Главная страница
С 1 января 2022 года представитель без права действовать от имени организации без доверенности сможет заверять служебные документы только своей квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) физического лица. При этом нужно прилагать доверенность, которую выдаст, например, гендиректор и заверит КЭП организации.
Изменения планируется внести в Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ и в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В сопроводительных документах к проекту указывается, что законодательство предусматривает возможность передоверия другому лицу совершения действий, на которые уполномочено лицо в рамках выданной доверенности. Однако положениями Закона № 476-ФЗ возможность передоверия полномочий в рамках правоотношений в электронной форме не предусмотрена, что создаёт ограничения для участников электронного документооборота. Проект с нововведениями направлен на устранение данного пробела.
Таким образом, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предлагает внести следующие дополнения (п. «а» ст. 2 проекта):
1) Представителями юридических лиц могут быть не только физические лица, но и юридические лица или ИП;
2) Если они передоверили полномочия, при подписании документа следует приложить обе доверенности;
3) Если в соответствии с ГК РФ доверенность требует нотариального удостоверения, она должна быть подписана квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Ранее Минцифры подготовило проекты о форме, представлении, хранении, использовании и отмене доверенностей на подписание цифровых документов от имени организаций.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747528-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Минэкономразвития России составлен доклад о деятельности и развитии СОНКО по результатам 2020 г., подготовленный во исполнение пункта 8 плана по реализации Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2011 г. № 87-р (далее - доклад).
За 2020-2021 гг. была проведена работа по разработке нормативно-правовой базы для расширения участия негосударственного сектора в предоставлении услуг в социальной сфере, совершенствования деятельности некоммерческих организаций, содействия развитию благотворительности в РФ.
Поручением Правительства РФ от 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44 утвержден Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы (далее – Комплекс мер).
В целях исполнения Комплекса мер, поручений Президента РФ и поручений Правительства РФ были разработаны следующие нормативные акты:
- 1) Приказ Минэкономразвития России от 24 мая 2021 г. № 280 «Об утверждении порядка и условий предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям» – значительно упростит процедуру предоставления федерального имущества СОНКО как напрямую организациям, так и на конкурсной основе;
- 2) Проект распоряжения Правительства РФ «О перечне показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг» – определит перечень показателей для расчета рейтинга субъектов РФ по итогам поддержки СО НКО и социального предпринимательства. В числе показателей используются: темп роста количества СО НКО в регионе; доля муниципалитетов, реализующих программы поддержки СО НКО и социального предпринимательства; доля негосударственных организаций в общем количестве организаций, оказывающих услуги в социальной сфере;
- 3) Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» – совершенствует регулирование деятельности СОНКО. Изменения предполагают распространение на СОНКО мер поддержки, имеющихся у субъектов малого и среднего предпринимательства, в следующих направлениях:
- сокращение сроков проведения проверок надзорными органами;
- предоставление преимущественного права выкупа арендуемых помещений;
- предоставление возможности получения поручительств и независимых гарантий, а также микрозаймов от организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законопроектом также предусматривается реализация мер, направленных на совершенствование отчетности, представляемой СОНКО;
- 4) Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» - распространяет на НКО нормы, аналогичные нормам главы 48.1 Трудового кодекса РФ в части регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя – субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами. Содержит нормы, позволяющие работодателям – НКО, соответствующим установленным требованиям, заключать срочные трудовые договоры (по аналогии с работодателями – субъектами малого предпринимательства);
- 5) Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса РФ» – определяет ведение единого реестра СО НКО и одновременно исключаются нормы, в соответствии с которыми формируется два реестра НКО;
- 6) План по реализации в 2021-2022 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ – включает мероприятия по развитию механизмов законодательного регулирования благотворительной деятельности и правоприменительной практики, расширению налоговых стимулов и возможностей для участия граждан и организаций в благотворительной деятельности, развитию системы подготовки кадров для благотворительных организаций, совершенствованию механизмов взаимодействия участников благотворительной деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
Ссылка на доклад: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-sonko-2021-na-podpis-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Росимущество поддержало инициативу, по которой часть конфискованных на таможне товаров планируется передавать нуждающимся. Речь идет о вещах, признанных госэкспертизой годными к применению, о вещах и товарах, которые никто не выкупил в течение определенного срока или подлежащие уничтожению.
Операторами, которые будут распределять конфискованный товар, предлагается назначить благотворительные фонды, направленные на помощь нуждающимся. На данный момент разрабатывается механизм передачи таможней товаров в фонды.
