Главная страница
С 1 марта 2022 года россияне получили право создавать личные фонды для управления имуществом, бизнесом и активами, что закреплено в новой статье 123.20-4 Гражданского кодекса РФ.
Личный фонд можно считать новой эволюционной формой своего «предшественника» – наследственного фонда. Благодаря наследственному фонду граждане получили возможность распоряжаться о его создании для управления нажитым имуществом, бизнесом, активами после его смерти, обозначив это в завещании и поручив руководство фондом доверенным лицам. Благодаря нововведениям появилось право создания фондов для управления имуществом при жизни.
Институт личных фондов предоставляет учредителю возможность удостовериться в правильности выбранной им модели управления активами и при необходимости скорректировать условия управления и устав фонда либо реорганизовать его (но не ликвидировать).
Личный фонд будет создаваться в форме унитарной некоммерческой организации, учреждаемой гражданином при жизни либо после его смерти – нотариусом в соответствии с завещанием на определенный срок либо бессрочно в целях управления имуществом гражданина. При этом срок работы личного фонда не ограничивается.
При этом личный фонд может управлять имуществом как с передачей, так и без передачи дохода выгодоприобретателям. При этом выгодоприобретателями могут выступать не только родственники учредителя, но и любые лица, кроме коммерческой организации.
«Личный фонд можно будет создавать на определенный срок или бессрочно. Он будет действовать в форме унитарной некоммерческой организации. Стоимость имущества, которое учредитель передает личному фонду при создании, не может быть менее 100 миллионов рублей. После смерти основателя фонд станет наследственным», — сообщает «Парламентская газета».
Ссылка на закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107010047
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Мероприятие проводилось для сотрудников, волонтеров некоммерческих организаций, инициативных групп и представителей территориальных общественных самоуправлений Ставропольского района Самарской области, которые планируют подготовить социальные проекты. Мероприятие носило актуальный характер – многие некоммерческие организации планируют попробовать силы в участии со своими проектными идеями в новом конкурсе Фонда президентских грантов. Ведущий мероприятия Арсенихин А.Г. рассказал участникам, на что обратить внимание при подготовке проекта с правовой точки зрения, а также поделился информацией о последствиях несоблюдения порядка подготовки и утверждения проекта внутри организации. Арсенихин А.Г. также затронул тематику типичных ошибок при подготовке проекта, влияющих на его поддержку и реализацию. Участники мероприятия также получили информацию об отдельных вопросах деятельности НКО: о том, нужен ли расчетный счет организации, о необходимости учета добровольцев, о целях и видах деятельности НКО. В завершении встречи ведущий поделился своей практикой участия в подготовке проектов, которые были признаны победителями в различных конкурсах по распределению грантов и субсидий. Он отметил важность логической продуманности проекта не только обеспечением его соответствия всем разделам заявки и конкурсной документации, но и с точки зрения возможности реализации проекта в случае его победы в конкурсе. Мероприятие позволило участникам отметить для себя важные аспекты подготовки и оформления проектных заявок, а также записаться на личную консультацию к руководителю, юристу-консультанту или бухгалтеру-консультанту проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций».
Мероприятие организовано АНО «Открытая Альтернатива» в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов.

