В настоящее время в России проходит поэтапная реформа, которая к началу 2022 года радикально изменит порядок выдачи квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП). Расскажем о нововведениях, которые вступят в силу в новом году подробнее.
Главным нововведением является то, что согласно Федеральному закону от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску КЭП для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
Также с этого момента заканчивается срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами. Если коммерческий удостоверяющий центр получил аккредитацию в 2021 году, то дополнительных ограничений по периоду применения подписи, выданной им, нет. Ее можно применять и в 2022 году, если срок действия не истек. Потом оформлять подпись нужно будет в ФНС.
Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности (как правило, это гендиректор). Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
Личные подписи физлица, а также лица, действующие от имени юрлица по доверенности, смогут получать в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
В связи с этим налогоплательщикам рекомендуется заранее обратиться за получением сертификата ключа электронной подписи до наступления его предельного срока действия.
Получить КЭП можно в Удостоверяющем центре ФНС России (далее - УЦ) при соблюдении следующих условий:
1) УЦ выдает квалифицированные сертификаты только для юрлиц (лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусов;
2) квалифицированные сертификаты выпускаются по предварительной записи на основании заявления на выпуск КЭП при предъявлении паспорта, СНИЛС и после прохождения процедуры идентификации;
3) для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России (УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители определенного формата).
Для создания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи заявитель может подать документы в налоговый орган одним из следующих способов:
1) лично на бумажном носителе в любом налоговом органе, реализующем услугу по выдаче КЭП;
2) лично на бумажном носителе в отделениях операторов электронного документооборота;
3) в электронной форме с помощью интерактивных сервисов "Личный кабинет юридического лица" сайта ФНС России.
При этом получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи заявитель должен в налоговом органе лично.
Для выпуска квалифицированной электронной подписи необходимо иметь с собой:
1) основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
2) сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
3) сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
4) сертифицированный носитель (USB токен) для записи на него ключей электронной подписи.
В соответствии с законодательством, при обращении в налоговый орган для получения КЭП налогоплательщик должен представить оригиналы документов либо их копии, заверенные надлежащим образом, то есть нотариально. В данном случае представление копий будет вполне правомерным.
Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица (индивидуального предпринимателя, нотариуса) должен быть сертифицирован Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации или Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
При этом предъявлять сертификат полного соответствия на ключевой носитель не придется – в налоговых органах, предоставляющих услугу по выдаче КЭП, реализована возможность автоматической проверки ключевых носителей по требованиям их соответствия.
Количество записанных закрытых ключей (уникальная последовательность символов, с помощью которой формируется каждая электронная подпись) ограничено только объемом памяти ключевого носителя.
Основаниями для отказа в предоставлении услуги по выпуску КЭП согласно Федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" являются:
1) отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, СНИЛС либо отказ заявителя предъявить должностному лицу налогового органа указанные документы;
2) несоответствие информации в представленных заявителем документах с информацией, содержащейся в информационных ресурсах;
3) отсутствие носителя КЭП для записи, его неработоспособность либо его несоответствие предъявляемым требованиям.
Подробнее с новым порядком получения подписи можно ознакомиться на официальном сайте ФНС - https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ucfns/
Перечень аккредитованных удостоверяющих центров, а также центров, аккредитация которых приостановлена или прекращена, размещен на сайте Министерства цифрового развития (Минцифры) России - https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/
Ссылка на Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912280086
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

1 декабря 2021 года в актовом зале Администрации г.о. Тольятти состоялся круглый стол «Оказание помощи мигрантам и вынужденным переселенцам на территории Самарской области». Организаторами мероприятия выступили Отдел по социальному служению и благотворительности и Отдел «Церковь и общество» Тольяттинской епархии Русской православной церкви совместно с АНО «Институт практикующих юристов».
Мероприятие было организовано в партнерстве с Управлением взаимодействия с общественностью, Отделом этноконфессиональных отношений, Общественной палатой г.о. Тольятти и Фондом «Социальные Инвестиции».
Выступление руководителя АНО «Открытая Альтернатива», члена Ассоциации «Юристы за гражданское общество», Арсенихина Анатолия, происходило в рамках проекта «Правовая академия НКО» осуществляемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Участники обсудили тему возвращения соотечественников из бывших республик СССР, оказания помощи всем нуждающимся на территории Тольяттинской епархии продуктами питания и вещами независимо от вероисповедания, а также познакомились друг с другом и обменялись контактами.
Для участия на круглый стол были приглашены представители религиозных конфессий и организаций, представители армянских, еврейских, мусульманских диаспор, депутаты Государственной Думы, Самарской Губернской Думы, Думы г.о. Тольятти, представители Правительства Самарской области, представители Администрации г.о. Тольятти и СМИ. Среди участников круглого стола было 11 представителей власти и органов местного самоуправления, 18 представителей религиозных конфессий и организаций. Всего в мероприятии приняли участие 52 человека.
С докладами в рамках темы круглого стола выступили:
- - И.о. заместитель главы Администрации Центрального района г.о. Тольятти Железнова Марина;
- - Председатель Общественной палаты г.о. Тольятти Гройсман Виталий;
- - Руководитель АНО «Открытая Альтернатива», член Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Арсенихин Анатолий;
- - Депутат Самарской Губернской Думы Долгополова Ирина;
- - Протоиерей, Благочинный Тихоновского благочиния Матвеев Андрей;
- - Иерей, представитель Общество и церковь Желтиков Михаил;
- - Иерей, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель прихода храма в честь Святой Троицы Тольяттинской Епархии Ермолаев Илья;
- - Доброволец Фонда «Социальные Инвестиции» Гагаринова Динара;
- - Доброволец Фонда «Социальные Инвестиции» Шевченко Елена;
- - Общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Самарской области Дроботов Александр;
- - Руководитель АНО «Путь истины» Пономарев Вячеслав;
- - Заместитель руководителя, психолог АНО «Путь истины» Сивак Сергей.
