Главная страница
9 декабря 2021 года на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент России поддержал идею подготовки Центробанком методических указаний для банков по работе с некоммерческими организациями, а именно будут разработаны рекомендации по кредитованию.
Маковецкая Светлана, директор Фонда Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), член Совета по развитию гражданского общества и правам человека, отметила, что в настоящее время у банков таких методических указаний нет, поэтому они часто отказывают НКО в кредитах. Этот вопрос встал наиболее остро в период пандемии.
«Да, конечно, это можно сделать. Надо, чтобы они внимательно посмотрели и разобрались с этими отказами», — сказал президент. При этом Путин подчеркнул, что банки также зачастую отказывают в кредитах малым и средним предприятиям «и количество отказов со стороны банков в отношении заявок на кредитование от НКО чуть выше, чем отказов для малых предприятий, но в принципе сопоставимо». «Хотя, если такая разница существует, с этим нужно поразбираться», — согласился с её словами Президент.
Также на заседании Совета президент поручил разобраться насчет пособий и льгот директорам некоммерческих организаций. Владимир Путин согласился, что надо изучить порядок определения занятости для граждан, работающих в НКО бесплатно. Маковецкая отметила, что сейчас в законодательстве такие граждане считаются занятыми, поэтому в случае потери основной работы не могут встать на учет и получать пособие по безработице.
«Что касается пособий и льгот директорам НКО, не получающих вознаграждения. Надо посмотреть на этот порядок и с этим разобраться. По поводу поручений Центральному банку и необходимости разработать правительству методические рекомендации для банка. Да, это можно сделать, надо, чтобы они внимательно посмотрели, и разобраться с отказами. Хотя, насколько я себе представляю, есть отказы малым и средним предприятиям. Количество отказов со стороны банков в отношении заявок на кредитование со стороны НКО чуть выше, чем отказы для малых предприятий, но в принципе сопоставимо. Хотя если разница существует - надо с этим разобраться», - сказал Путин.
Кроме того глава государства дал ответ на просьбу Светланы Маковецкой об упрощении процедуры внесения НКО в реестр. Включение в реестр дает таким организациям право на получение финансирования, в том числе со стороны бизнеса. Член Совета предложила дать возможность НКО самостоятельно подавать заявку для включения в реестр. В настоящий момент это могут делать только профильные ведомства.
«Давайте посмотрим, — сказал Путин. — Насколько я понимаю, заявительный порядок для включения в реестр действует. Но если вы обращаете внимание на какие-то шероховатости, то давайте посмотрим еще раз, вернемся к этому».
Ссылка на запись заседания Совета: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67331
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
8 декабря 2021 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 1202931-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части усиления контроля за принятием автономной некоммерческой организацией, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом)».
Законопроект разработан в целях усиления контроля за принятием автономной некоммерческой организацией (далее - АНО), в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом.
Согласно тексту законопроекта крупная сделка может быть совершена такой организацией только с предварительного согласия ее учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления в порядке, предусмотренном учредительными документами.
В законопроекте дано определение крупной сделки применительно к деятельности АНО, а также закрепляются обязательные условия, которые должны содержаться в решении о согласии на ее совершение.
Крупной сделкой АНО признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов АНО, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами АНО не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны:
- Лица, являющиеся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями),
- Цена крупной сделки,
- Предмет крупной сделки,
- Иные ее существенные условия или порядок их определения.
Также может быть указан срок, в течение которого оно действительно. Если такой срок в решении не указан, предварительное согласие считается действующим в течение одного года с даты принятия решения, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано предварительное согласие, либо из обстоятельств, в которых оно давалось.
Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной по иску АНО, ее учредителей (учредителя) или членов (члена) коллегиального высшего органа управления, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия.
Поправки к законопроекту должны быть представлены до 6 января 2022 года.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1202931-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
14 декабря состоялось заключительное в 2021 году заседание Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, где обсудили субсидии, доступ на рынок и рейтинг. Также на последнем в этом году заседании Совета говорили о практиках поддержки СО НКО со стороны органов государственной власти регионов РФ.
Какую поддержку оказывали НКО
На государственном уровне закреплены финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, льготы по уплате налогов и страховых сборов и поддержка в области переподготовки и повышения квалификации сотрудников НКО, отметила Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Министерства экономического развития России.
На уровне субъектов были поддержаны почти 8,5 тысячи СО НКО на сумму почти 58 млрд рублей. «Имущественная поддержка крайне востребована и, наверное, не оказывается в том объеме, в котором хотелось бы», — отметила она.
По словам Иваницкой, из 128 тысяч СО НКО в 2020 году в собственности нежилые помещения имели чуть больше 4 тысяч. 72 субъекта оказывали имущественную поддержку.
По налоговой поддержке СО НКО получили суммарно за два года 18 млрд рублей от коммерческих компаний, которые получили за это налоговые льготы.
Иваницкая выделила еще и инфраструктурную, и информационную поддержку СО НКО. 185 ресурсных центров работают в 56 регионах, средства на их работу предоставляют на конкурсной основе.
Доступ на рынок соцуслуг
Инна Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, заместитель председателя Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при СФ отметила, отметила, что нормативно-правовая база, которая позволяет НКО быть полноправными поставщиками социальных услуг уже сформирована.
