Главная страница
В конце февраля состоялось заседание рабочей группы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Встреча была приурочена ко Всемирному дню неправительственных организаций, главной темой стало развитие некоммерческого сектора.
На заседании обсудили актуальные проблемы правового регулирования деятельности, упрощение отчетности и оказание помощи в обеспечении информационной безопасности некоммерческих организаций (далее – НКО).
«Мы определили три основных приоритета в работе на этот год. Первое — синхронизация трех основных законов: Гражданского кодекса, закона «О некоммерческих организациях» и закона «Об общественных объединениях». Там есть много нестыковок даже на уровне понятийного аппарата. А это, в свою очередь, мешает работе на практике. Второе — это упрощение отчетности для НКО. С этой проблемой к нам обращаются практически на каждом приеме. И действительно, некоторые отчеты дублируют друг друга. Третье — помощь в обеспечении информационной безопасности НКО. Это связано с участившимися хакерскими атаками на НКО. К нашей работе может присоединиться любой эксперт или представитель НКО» - отметила Заместитель Председателя Комитета Ольга Занко.
В отдельных случаях законы «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» не стыкуются с Гражданским кодексом. Стоит упрощать механизмы принятия решений. Проще должен быть процесс корректировки состава учредителей НКО. Учитывая растущую роль общественных организаций и других НКО, их большую социальную нагрузку в условиях СВО, такие решения уже созрели.
Заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова представила на заседании законодательные инициативы Минэкономразвития, в том числе в сфере регулирования целевых капиталов, а также системные предложения по развитию некоммерческого сектора. Она отметила, что единая цифровая форма отчетности для всех НКО позволит снизить нагрузку и сделать систему работы более прозрачной.
Сегодня многим НКО приходится увеличивать штаты, но не для дела, а чтобы была возможность закрывать все отчеты в срок. Этого быть не должно считает Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева.
Замминистра сообщила о разработанной методике оценки вклада некоммерческого сектора в ВВП страны. По результатам исследования в 2021 году вклад составил 1,46 %, что почти вдвое выше результатов 2018 года (0,82 %). Расчет данного показателя планируется осуществлять на постоянной основе.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В настоящий момент в Госдуме разрабатывают законопроект об отмене обязательного использования НКО печати. Парламентарии предлагают отказаться от обязательного использования печатей, чтобы избавить некоммерческий сектор от излишней бюрократии и ускорить переход на электронный документооборот и подписи.
Согласно установленным нормам закона некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (п. 4 ст. 3 Федеральному закону "О некоммерческих организациях").
Следует отметить и то, что некоторые контрагенты отказываются от сотрудничества, если на договоре не стоит печать.
«Согласно действующим требованиям, у каждой НКО должна быть печать с полным наименованием организации на русском языке, — отметила зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Занко — Мы предлагаем от этого отказаться». По ее словам, это существенно упростит работу НКО. Но если организации удобно пользоваться печатью, то это право сохранится.
Возможность использования электронной подписи вместо штампа уже есть у малого и среднего бизнеса. Также Ольга Занко сообщила, что законопроект об отмене обязательных печатей для НКО поддержал Совет по правам человека при президенте, представители крупных некоммерческих организаций.
Законопроект о таком праве для НКО поддержал Совет по правам человека при президенте и представители крупных некоммерческих организаций.
Законопроект принят в первом чтении: https://sozd.duma.gov.ru/bill/281856-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Законопроект о лишении НКО-иноагентов имущественной господдержки подготовила замглавы комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, депутат фракции «Единая Россия» Ольга Занко. Изменения предполагают лишение социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО), признанных иностранными агентами, права на имущественную поддержку со стороны государства.
Согласно закону о некоммерческих организациях, органы власти всех уровней могут помогать СО НКО. В настоящий момент любая СО НКО, вне зависимости от того находится ли она в Реестре или нет, является ли иноагентом или нет, имеет право на оказание такой поддержки.
В частности, они вправе получать имущественную поддержку от власти — бесплатно пользоваться государственным или муниципальным имуществом, платить со скидкой за аренду земли, помещений и коммунальные услуги. Принятие нового законопроекта лишит НКО, которые признаны иноагентами, права на государственную имущественную поддержку.