В рамках круглого стола Арсенихин Анатолий обозначил в своем докладе «Забота о лицах без определенного места жительства и задачи гражданского общества» следующие предложения по решению затронутых проблем:
- - Разработка концепции и госпрограммы по оказанию комплексной и доступной помощи бездомным на федеральном, региональном и местном уровнях
- - Создание специальной службы «социального патруля», способной забрать человека с улицы и доставить в приют, где ему проведут санобработку, сделают флюорографию и накормят.
- - Разработка специальных образовательных программ по элементарной финансовой самодостаточности и жилищной грамотности для учреждений среднего и высшего образования, интернатов и мест лишения свободы.
- - Налаживание ситуации на рынке микрофинансового кредитования населения (предоставление полномочий по осуществлению этой деятельности только основным системообразующим банкам, включая Сбербанк России).
- - Разработка формы документа, удостоверяющего личность лиц в случаях невозможности её установления существующими средствами, и порядка их документирования с присвоением (возможно) условных данных.
- - Граждан, не имеющих жилья или жилищного документа, предлагается регистрировать по месту работы, а при отсутствии работы – по адресу территориального отдела миграционной службы (с указанием точного адреса места жительства), либо регистрация по месту фактического проживания в населенном пункте (статистический учёт).
- - Исключение административной ответственности непрописанных людей, не имеющих никакого жилья, и усовершенствование уголовного правоприменения к людям, прописывающим бездомных в целях обеспечения возможности реализации ими своих социальных и других прав.
- - Принятие Генпрокуратурой действенных мер прокурорского реагирования для полного прекращения повсеместной практики требования работодателями у граждан регистрации по месту жительства или пребывания при трудоустройстве. Предусмотреть возможность трудоустройства и людей, не имеющих удостоверяющих личность документов (возможно, на организуемых органами местного самоуправления общественных работах).
- - Уточнение содержания ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» либо получение официального разъяснения от ПФР о возможности назначения социальной пенсии бездомным при отсутствии документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства.
- - Предусмотреть в Жилищном кодексе РФ возможность принятия непрописанных на жил. учет по месту их фактического проживания. Для граждан, по объективным причинам не имеющих регистрации, можно определить критерии подтверждения как места жительства, так и срока фактического проживания на территории населенного пункта («ценз осёдлости» необходим для принятия на жилищный учет).
- - Определение понятия «специальная социальная защита», категории, критерии и процедуру признания граждан нуждающимися в ней (с возможностью установления субъектами Российской Федерации и иных нуждающихся в социальной защите категорий граждан).
- - Закрепление в Градостроительном кодексе РФ обязанности органов власти и инвесторов предусматривать в документах территориального планирования, договорах о развитии застроенной территории необходимость размещения объектов для оказания помощи бездомным.
- - Распространение для ночлежек нормы предоставления жилья в общежитии, составляющую не менее 6 м2 на человека и внесение соответствующих изменений в Жилищный кодекс РФ.
Также на круглом столе была отмечена работа Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. В результате осуществления своей деятельности данный Совет вынес следующие предложения для решения социальных проблем:
- - Обеспечить доступность срочных социальных услуг, в том числе для лиц без определенного места жительства и доступность социальных услуг государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг для лиц, не имеющих регистрации по месту жительства (пребывания) в субъекте РФ, в котором они фактически находятся.
- - Усовершенствовать правовое регулирование выплат компенсаций на оказание социальных услуг поставщиками социальных услуг, включенных в реестры поставщиков социальных услуг субъектов РФ, но не участвующих в выполнении социального заказа.
- - Разработка проекта комплекса мер (дополнительных мер), направленных на развитие системы профилактики бездомности, доступной помощи лицам без определенного места жительства, включая:
- уточнение понятия «гражданин без определенного места жительства» в нормативно правовых актах РФ;
- разработку критериев отнесения граждан к категории лиц без определенного места жительства и порядок их учета (ведение реестра).
- - Принятие лиц без определенного места жительства на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с подачей заявления в орган местного самоуправления по последнему месту жительства гражданина.
- - Обеспечить доступность медицинской помощи для лиц без определенного места жительства, в том числе не являющихся получателями социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания.
- - Изменить размер или порядок уплаты государственной пошлины за выдачу паспортов лицам без определенного места жительства взамен утраченного или пришедшего в негодность.
Подводя итоги круглого стола, стоит отметить, что он оказался очень важным событием для г.о. Тольятти. Участники, которые приняли в нем участие, смогли получить много ценной информации о существующих проблемах, а самое главное – узнали о способах решения затронутых проблем.
Общим голосованием было принято организовать в течении 2022 года несколько переговорных площадок на базе Общественной палаты г.о. Тольятти и Самарской области, включая площадки исполнительных и законодательных органов власти, по направлениям которые обозначили в рамках докладов и прений круглого стола. Первое направление – добровольчество, второе направление – социальное служение, третье направление – участие местного самоуправления в решении задач социальной исключенности, четвертое направление – создание городских и региональных ночлежек (государственных или на базе некоммерческих организаций), пятое направление – организация постоянно действующих рабочих групп при Общественных палатах и Думах г.о. Тольятти и Самарской области, шестое направление – необходимость создания и принятия городских и региональных программ по работе с социально исключенными слоями населения.
Приложение: