Главная страница
Некоммерческие организации и журналисты могут получить статус иностранного агента даже без получения иностранного финансирования. Законом данная норма уже предусмотрена и распространяется пока на физических лиц вне зависимости от их гражданства.
Авторы законопроекта предложили распространить данный механизм и для других категории иностранных агентов. Для этого достаточно иметь поддержку в виде научно-технической помощи от иностранных источников, а также организационно-методической помощи и в любом ином формате. Иностранным агентом авторы предлагают считать лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и осуществляющее деятельность, типы которой описаны в законопроекте: политическая; целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России; распространение сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а также участие в создании таких сообщений и материалов. Под иностранным влиянием подразумевается предоставление лицу поддержки иностранным источником (например, иностранным государством, его органами власти, международными организациями), оказание воздействия на это лицо, «в том числе путем принуждения, убеждения», а также иными способами. Также в законопроекте предусмотрено введение единого реестра иноагентов вместо нескольких существующих. Сейчас Минюст ведет 4 реестра иноагентов: НКО, СМИ (также признанные СМИ-иноагентами журналисты-физлица), незарегистрированных общественных объединений и физических лиц. Иноагентов предлагается освободить от обязанности маркировать сообщения бытового характера в соцсетях, сохранив это требование только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью либо той деятельностью, на основании которой иноагент был включен в реестр, сообщил замминистра юстиции Олег Свириденко.
В законопроекте предлагается ввести новые ограничения для иноагентов: они не смогут быть организаторами публичных мероприятий (например, митингов, шествий, пикетов); вести преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних; производить информационную продукцию для несовершеннолетних; получать государственную финансовую поддержку (например, гранты).
Кроме этого в нововведениях предусматриваются и послабления для «новичков». Перед включением в реестр Минюст теперь должен будет сообщать, на каком основании то или иное лицо было признано иноагентом «с указанием конкретных норм» закона. Законопроект вводит единый порядок исключения из реестра. В частности, иноагент может быть исключен оттуда по итогам внеплановой проверки Минюста, в случае если будет установлено, что в течение года, предшествовавшего дню подачи иноагентом заявления об исключении, он не получал иностранное финансирование или помощь и не вел политическую и другую описанную в законопроекте деятельность. Также из реестра могут исключить, если Минюст по итогам внеплановой проверки установит, что иноагент не позднее чем через 3 месяца со дня попадания в реестр отказался от иностранного финансирования или имущества и возвратил их иностранному источнику, а также не получал за это время «научно-техническую, организационно-методическую помощь, помощь в иных формах». Ссылка на законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/113045-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Депутатом Государственной Думы Евгением Фёдоровым предложено расширение перечня лиц, ограниченных в праве выступать в качестве учредителей некоммерческих организаций. Соответствующая инициатива направлена на имя генпрокурора Игоря Краснова.
Согласно действующему закону существует перечень физических и юридических лиц, которые не могут являться учредителями НКО. В данный перечень входят иностранные граждане и граждане без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в России, а также физические и юридические лица, в той или иной степени связанные с экстремистской деятельностью.
Однако, по словам автора инициативы, в данном перечне на сегодня отсутствуют физические лица и некоммерческие организации, признанные выполняющими функцию иностранного агента. Благодаря этому они могут свободно регистрировать новые организации и с их помощью оказывать влияние на общественное мнение внутри России.
В связи с этим депутат попросил оценить целесообразность внесения изменений в законодательство в части включения физических лиц и некоммерческих организаций, имеющих статус выполняющих функцию иностранного агента, в перечень лиц, которые не могут выступать в качестве учредителя новой некоммерческой организации.
Ранее в Госдуму был внесен законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», согласно которому иноагентами не будут признаваться органы публичной власти РФ, политические партии, государственные компании, госкорпорации, а также лица, подконтрольные им, и религиозные организации. При этом предлагается признавать иностранным агентом лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах», осуществляющее определенные виды деятельности. В настоящее время законопроект находится на этапе принятия профильным комитетом решения о его представлении в Совет Государственной Думы.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» отменено проведение плановых проверок в 2022 году.
В сложившейся экономической ситуации данная мера поможет некоммерческим организациям сохранить ресурсы, которые бы пришлось направить на подготовку к плановым проверкам, устранение выявленных нарушений и оплату возможных штрафов.
При этом контрольные мероприятия допускаются только в определенных случаях в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора).
Постановлением определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых - непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
В 2022 году внеплановые проверки Минюстом деятельности некоммерческих организаций возможны по большинству оснований, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», но с извещением органов прокуратуры.
Допустимо проведение мероприятий для профилактики нарушений обязательных требований (размещение перечней НПА, информирование, обобщение практики, направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).
Ссылка на Постановление от 10.03.2022 № 336: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100013
Ссылка на Распоряжение Минюста "Об отмене проведения плановых проверок некоммерческих организаций": https://minjust.gov.ru/uploaded/files/rasporyazhenie.doc
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В связи с введением политических и экономических санкций внесены изменения в требования к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году.
Так в Постановлении Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 590 предусматривается смягчение требований в рамках предоставления государственных субсидий и грантов социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в 2022 году. Среди послаблений учитываются следующие меры:
- возможность сокращения срока окончания приема заявок участников отбора получателей субсидии (гранта) для предоставления субсидий до 10 календарных дней;
- допускается наличие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате, не превышающая 300 тыс. рублей;
- устанавливается возможность корректировки целевых показателей и сроков достижения результатов предоставления субсидии (гранта), предусмотренных условиями предоставления субсидии (гранта);
- устанавливается неприменение штрафных санкций.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования – 6 апреля 2022 года.
Ссылка на полный текст Постановления: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204060039?index=0&rangeSize=1
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

13 апреля 2022 года на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации было опубликовано сообщение о сокращении сроков государственной регистрации некоммерческих организаций, религиозных и общественных объединений.
В адрес территориальных органов Минюст России направил письмо о необходимости оптимизации работы по принятию решений о государственной регистрации в отношении некоммерческих организаций. Данная мера была предложена в целях минимизации последствий санкционного давления.
Таким образом, Минюст предложил осуществлять государственную регистрацию некоммерческих организаций в срок не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения соответствующих документов, а в отношении общественных и религиозных объединений – 20 календарных дней.
Предлагается, что сокращение сроков рассмотрения документов будет применяться к документам, поступившим после 01.04.2022 г.
На данный момент в действующем законодательстве определены сроки государственной регистрации некоммерческих организаций, до истечения которых Минюст России (его территориальный орган) обязан принять решение о государственной регистрации организации либо об отказе в предоставлении этой услуги или ее приостановлении.
Согласно нормам действующего закона решение о государственной регистрации:
- - некоммерческой организации принималось не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов;
- - общественного объединения принималось в течение 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения;
- - религиозного объединения принималось в месячный срок со дня представления всех документов.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|