Главная страница
Заместитель председателя правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова попросила девять министерств совместно с Банком России, Фондом президентских грантов и Общественной палатой РФ рассмотреть предложенные меры поддержки некоммерческих организаций.
Ранее мы сообщали о том, что в Правительство и Государственную Думу было направлено более 40 предложений, касающихся налоговых, кредитных каникул, упрощенной системы налогообложения, пошлин на лекарства и прочего. Данный перечень предложений подготовлен Центром гражданского анализа и независимых исследований (Центром «ГРАНИ»).
Вышеперечисленные организации и министерства, в том числе Министерство финансов, Министерство здравоохранения и Министерство юстиции среди мер поддержки некоммерческих организаций в условиях санкций рассмотрят возможность введения временных налоговых и таможенных льгот для социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставление им субсидий и льготных кредитов, упрощение требований к отчетности, предоставление социальных льгот для сотрудников этих организаций. Директор Центра «ГРАНИ», председатель комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества Светлана Маковецкая отметила, что меры поддержки предлагаются государству для того, чтобы «социальная полезность деятельности» НКО не уменьшилась и в целях снижения неблагоприятных последствий для пострадавших организаций, а также создания дополнительных стимулов поддержки НКО негосударственными субъектами. Срок исполнения поручения Татьяны Голиковой о рассмотрении мер поддержки НКО – до 22 апреля 2022 года.
С предлагаемыми мерами поддержки можно ознакомиться, перейдя по ссылке: https://grany-center.org/frontend/web/uploads/files/mery-podderjki.docx
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

18 апреля – последний день общественного обсуждения проекта федерального закона «О пробации в Российской Федерации». Если документ будет принят, он вступит в силу 1 июля 2022 года.
Задача службы пробации – помощь бывшим заключенным в адаптации на свободе и предотвращение совершения ими новых преступлений.
Для полного или частичного социального сопровождения лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, предлагается привлечение коммерческих и некоммерческих (в том числе религиозных) организаций, общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных (медицинских) организаций, индивидуальных предпринимателей, общественных наблюдательных комиссий и граждан, включая добровольцев (волонтеров).
Законопроект предполагает создание системы пробации для ресоциализации и социальной адаптации осужденных во время отбывания наказания и после освобождения. Эти меры включают в себя оказание психологической помощи, содействие в получении необходимых документов при трудоустройстве, получении социального обслуживания, а также иную помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Документ закрепляет три вида пробации: приговорную (исполнительная), пенитенциарную и постпенитенциарную.
Приговорная (исполнительная) пробация – это меры, применяемые уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Допустим, к тем, кто отбывает ограничение свободы или условный срок.
Пенитенциарная пробация – проводится в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и включает в себя меры, направленные на исправление осужденных, а также на их подготовку к освобождению. Это могут быть, например, школы подготовки к освобождению. Если человек провел за решеткой достаточно долгое время, его надо заново научить жить на свободе, и на этот раз - жить без преступлений.
Постпенитенциарная пробация - это, как поясняют в Минюсте, "меры, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации".
В мае 2021 года министр юстиции России Константин Чуйченко называл создание эффективной службы пробации одним из приоритетных вопросов. «Граждане, отбывающие наказание, зачастую теряют социальные связи, лишаются семьи, дома, работы. Люди освобождаются из мест лишения свободы, имея судимость, но не имея профессии, часто без средств к существованию, без жилья. Они остаются один на один с серьезнейшими проблемами, что, безусловно, отражается на росте рецидивной преступности», — говорил тогда Чуйченко.
В конце октября замминистра юстиции Всеволод Вуколов сообщил, что в пробации нуждаются около 30-40 тысяч человек каждый год.
Ссылка на законопроект: https://regulation.gov.ru/projects#npa=126333
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В настоящий момент механизм передачи на безвозмездной основе товаров, обращенных в федеральную собственность, применяется только для передачи товаров в государственные организации. Новый механизм передачи предлагается распространить на благотворительные организации, основываясь, прежде всего на социальной значимости такой инициативы для малообеспеченных граждан с детьми и сокращения объемов товара подлежащих уничтожению в соответствии с законодательством.
В случае принятия закона, фонды смогут получать обращенные в федеральную собственность санитарно-гигиенические изделия, медицинские изделия, скоропортящиеся продукты, детское и лечебное питание, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости.
«В условиях, когда много людей, и в том числе беженцев, нуждаются в товарах первой необходимости, уничтожать качественные, но ввезенные с документальными нарушениями и потому конфискованные таможней товары неразумно. Правильно направить их в благотворительные организации, чтобы те в свою очередь раздали их нуждающимся», – подчеркнул соавтор законопроекта, координатор ПСО «Лиза Алерт» Олег Леонов.
Согласно данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году, составила 17.8 млн. человек. При этом 82 % малоимущих граждан – это, семьи с детьми.
Всего в 2020 году на учете таможенных органов находилось 20,5 тыс. конфискованных товарных партий (в 2019-м - 20,4 тыс.) общим объемом свыше 82,8 тыс. куб. м. (в 2019-м - 74,4 тыс.) стоимостью более 8,5 млрд рублей (в 2019 - 3 млрд). В первом полугодии 2021 года на учете таможенных органов находилось 7,4 тыс. конфискованных товарных партий общим объемом свыше 66,7 тыс. куб. м. стоимостью более 5,2 млрд рублей.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/98320-8#bh_histras
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

