порядок исключения из реестра. В частности, иноагент может быть исключен оттуда по итогам внеплановой проверки Минюста, в случае если будет установлено, что в течение года, предшествовавшего дню подачи иноагентом заявления об исключении, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность. Также из реестра могут исключить, если Минюст по итогам внеплановой проверки установит, что иноагент не позднее чем через 3 месяца со дня попадания в реестр отказался от иностранного финансирования или имущества и возвратил их иностранному источнику, а также не получал за это время «научно-техническую, организационно-методическую помощь, помощь в иных формах». Ссылка на законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/113045-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Минпросвещения России совместно с экспертным сообществом доработало правила, которые будут регулировать открытость и прозрачность просветительской деятельности. Документ описывает открытые условия, формы и порядок ведения такой деятельности.
Новые правила распространяются на тех, кто планирует вести просветительскую деятельность для несовершеннолетних с привлечением государственных бюджетных средств. Правила не распространяются на культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций и просветительскую деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей).
В целом для некоммерческих организаций это не повлечет существенных последствий. Но важно учитывать каким образом будут проходить процедуры согласования программ тех организаций, кто работает с детьми и за государственные средства.
В качестве форм осуществления просветительской деятельности в правилах определены лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.
В соответствии с новым порядком организатор должен представить свою программу просветительской деятельности в Минпросвещения не менее чем за 30 дней до начала проведения своих мероприятий. При этом данное требование не относится к тем, кто для осуществления данных целей получил грант из федерального бюджета, а также к органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным государственным органам.
В программе просветительской деятельности должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Нововведения не повлекут дополнительную нагрузку по отчётности на частные просветительские проекты. В то же время закрепляются уже действующие требования законодательства. Например, недопустимость распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости.
Сейчас документ находится на этапе подготовки заключения по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия.
С полным текстом Правил можно ознакомиться на портале проектов нормативных правовых актов по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#npa=125932
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Депутатом Государственной Думы Евгением Фёдоровым предложено расширение перечня лиц, ограниченных в праве выступать в качестве учредителей некоммерческих организаций. Соответствующая инициатива направлена на имя генпрокурора Игоря Краснова.
Согласно действующему закону существует перечень физических и юридических лиц, которые не могут являться учредителями НКО. В данный перечень входят иностранные граждане и граждане без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в России, а также физические и юридические лица, в той или иной степени связанные с экстремистской деятельностью.
Однако, по словам автора инициативы, в данном перечне на сегодня отсутствуют физические лица и некоммерческие организации, признанные выполняющими функцию иностранного агента. Благодаря этому они могут свободно регистрировать новые организации и с их помощью оказывать влияние на общественное мнение внутри России.
В связи с этим депутат попросил оценить целесообразность внесения изменений в законодательство в части включения физических лиц и некоммерческих организаций, имеющих статус выполняющих функцию иностранного агента, в перечень лиц, которые не могут выступать в качестве учредителя новой некоммерческой организации.
Ранее в Госдуму был внесен законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», согласно которому иноагентами не будут признаваться органы публичной власти РФ, политические партии, государственные компании, госкорпорации, а также лица, подконтрольные им, и религиозные организации. При этом предлагается признавать иностранным агентом лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах», осуществляющее определенные виды деятельности. В настоящее время законопроект находится на этапе принятия профильным комитетом решения о его представлении в Совет Государственной Думы.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|