Инициатива передавать малоимущим гражданам конфискованные таможенниками товары, подлежащие уничтожению или не востребованные на торгах в течение определенного периода, была предложена Росимуществу Общероссийским народным фронтом (далее - ОНФ). Ещё в августе Общероссийский народный фронт внёс предложения по изменениям правил обращения с конфискатом. По мнению общественников, ежегодно уничтожаются целые партии ценных вещей, которые можно передать малоимущим людям, нуждающимся в самом необходимом: в одежде, еде, обуви, детских средствах по уходу.
Представители ОНФ надеются, что в ближайшее время начнется совместная с кабмином работа над инициативой. Для этого необходимо изменить один из пунктов правил, который предписывает уничтожать изъятое таможней, если расходы на хранение и транспортировку превышают себестоимость вещей.
В Федеральной таможенной службе (далее - ФТС) напомнили, что, согласно требованиям законодательства, «таможенные органы исполняют решения судов о конфискации путем передачи конфискованных товаров органам, уполномоченным на последующее распоряжение ими, в том числе на уничтожение». В частности, товары, которые могут быть реализованы, передаются в Росимущество, которое проводит оценку, экспертизу и торги.
В пресс-службе ФТС рассказали, что за первое полугодие 2021 года на учете таможни было 7,4 тысяч конфискованных партий товаров общей стоимостью свыше 5,2 млрд руб.
Кроме этого, в конце июля Министерством финансов было предложено продавать элитное жилье, которое было конфисковано и обращено в собственность государства по решению суда, а также имущество признанное выморочным.
В сопроводительных документах указывается, что законопроект разработан для приведения в соответствие положений п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса, которые устанавливают, что выморочные жилые помещения включаются в жилищный фонд социального использования и подлежат предоставлению гражданам по договору социального найма, с разрабатываемыми нормами о возмездном отчуждении жилых помещений, признанных роскошным жильем.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
С таким предложением обратились в Минфин представители АНО «Фудшеринг». По их мнению, за 5 лет действия инициативы, удастся сохранить около 1 миллиона тонн еды в год, этого количества еды хватит на 1,8 млн годовых рационов.
Данные расчеты основаны на том, что 1,8 млн человек смогут получить полноценное питание — около 1,5 кг еды в день. Либо ее можно ориентировать на 18 млн без привязки к рационам. Новый механизм будет способствовать снижению объема твердых коммунальных отходов, отправляющихся на специальные полигоны, среди которых продукты питания в настоящий момент составляют почти 30%.
Розничную торговлю или ретейл (от англ. retail — «розничный, в розницу») предложено освободить от НДС взамен на участие в благотворительности. В данном случае речь идёт о передаче ретейлерами продуктов с истекающим сроком годности (от 1 до 4 суток до его окончания). Переданные товары малоимущим гражданам передадут, например, через НКО.
Инициаторы изменений предложили внести необходимые поправки в статью 170 Налогового кодекса, устанавливающую порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Сейчас торговые сети покупают у производителей товар, в сумму которого заложен налог, поэтому ретейл представляет к вычету НДС и получает его обратно от государства. Если продукты идут на благотворительность некоммерческим организациям, то налог следует восстановить в бюджет, пояснили в АНО «Фудшеринг» действующий механизм.
Сейчас для ретейлеров передавать продукцию с истекающим сроком годности на благотворительность экономически невыгодно, так как они при этом вынуждены платить НДС до 20% от стоимости продукции за товар. Стоимость утилизации органических отходов значительно ниже, чем передача еды на благотворительность.
Анна Успенская, основатель волонтерского проекта «Фудшеринг», соучредитель АНО «Фудшеринг»: «Для организаций, у которых есть нереализованные продукты питания, — это в первую очередь возможность заняться благотворительностью, не тратя на это собственные средства. Сейчас проблема пищевых отходов актуальна, в магазинах, кафе и ресторанах часто остаются продукты, которые уже точно не успеют реализовать, но которые еще пригодны, срок годности у них не вышел. Компании вынуждены их выбрасывать, потому что, если они захотят их передать на благотворительность, они будут вынуждены платить налог. Это дороже, чем услуги утилизации. Я уже более пяти лет занимаюсь фудшерингом, сначала в форме волонтерского проекта, теперь в форме юридического лица АНО «Фудшеринг». Я вижу большой запрос со стороны организаций самого разного типа, которые работают с едой. Владельцы, администраторы, сотрудники заинтересованы в том, чтобы не выбрасывать хорошие, пригодные продукты. Сейчас далеко не всегда они могут себе это позволить. Некоторые компании действительно отдают и платят НДС, некоторые отдают продукты неофициально, это тоже решение, хотя оно не очень правильное, потому что таким образом эта передача происходит в «серой» зоне. Мы бы хотели, чтобы у всех организаций: ретейлеров, кафе, ресторанов, — была возможность легально оформить передачу еды, которую они не успевают продать. Чтобы эта еда могла пойти в помощь малообеспеченным людям, и чтобы отдающая сторона не была вынуждена оплачивать этот процесс, то есть платить налог на то, от чего они не получили никакой прибыли, на то, что они отдали бесплатно. Я уверена, что рано или поздно эти поправки будут приняты, потому что они предлагаются не в первый раз, этой истории уже несколько лет. Я уверена, что это вопрос времени. Мы заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно раньше».