08 апреля в Тольятти прошла информационная встреча, посвященная сдаче отчетности НКО и ТОС в Минюст. Участники мероприятия узнали о новых формах отчетности, которые нужно использовать при сдаче отчетности с 01 марта 2022г. В ходе встречи были также рассмотрены варианты предоставления отчетности в Минюст (лично, посредством почтового отправления, онлайн с помощью Информационного портала Министерства юстиции РФ).
Мероприятие организовано АНО «Открытая Альтернатива» в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов.

1 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ.
Возникающие у некоммерческих организаций сложности во многом связаны со сбором пожертвований и подорожанием необходимых товаров. Для устранения данных проблем социальная реклама стала необходимым и востребованным инструментом. Использовать ее можно как фандрайзинговый инструмент.
Софья Жукова, исполнительный директор благотворительного фонда «Нужна помощь», подтверждает, что сейчас у НКО возникают проблемы с фандрайзингом и уменьшается количество пожертвований. Это связано и с уходом доноров, использующих зарубежные карты, и с блокировкой платежных систем, и с невозможностью работать в соцсетях Meta (признана в России экстремистской организацией) и покупать там коммерческую рекламу.
В настоящий момент НКО активно переходят в социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». В том числе ВКонтакте предоставляет гранты на рекламу, но по данным «Нужна помощь», ощутимого фандрайзингового эффекта НКО не могут получить. Также фонд «Время детства» сообщает, что результатов и конверсий в пожертвования нет и от сообщений в «Яндекс.Рекламе», которая тоже предоставляет гранты.
О действии квот на наружную рекламу и соцрекламу в СМИ благотворительным фондом «Нужна помощь» были опрошены 95 региональных фондов. В результате опроса 71% из опрошенных заявили, что не используют квоту, поскольку не знают о ней или опасаются бюрократических проволочек.
Председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова отмечает, что сложности с использованием данной квоты действительно есть: несмотря на то, что она прописана в законе, ее выполнение не контролируется.
Начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ Татьяна Евлампиева отмечает, что государство в сфере социальной рекламы является не основным участником, в данном случае взаимоотношения в первую очередь строятся между некоммерческой и коммерческой организацией.
Минэкономразвития обозначило готовность привлечения внимания региональных органов исполнительной власти для решения возникших трудностей. Предполагается попросить рассказать НКО больше о возможностях размещения социальной рекламы конкретно в их субъектах, а также расширить их возможности.
Руководитель программы «Благотворительность ВКонтакте» Екатерина Кочнева сообщила о планах социальной сети ВКонтакте развивать собственную внутреннюю систему пожертвований.
По ее словам, в самой социальной сети тоже отметили невысокую конверсию в пожертвования от рекламных кампаний. В связи с этим планируется провести анализ рекламного личного кабинета и рекламных инструментов и найти отличия от других соцсетей, в которых удается собрать больше пожертвований.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|