Главная страница

НКО получат возможность работать по типовому уставу

С 1 марта 2023 года упрощены правила об учредительных документах некоммерческих организаций (далее - НКО). НКО разрешили действовать по типовому уставу, утвержденным Минюстом России. Принятые изменения позволят упростить процедуру разработки устава и уменьшить его объем.

При этом для общественных объединений такая возможность не предусмотрена.

Сокращен перечень сведений, которые должна указывать НКО в своём учредительном документе. Из списка исключат информацию о филиалах, представительствах, порядке управления деятельностью и другие данные.

Теперь в уставы НКО можно не включать сведения об источниках формировании имущества, о порядке внесения изменений в устав, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона.

При этом у организации остается право на включение вышеперечисленных сведений в свой устав либо они могут отказаться от их включения. Переход на типовые уставы не являются обязательным требованием, НКО могут продолжить работать по старым документам.

Типовой устав можно выбрать не только при создании, но и в ходе осуществления деятельности организации. Для этого учредитель или высший орган управления должен принять решение и внести изменения в ЕГРЮЛ.

Согласно принятым нововведениям теперь учредительным документом любой НКО является только устав. Ранее в ассоциациях и союзах к таким документам также относился учредительный договор.

Ссылка на Федеральный закон от 19.12.2022 № 535-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212190050

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

lori 0012828579 bigwww 788x520

 

Возобновляются проверки некоммерческих организаций

С 2023 года возобновились проверки некоммерческих организаций, которые осуществляет Минюст России и его территориальными управлениями.

В конце прошлого года на сайте министерства был опубликован план проведения плановых проверок, в котором указано когда и к кому проверяющий орган придет с визитом в этом году: https://minjust.gov.ru/ru/pages/plan-proverok/

На сайте информационной системы прокуратуры «Единый реестр проверок» также можно найти сведения и о других планируемых проверках организации: https://proverki.gov.ru/portal/

Деятельность НКО будут проверять на соответствие с той, что описана в её уставе. Особое внимание проверяющие будут акцентировать на указанные в уставе цели и на предмете деятельности НКО.

Следует напомнить, что с 2022 года действует обновленный административный регламент госконтроля за деятельностью НКО, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций (Приказ Минюста России от 30.12.2021 N 274: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8078/ ). В новой редакции регламента расширены права специалистов Минюста, установлены исчерпывающие перечни документов и информации, которые могут быть истребованы у НКО в ходе проверки.

Также с начала 2023 года для НКО стало обязательным соблюдение досудебного порядка обжалования решений контрольного (проверяющего) органа.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" от 31.07.2020 N 248-ФЗ: «судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности».

Таким образом, если НКО не согласна с решением территориального управления Минюста, то перед обращением в суд необходимо будет направить жалобу в Минюст.

Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

zNDPZlj8DUY

 

Что делать, если руководитель или работник НКО становится мобилизованным

Какие есть варианты действий, если директор НКО получает повестку, и где найти пакеты всех необходимых документов, рассказали юристы проекта «Правовая команда».

21 сентября президент РФ Владимир Путин объявил частичную мобилизацию. 27 сентября «Правовая команда» провела вебинар «Действия работодателя (НКО) в условиях мобилизации» для тех, кого это затронуло или может затронуть. АСИ записало основные рекомендации.

Для мобилизованных руководителей НКО есть три алгоритма действий, для сотрудников — один, рассказывает Екатерина Васютина, юрист, директор проекта «Правовая команда».

Вариант для руководителей: жить по доверенности

Первый вариант подходит для тех руководителей, у которых есть какое-то время перед призывом: допустим, в повестке велели явиться через неделю или полторы. За это время он может оформить доверенность на другого сотрудника НКО, чтобы он мог действовать от имени организации.

В этом случае руководитель НКО должен написать заявление в свободной форме на имя высшего органа управления организацией и прикрепить к нему повестку или уведомление от Минобороны о заключении контракта.

Дальше нужно написать приказ о приостановлении трудового договора с руководителем и соответствующих выплатах. Ему нужно выплатить полный расчет зарплаты и премий на дату, когда он получил повестку. К приказу составляют дополнительное соглашение о приостановлении трудового договора, его подписывает тот, кто представлял НКО при заключении договора с руководителем.

Далее юристы советуют оформить две доверенности:

Первая — максимально полная доверенность на другого сотрудника НКО: в доверенности должны быть права на подпись отчетности, договоров и других документов. Эту доверенность нужно заверить у нотариуса.

Вторая — электронная доверенность, которую выдает Федеральная налоговая служба. Она дает право подписывать отчетность в налоговую. Для такой доверенности у человека, на которого ее оформляют, должна быть электронная цифровая подпись.

Второй вариант для руководителей с изменениями в ЕГРЮЛ

Первый вариант, замечают юристы, самый простой и быстрый, но два других будут более надежными.

Один из них — сменить руководителя на время его службы. Для этого нужно так же, как в первом варианте, написать заявление, рассчитать руководителя, сделать приказ и дополнительное соглашение о приостановлении трудового договора.

А потом высший орган управления НКО должен вынести решение о смене руководителя во время призыва на военную службу. Дальше нужно заполнить пакет документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ, заключить трудовой договор с новым руководителем и составить приказ о его вступлении в должность.

Третий вариант с изменениями в устав НКО

У третьего варианта такое же начало, как в остальных. Дальше в этом варианте «Правовая команда» предлагает ввести еще одну должность в устав, вроде заместителя директора, который сможет без доверенности действовать так же, как директор.

Для этого так же нужно решение высшего органа управления НКО. Потом нужно заполнить пакеты документов для внесения изменений в устав и в ЕГРЮЛ. Дальше с сотрудником, который вступает на эту должность, нужно составить соглашение о переводе или совмещении должностей, а потом соответствующий приказ.

Если мобилизован работник

В этом случае так же нужны заявление и повестка о мобилизации или уведомление от Минобороны. Дальше идут те же документы: приказ о приостановлении трудового договора и соответствующих выплатах, дополнительное соглашение о приостановлении трудового договора, расчет с мобилизованным сотрудником.

А дальше, если НКО хочет на место мобилизованного работника принять другого человека или перевести другого сотрудника, нужно составлять соответствующие дополнительные соглашения и приказ.

Исходя из имеющихся разъяснений, даже мобилизованный сотрудник должен фигурировать в ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М и еще в СЗВ-СТАЖ. А вот отчет СЗВ-ТД по нему не нужно сдавать.

Документы для всех вариантов

«Правовая команда» подготовила пакеты документов, которые можно скачать и использовать. Они основаны на действующем законодательстве, поэтому менять в них ничего не нужно, отмечает юрист, создатель проекта «Правовая команда» Дарья Милославская.

Вариант для руководителей, чья НКО будет жить по доверенности;

Вариант для руководителей с изменениями в ЕГРЮЛ;

Вариант для руководителей, которые будут изменять устав НКО;

Вариант для сотрудников НКО.

lori 0029450680 bigwww 788x520

 

«Конфискат – благотворительным организациям»: Дума приняла законопроект в первом чтении

Новый законопроект разрешит передавать благотворительным организациям еду, лекарства, предметы гигиены и другие товары первой необходимости, которые изъяли на таможне.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет Федеральной таможенной службе передавать благотворительным организациям конфискат, который перешёл в федеральную собственность. Закрытый перечень учреждений будет определять правительство. Сейчас изъятый товар можно пересылать только в социальные, медицинские, образовательные учреждения и детские лагеря.

Авторы законопроекта отметили, что в итоговой версии закона стоит упростить правила получения и расширить перечень конфиската. Сейчас в него входят только товары первой необходимости. 

«Пока работа с конфискатом для госучреждений – скорее обременение», – посетовал депутат Олег Леонов.

В 2020 году таможенные органы конфисковали 20,5 тысяч товарных партий стоимостью более 8,5 млрд рублей. В первом полугодии 2021 года – 7,4 тысяч. Их стоимость оценили в сумму больше 5,2 млрд рублей. Об этом сообщают в пояснительной записке к законопроекту.

«Что-то из этого уничтожается, что-то просто хранится на полигонах, – отметил председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике и руководитель платформы ДОБРО.РФ Артём Метелев. – На это тратятся десятки миллионов рублей из бюджета».

4 07.07.22 1

 

Дума усилила контроль за финансовыми решениями автономных некоммерческих организаций

Госдума приняла в третьем чтении закон, который вводит для автономных некоммерческих организаций (АНО), на счетах которых есть бюджетные средства, обязанность согласовывать крупные сделки с учредителями или коллегиальным высшим органом управления.

Документ (№1202931-7) в июне 2021 года внесло в парламент правительство РФ.

"Крупная сделка может быть совершена автономной некоммерческой организацией только с предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном учредительными документами автономной некоммерческой организации, в случае наличия на расчетных счетах автономной некоммерческой организации неиспользованных средств бюджетов бюджетной системы РФ к моменту одобрения крупной сделки", - говорится в принятом законе.

Закрепляется определение крупной сделки – если она превышает 10% балансовой стоимости активов АНО.

В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны стороны сделки, выгодоприобретатели, цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия. В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого оно действительно. Если срок не указан, то предварительное согласие считается действующим в течение одного года со дня вынесения согласия.

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной.

Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В ряде случаев АНО может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

i3d51yzwu3yrq0ev6mlv2p95fpb38d3b

 

Ещё статьи...

  1. В Тольятти прошла информационная встреча «Юридические основы оформления НКО и ТОС»
  2. 26 августа в Тольятти пройдет информационная встреча «Юридические основы оформления НКО и ТОС»
  3. В Тольятти состоялась информационная встреча для НКО и ТОС на тему «Аспекты подготовки социальных проектов НКО и ТОС»
  4. Предложено расширение мер поддержки волонтеров

Страница 10 из 86

  • В начало
  • Назад
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • Вперёд
  • В конец

Последние новости

  • Минэкономразвития России разработан проект Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных поставщиков
  • В зоне доступа: НКО приравняют к коммерческим организациям
  • В Госдуму внесен законопроект, существенно затрагивающий деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента
  • Обновленные формы для совершения регистрационных действий в отношении некоммерческих организаций
  • Минюст подготовил законопроект о дистанционной работе НКО

Самое популярное

  • Ассоциация «Юристы за гражданское общество»
  • Контакты
  • Учебный план
  • Порядок ликвидации некоммерческой организации
  • О нас

Главное меню

  • Главная
  • Наши проекты
  • Новости
  • Сетевая деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Общественные акции

Подменю

  • О нас
  • Контакты
  • Библиотека
  • Партнеры
  • Фото

© АНО Открытая Альтернатива, 2023.