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Минэкономразвития России опубликовало для субъектов Российской Федерации информационные материалы посвященные вопросу оказания имущественной поддержки негосударственным организациям. В качестве поддержки, в том числе указывается предоставление во временное пользование помещений, мест для хранения технических средств, оборудования, транспорта на безвозмездной основе или льготных условиях.
Информационные материалы содержат сведения об источниках формирования имущества негосударственных организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, обобщение существующих барьеров при оказании государственной и муниципальной имущественной поддержки негосударственным организациям в субъектах РФ и предложения в части путей преодоления указанных барьеров.
Напомним, что источниками формирования имущества для негосударственных поставщиков социальных услуг являются:
- Имущество, принадлежащее на праве собственности НКО и субъектам МСП, в том числе переданное им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами);
- Государственное и муниципальное имущество, предоставляемое НКО и субъектам МСП во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы;
- Земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), принадлежащие на праве собственности НКО и субъектам МСП;
- Земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные НКО и субъектам МСП в аренду для строительства зданий, сооружений и иных целей, предусмотренных договором аренды;
- Земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, представленные в аренду без проведения торгов НКО и субъектам МСП, являющимся собственниками зданий, сооружений, помещений в них, и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс), на праве оперативного управления;
- Государственное и муниципальное движимое имущество, предоставляемое НКО и субъектам МСП во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы.
Среди барьеров при оказании государственной и муниципальной имущественной поддержки негосударственным организациям в субъектах Российской Федерации отмечены:
- Неудовлетворительное состояние предоставляемых помещений;
- Короткий срок предоставления помещений в аренду или в безвозмездное пользование НКО на практике;
- Отсутствие широкой практики предоставления движимого и недвижимого (за исключением помещений) имущества НКО во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;
- Отсутствие у НКО возможности выкупа арендуемого помещения, состоящего в Перечне;
- Ограничение НКО на предоставление платных услуг населению в предоставленном на безвозмездной основе или в аренду помещении ввиду неверного толкования норм федерального законодательства региональными органами исполнительной власти и муниципалитетами;
- Отсутствие правовых оснований для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование негосударственным поставщикам социальных услуг;
- Отсутствие льгот по земельному налогу для негосударственных поставщиков социальных услуг;
- Неравные условия для НКО и для государственных учреждений в части доступа к государственной имущественной поддержке.
Для устранения указанных барьеров указываются пути преодоления в части государственной и муниципальной имущественной поддержки негосударственных организаций, являющихся поставщиками социальных услуг:
1) Внесение изменений в законодательство, регулирующее государственную и муниципальную имущественную поддержку СОНКО – необходимо внести поправки в законодательство, предусматривающие расширение видов государственной имущественной поддержки СОНКО и возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав НКО), в собственность СОНКО;
2) Предоставление НКО возможности осуществления платных услуг населению – не допускается ограничение НКО в осуществлении деятельности, приносящей доход, служащей достижению целей создания организации и закрепленной в учредительных документах, в государственном и муниципальном имуществе, представленном НКО во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы;
3) Предоставление СОНКО права получать земельные участки в безвозмездное пользование – необходимо внесение изменений в федеральное земельное законодательство в части предоставления земельных участков в безвозмездное пользование СОНКО;
4) Установление муниципалитетами пониженных ставок земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности НКО – муниципалитетам рекомендуется установить пониженные налоговые ставки в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности НКО;
5) Обеспечение органами исполнительной власти или муниципалитетами надлежащего состояния предоставляемого имущества – органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетам рекомендуется обеспечить надлежащее техническое и косметическое состояние предоставляемого СОНКО во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы, недвижимого и движимого имущества.
При этом стоит отметить, что данные информационные материалы носят рекомендательный характер и предназначены для изучения представителями региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Ссылка на информационные материалы: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/p.16-na-podpis-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|