Главная страница
18 марта 2023 года в «Парк Отеле» прошла встреча некоммерческих организаций с представителями Фонда президентских грантов и Партнерства фонда местных сообществ, куда были приглашены представители Ресурсного методического центра АНО «Открытая Альтернатива».
В рамках программы встречи прошли выступления и дискуссии о роли фондов местных сообществ в социальной сфере, о взаимодействии НКО, проектной деятельности и тенденциях развития некоммерческого сектора в России.
Участниками встречи стали Илья Владимирович Чукалин (генеральный директор Фонда президентских грантов), Артем Евгеньевич Шадрин (директор Института социально-экономического проектирования), Юрий Владимирович Жичкин (руководитель департамента развития отраслей экономики и прогнозирования качества жизни населения региона), Борис Альбертович Цирульников (исполнительный директор благотворительного фонда «Фонд Тольятти»).
Илья Владимирович в своем выступлении уделил внимание тому, что НКО играют важную роль для государства, поскольку умеют более мобильно и без лишней бюрократии решать проблему людей на местах. Пользу НКО для людей сложно переоценить, но и для государства они обладают немалым значением, улучшая социальный климат в стране.
Во время своих выступлений приглашенные эксперты неоднократно подчеркивали важность деятельности НКО для общества и государства в целом. На сегодняшний день в России существует множество НКО, которые оперативно решают различные социальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям.
Также выступающие поделились нюансами проведения конкурсов для поддержки НКО, рассказали с какими трудностями приходится сталкиваться при организации конкурсов, как разрабатываются критерии оценки проектов.
Встреча прошла очень продуктивно, участники получили возможность не только послушать выступления именитых экспертов, но и задать интересующие их вопросы касаемо деятельности НКО, поддержки со стороны государства, в том числе путем проведения конкурсов.
Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало Письмо от 12 января 2023 г. № 14-6/ООГ-97 «Об организации электронного кадрового документооборота».
Трудовой кодекс РФ исключает возможность электронного документооборота для ряда документов, их подписание осуществляется только на бумажном носителе. Причем не важно, ведется в компании электронный документооборот или нет. Оформить, например, «увольнительный» приказ в электронном виде без соблюдения требований статей 22.1 и 22.3 Трудового кодекса РФ с подписанием его усиленной квалифицированной электронной подписью тоже нельзя.
Согласно статье 22.1 Трудового кодекса РФ электронный кадровый документооборот не применяется в отношении:
- акта о несчастном случае на производстве;
- приказа (распоряжения) об увольнении работника;
- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Минтруд разъяснил, что введение данной нормы связано с исключительным значением данных документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также возможности восстановить права работника - оспаривать увольнение или нарушение трудовых прав с учетом установленных законодательством коротких сроков обжалования в этой ситуации.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение 1-го месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.
Оформление в бумажном виде акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, не позволит работодателю нарушать права работников, а работнику злоупотреблять своими правами.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В конце февраля состоялось заседание рабочей группы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Встреча была приурочена ко Всемирному дню неправительственных организаций, главной темой стало развитие некоммерческого сектора.
На заседании обсудили актуальные проблемы правового регулирования деятельности, упрощение отчетности и оказание помощи в обеспечении информационной безопасности некоммерческих организаций (далее – НКО).
«Мы определили три основных приоритета в работе на этот год. Первое — синхронизация трех основных законов: Гражданского кодекса, закона «О некоммерческих организациях» и закона «Об общественных объединениях». Там есть много нестыковок даже на уровне понятийного аппарата. А это, в свою очередь, мешает работе на практике. Второе — это упрощение отчетности для НКО. С этой проблемой к нам обращаются практически на каждом приеме. И действительно, некоторые отчеты дублируют друг друга. Третье — помощь в обеспечении информационной безопасности НКО. Это связано с участившимися хакерскими атаками на НКО. К нашей работе может присоединиться любой эксперт или представитель НКО» - отметила Заместитель Председателя Комитета Ольга Занко.
В отдельных случаях законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» не стыкуются с Гражданским кодексом. Стоит упрощать механизмы принятия решений. Проще должен быть процесс корректировки состава учредителей НКО. Учитывая растущую роль общественных организаций и других НКО, их большую социальную нагрузку в условиях СВО, такие решения уже созрели.
Заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова представила на заседании законодательные инициативы Минэкономразвития, в том числе в сфере регулирования целевых капиталов, а также системные предложения по развитию некоммерческого сектора. Она отметила, что единая цифровая форма отчетности для всех НКО позволит снизить нагрузку и сделать систему работы более прозрачной.
Сегодня многим НКО приходится увеличивать штаты, но не для дела, а чтобы была возможность закрывать все отчеты в срок. Этого быть не должно считает Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева.
Замминистра сообщила о разработанной методике оценки вклада некоммерческого сектора в ВВП страны. По результатам исследования в 2021 году вклад составил 1,46 %, что почти вдвое выше результатов 2018 года (0,82 %). Расчет данного показателя планируется осуществлять на постоянной основе.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к главе Минцифры Максуту Шадаеву с предложением сделать на портале госуслуг раздел, где люди, желающие сделать пожертвование, могли бы выбрать проверенный благотворительный фонд.
«Фонды уже сейчас сдают в Минюст отчеты о своей деятельности, так что исполнительные власти проверяют их. Но обычному человеку идентифицировать фонд, который пишет о себе красивые слова в интернете, невозможно. Поэтому необходима верификация, чтобы люди могли защитить свои пожертвования от попадания не в те руки», — сообщил Виталий Милонов. Он считает что можно было бы предусмотреть и возможность делать пожертвования через верифицированный сервис на базе госуслуг.
Зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко напомнила о некоторых уже существующих способах определить, заслуживают ли благотворители доверия. Для того чтобы проверить благонадежность организации нужно зайти на ее официальный сайт чтобы проверить реквизиты, цели сбора средств и отчеты о деятельности.
Она также порекомендовала обратиться к реестру социально ориентированных некоммерческих организаций, который ведет Минэкономразвития. Данный реестр размещен на официальном сайте Минэкономразвития: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/all
Там есть не все благотворительные фонды, хотя и очень многие, сообщила член Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. При этом само нахождение организации в реестре уже можно считать признаком качества, ведь чтобы в него попасть, нужно соответствовать определенным требованиям.
Немало важно проверить, как написано название НКО и его доменное имя. Имеют место случаи, когда недобросовестные организации маскируются под известные фонды. Большое число судебных дел в отношении НКО связано именно с использованием чужого наименования, сообщила Елена Тополева-Солдунова.
«Названия НКО сейчас плохо защищены законом. Конечно, организация не может взять точно такое же наименование, но она может слегка видоизменить его, например, не «Дети-бабочки», а «Дети-Бабочки+». А человек может не обратить на это внимание», — пояснила эксперт. По ее мнению, эту проблему надо решить законодательно. В этих целях сейчас собирается пакет рекомендаций по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях, куда обязательно будет включена эта тема.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В настоящий момент в Госдуме разрабатывают законопроект об отмене обязательного использования НКО печати. Парламентарии предлагают отказаться от обязательного использования печатей, чтобы избавить некоммерческий сектор от излишней бюрократии и ускорить переход на электронный документооборот и подписи.
Согласно установленным нормам закона некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (п. 4 ст. 3 Федеральному закону "О некоммерческих организациях").
Следует отметить и то, что некоторые контрагенты отказываются от сотрудничества, если на договоре не стоит печать.
«Согласно действующим требованиям, у каждой НКО должна быть печать с полным наименованием организации на русском языке, — отметила зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Занко — Мы предлагаем от этого отказаться». По ее словам, это существенно упростит работу НКО. Но если организации удобно пользоваться печатью, то это право сохранится.
Возможность использования электронной подписи вместо штампа уже есть у малого и среднего бизнеса. Также Ольга Занко сообщила, что законопроект об отмене обязательных печатей для НКО поддержал Совет по правам человека при президенте, представители крупных некоммерческих организаций.
Законопроект о таком праве для НКО поддержал Совет по правам человека при президенте и представители крупных некоммерческих организаций.
Законопроект принят в первом чтении: https://sozd.duma.gov.ru/bill/281856-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|