Объем средств, который передали субъектам для СО НКО, в прошлом году составил около 40 млрд рублей. По словам Святенко, по предварительным оценкам, это помогло около 50 млн человек получить соцуслуги от НКО.
Рейтинг регионов
Елена Тополева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации, напомнила о появлении регионального рейтинга «Регион НКО».
«Сравнение — не самоцель этого проекта. Он нужен, чтобы дать импульс и инструменты для самоанализа и развития некоммерческого сектора во всех регионах нашей страны», — подчеркнула Тополева.
Рейтинг позволяет посмотреть и сравнить очень много вещей. Например, где НКО собирают больше всего пожертвований, где и кто лидер по налоговым вычетам, в каком регионе активнее всего работают общественные палаты. Такое сравнение помогает понять, что делать дальше для равномерного развития НКО-сектора.
НКО-Профи
Один из информационных инструментов поддержки НКО — проект «НКО-Профи» от Агентства социальной информации и Фонда Потанина. «НКО-профи» — это цикл бесед с профессионалами некоммерческой сферы об их карьере в гражданском секторе.
«Мы видим, что разговор о профессионализме НКО стал сегодня возможен на разных площадках как в НКО-сообществе, так и за его пределами. Мы уверены, что меняется образ некоммерческого сектора», — заключила Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
15 декабря 2021 года Общественная палата РФ провела итоговое заседание Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при ОП РФ.
Глава Координационного совета, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова отметила, что в повестку работы Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям в 2021 год вошла тема устойчивого развития.
Напомним, что в этом году были внесены поправки в закон о рекламе (Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"). Речь идет о том, что российские интернет-площадки с ежедневным охватом свыше 100 тысяч должны предоставлять под размещение социальной рекламы 5% от общего объема рекламы ресурса. Поправки вступили в силу 30 апреля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
«Если в отношении СМИ нет обязательства предоставлять эти 5% бесплатно, то в отношение интернет-площадок это не только 5%, но еще и бесплатное размещение социальной рекламы. Мы активно участвовали в разработке законопроекта, обсуждали его, комментировали, вносили предложения — это тоже была очень большая часть нашей работы», — сказала глава корсовета.
Члены координационного совета также отметили, что в этом году в обществе больше внимания уделялось оценке эффективности социальной рекламы и ее социального воздействия. Дискуссия о социальной рекламе вышла за рамки экспертного сообщества и стала больше освещаться в прессе.
Итогами межрегионального проекта Лаборатории социальной рекламы «Повышение эффективности социальной рекламы в России» поделилась Гюзелла Николайшвили, основатель и директор Лаборатории социальной рекламы. Она напомнила, что подведение этих итогов традиционно приурочено к проведению международной конференции «Повышение эффективности социальной рекламы в России». «Эта площадка — срез самых важных тенденций, трендов и достижений социальной рекламы. На конференции разбираются и анализируются кейсы новых технологий социальной рекламы. В нашем проекте реально уменьшается разрыв между Москвой и регионами. Это наше убеждение, что в регионах социальная реклама развивается, и мы считаем, что она со временем она будет обгонять федеральные кампании по креативности, по точности и по эффективности решения социальных проблем с помощью интегрированных социальных коммуникаций», — убеждена она.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
2 декабря 2021 года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в целях дополнения перечня целей добровольческой (волонтерской) деятельности)». Нововведения предполагают предоставление господдержки для НКО, помогающим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушении пожаров, поддерживающим беженцев и жертв репрессий.
В результате введения новшеств волонтерская деятельность дополнятся содействием в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ. Среди новых целей также будет предусмотрена помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, экологических, промышленных и других катастрофах, а также жертвам репрессий, переселенцам и беженцам.
Авторы инициативы отмечают что, такое нововведение целесообразно, так как, по данным МЧС, в 2018-2020 годах "некоммерческие организации участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций около 40 тыс. раз и более 24,5 тыс. раз - в ликвидации их последствий".
"Показатели ежегодно растут. За три прошедших года силами некоммерческих организаций самостоятельно потушено порядка 17 тыс. пожаров, принято участие в тушении почти 70 тыс. пожаров в составе дополнительных сил", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, подчеркивают авторы инициативы, в ходе пожароопасного периода 2020 года добровольцы в каждом третьем случае первыми прибывали к месту пожара и организовывали его тушение до прибытия противопожарной службы.
В настоящее время в России свыше 300 некоммерческих организаций осуществляют деятельность в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Законодательством Российской Федерации определен правовой статус данных организаций, предусмотрены определенные меры поддержки, которые могут быть оказаны им органами публичной власти.
Федеральный закон от 06.05.2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» устанавливает правовые основы деятельности общественных объединений пожарной охраны, которыми признаются общественные организации и общественные учреждения, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.
В результате предлагаемых изменений организации, действующие на вышеуказанных направлениях, смогут воспользоваться мерами поддержки, установленными на федеральном, региональном и местном уровне в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», что будет способствовать активизации общественной инициативы в данных областях.
Кроме того, предлагаемые изменения обеспечат единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства) в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/29913-8
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|