Предлагается расширить перечень активов, в которые НКО могут инвестировать свой целевой капитал, и увеличить долю целевого капитала, который разрешено тратить на расходы по доверительному управлению.
16 февраля 2022 года соответствующий законопроект был принят в третьем чтении. «Законопроект направлен на расширение надежных инструментов, которые можно направлять в целевой капитал, чтобы соответствующие фонды могли больше и надежно зарабатывать. При этом устанавливается более гибкая форма оплаты работы доверительных управляющих, которые осуществляют управление этими средствами», — сказал один из авторов инициативы, глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Законопроект позволяет решить ряд других вопросов, способствующих повышению гибкости и эффективности работы с этими средствами, добавил он.
Авторы законопроекта считают, что закон должен соответствовать росту числа доступных инвесторам инструментов. Таким образом, нововведения расширяют перечень активов, в которые НКО могут инвестировать свой целевой капитал, инвестиционными портфелями неквалифицированных инвесторов. Перечень активов дополнен инвестиционными паями биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговыми сертификатами участия.
Планируется увеличить долю целевого капитала, который разрешено тратить на расходы по доверительному управлению, сейчас она составляет 1,5%. Законопроект предлагает установить размер этих расходов в виде предельной части от средней стоимости активов за отчетный период, как это делается в ПФР и негосударственных пенсионных фондах.
В предложениях говорится о том, что при доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, допускается в случае, если заключение таких договоров предусмотрено договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, заключенным НКО - собственником целевого капитала с управляющей компанией.
Законопроект предусматривает ограничение предельного размера расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. Уточнен порядок расчета вознаграждения для управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, который устанавливается договором доверительного управления этим имуществом, и расходов, связанных с доверительным управлением таким имуществом.
Законопроект также затрагивает полномочия Банка России. В настоящее время Банк России имеет полномочия для установления требований по ограничению рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала.
В проекте закона предлагается исключить из компетенций Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов такой деятельности, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.
В конце декабря 2021 года Федеральный центр знаний по целевым капиталам, созданный в октябре 2018 года, обновил базу данных целевых капиталов (ЦК) российских НКО. На конец 2021 года, в стране уже создано 225 эндаумент-фондов. В среднем ежегодный прирост составляет 15-20 организаций. Целевые капиталы НКО созданы в 49 субъектах России.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1034889-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

25 февраля в 15.00 приглашаем представителей НКО, ТОС и инициативных групп поучаствовать в информационной встрече «Основы социального проектирования».
Информационная встреча проводится для НКО, ТОС и инициативных групп Ставропольского района Самарской области.
На встрече расскажем: - на что обратить внимание при подготовке проекта с правовой точки зрения; - о последствиях несоблюдения порядка подготовки и утверждения проекта; - о типичных ошибках при подготовке проекта, влияющих на его поддержку и реализацию;
- об отдельных вопросах деятельности некоммерческих организаций (в том числе территориальных общественных самоуправлений). Ведущий встречи - Анатолий Арсенихин, член Общественной палаты г. Тольятти, руководитель Ресурсного центра для НКО "Открытая Альтернатива", член Совета Ассоциации "Юристы за гражданское общество". К участию приглашаются НКО, ТОС и инициативные группы Ставропольского района Самарской области. Участие БЕСПЛАТНО! Информационная встреча «Основы социального проектирования» состоится 25 февраля 2022г. в 15.00 по адресу: г. Тольятти, ул. Фрунзе, 9.
Информацию о мероприятии можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мероприятие организовано АНО «Открытая Альтернатива» в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов.

Минэкономразвития России в целях информирования налогоплательщиков о правах, предусмотренных пп. 19.6 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, подготовлены информационные материалы для юридических лиц-благотворителей, осуществляющих благотворительные пожертвования в адрес НКО.
Согласно закону организации выплачивающие налог на прибыль вправе признать расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного определенным категориям НКО, в качестве внереализационных расходов. Это дает возможность сократить налогооблагаемую базу на величину пожертвования в пользу НКО в денежном выражении, не превышающую 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Чтобы воспользоваться данной налоговой преференцией необходимо в соответствующем налоговом периоде осуществить безвозмездную передачу имущества (включая денежные средства) следующим организациям:
- социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным в реестр СОНКО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. №1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций»;
- централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций (вне зависимости от нахождения таких организаций в вышеупомянутых реестрах).
Согласно указанной норме пожертвование должно быть сделано безвозмездно в форме передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств. При этом наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, а также выполнение работ, предоставление услуг не рассматривается в качестве пожертвования.
Безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) и передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности в соответствии с ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (т.е. освобождается от налогообложения) на территории РФ (пп.12 п.3 ст.149 НК РФ).
Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль за истекший отчетный или налоговый период. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Организация-благотворитель вправе включить сумму пожертвований в состав расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
С полным текстом можно ознакомиться по ссылке: http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=180
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|