В «Единой России» уточняется, что под имущественной поддержкой подразумевается передача во владение или пользование НКО имущества органами государственной власти или органами местного самоуправления на безвозмездной основе или по льготной стоимости, предоставление льгот по арендной плате на землю, права на оплату коммунальных услуг по льготным тарифам.
7 марта 2023 года на заседании думского Комитета по экономической политике глава Минэкономразвития Максим Решетников поддержал законопроект о лишении НКО - иностранных агентов имущественной поддержки со стороны государства.
Сейчас в реестр иноагентов внесены 552 организаций, граждан и СМИ. К иноагентам относят российские и зарубежные компании и людей, занимающихся политической деятельностью, выпуском информационных материалов, сбором военных сведений и получающих поддержку из-за границы — финансовую, организационно-методическую и научно-техническую. Ссылка на текущий реестр иностранных агентов, который ведет Минюст: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-17022023_eZOzhCv.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
1 марта 2023 года вступил в силу Приказ Росстандарта, который внес изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), в котором непосредственно содержатся коды видов деятельности. Благодаря изменениям в классификаторе появится раздел для некоммерческих организаций (далее - НКО), включающий в себя наиболее распространенную деятельность НКО.
Для многих НКО появляется возможность выбрать основной код ОКВЭД, соответствующий целям их создания. Кроме того, теперь НКО смогут подобрать больше дополнительных кодов ОКВЭД адаптированных под свою деятельность.
Например, появляются отдельные коды ОКВЭД для деятельности по сбору пожертвований, правозащитной деятельности, деятельности по решению экологических проблем, охране окружающей среды, для фондов целевого капитала, деятельности по защите особых групп населения (например, инвалиды, этнические группы и меньшинства, мигранты), оказанию помощи жертвам социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам, вынужденным переселенцам, мигрантам (в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок) и т.д.
На данный момент не опубликованы официальные разъяснения, которые обязывают НКО в принудительном порядке вносить изменения в сведения о кодах, которые уже имеются у организации и содержатся в ЕГРЮЛ. То есть обязанности по смене ОКВЭД в связи с вступившим в силу Приказом Росстандарта у НКО не возникло.
Изменения к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденные приказами Росстандарта, будут размещены в информационном банке после их опубликования в Информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС).
Ссылка на Изменения (пока не включены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности): https://protect.gost.ru/v.aspx?control=24&baseC=22&page=0&month=12&year=2022&search=&id=236612&pageK=761DB894-A052-4BD2-A000-D5866AE2B8D3
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
6 марта 2023 года Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) опубликовала Письмо от 02.03.2023 № БС-4-11/2477@ по вопросу отнесения к категории неработающих граждан руководителей (председателей) и/или членов общественных и некоммерческих организаций и представления указанными организациями в налоговые органы персонифицированных сведений о физических лицах.
Письмо составлено в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов по вопросу отнесения к категории неработающих граждан руководителей (председателей) и/или членов общественных и некоммерческих организаций и представления указанными организациями в налоговые органы персонифицированных сведений о физических лицах с учетом позиции Минтруда России и Социального фонда России.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в частности, сведения о сумме заработка (дохода) в налоговый орган в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 8 ст. 11 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
Под работающими понимаются застрахованные лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или оказание услуг.
Положениями действующего законодательства предусматриваются следующие варианты оформления отношений между организацией и ее руководителем:
- заключение трудового договора;
- заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
- назначение физического лица руководителем организации в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей организации (или уполномоченных в соответствии с уставом организации лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При условии отсутствия в отношениях между руководителем и организацией признаков трудовых отношений или признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору, а также при условии отсутствия заработной платы или вознаграждения за выполнение трудовых функций, руководитель организации не может быть отнесен к кругу застрахованных лиц.
Таким образом, руководители (председатели) и/или члены организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы, относятся к неработающим лицам, и, соответственно, персонифицированные сведения о физических лицах в их отношении в налоговые органы не представляются.
В случае если в конкретном месяце в отношении вышеуказанных лиц произведено начисление страховых взносов, они признаются работающими, и за такой месяц в их отношении в налоговые органы представляются персонифицированные сведения о физических лицах.
С полным текстом Письма от 02.03.2023 № БС-4-11/2477@ можно ознакомиться по ссылке: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/13214370/
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|