Главная страница
Минэкономразвития России подготовило и представило ежегодный доклад о добровольчестве (волонтерстве) в РФ во исполнение пункта 90 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р (далее – доклад).
Доклад содержит информацию о развитии добровольчества в РФ в 2020 году, а также о направлениях государственной поддержки добровольчества, в частности о реализации Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества в РФ до 2025 года, о развитии инфраструктуры поддержки добровольчества, об образовательной и информационной поддержке добровольчества, о поддержке добровольчества на уровне субъектов РФ.
Отмечается динамичное развитие добровольчества (волонтерства) в РФ в 2020 году. Опорой этому послужила инфраструктура, созданная в результате реализации Концепции содействия развитию добровольчества в РФ и федеральных проектов, разработанных в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Согласно данным Росстата по итогам статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в 2020 году среднесписочная численность добровольцев (волонтёров), участвующих в деятельности СОНКО, составила более 3,79 млн человек, в 2019 году – 3,43 млн человек, 2018 году – 2,94 млн человек, 2017 году – 2,71 млн человек, 2016 году – 2,16 человек.
Благодаря координации действий Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями удалось достигнуть, в том числе следующих результатов:
- Добавлены виды деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия между государственными органами и добровольческими организациями. Новые виды деятельности: 1) предполагающий нахождение добровольцев (волонтеров) в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (Постановление от 30 апреля 2020 г. N 623 «О внесении изменения в перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями»);
- Утвержден порядок взаимодействия МЧС, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (Приказ МЧС России от 15 июня 2020 г. № 422);
- На Министерство культуры возложены полномочия по осуществлению поддержки организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, СОНКО, государственными и муниципальными учреждениями, обеспечивающими оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям (Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2019 г. № 1389) схожие полномочия возложены на Министерство науки и высшего образования, Минпросвещения, Минтруда;
- Минкультуры в январе 2020 года на базе Роскультпроекта создан ведомственный отраслевой центр поддержки добровольчества;
- Минобрнауки России на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» создан Федеральный учебно-методический центр по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства) (приказ ФГБОУ ВО «РГСУ» от 31 мая 2019 г. № 1062 «О создании в структуре РГСУ Федерально учебно-методического центра по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства)»;
- Ассоциацией волонтерских центров было подготовлено предложение Федеральной службе по труду и занятости об интеграции Единой информационной системы «DOBRO.RU» и информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России»;
- Минтрудом подготовлен сборник, сформированный на основе обобщения лучших практик деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в сфере предоставления услуг по содействию занятости инвалидов на базе служб занятости в субъектах РФ (сборник размещен на официальном сайте Минтруда России в разделе «Деятельность-Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда»).
Ссылка на доклад: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-dobrovolchestve-2016-2020-na-podpis-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
«Социальное казначейство» является моделью предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы, обеспечивающей реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.
Реализация модели «Социальное казначейство» позволит предоставлять меры социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате (формат «Социальное казначейство»), например, распоряжение материнским капиталом с выбором направления распоряжения. Также предоставление мер социальной поддержки будет осуществляться с минимальными трудозатратами и в сжатые сроки.
При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления смогут более эффективно осуществлять свои полномочия по установлению конкретных мер социальной поддержки, исходя из социально-экономической ситуации за счет наличия необходимых данных для принятия решений по установлению категорий получателей и условий получения.
Создание единой цифровой платформы для ее использования Министерством труда и социальной защиты, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате «Социального казначейства» позволят повысить адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки за счет:
- наличия информации при принятии решений о введении мер социальной поддержки, позволяющей органам государственной власти и муниципальным образованиям посредством принятия нормативных актов устанавливать меры, которые направлены на предоставление мер социальной поддержки нуждающимся гражданам;
- обеспечения получения мер социальной поддержки гражданами, которые в настоящее время по тем или иным причинам не могут получать государственную социальную помощь в силу ограничений по здоровью, необходимости посещения множества организаций и их территориальной отдаленности;
- реализации единого стандарта предоставления мер социальной поддержки независимо от места проживания гражданина, а также внедрения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований типовых регламентов предоставления государственных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронном формате, в том числе с использованием инфраструктуры единого портала;
- реализации оценки степени влияния получаемых гражданином мер социальной поддержки на изменение ситуации у гражданина для совершенствования государственной социальной помощи в РФ.
Кроме этого «Социальное казначейство» — это новая цифровая платформа, которая позволит быстро определить категории малоимущих и рассчитать объем пожертвований. Данная платформа предоставит бизнесу возможность заниматься благотворительностью, начало её работы запланировано на 2023 год.
Появление в России единой цифровой платформы объединит все меры социальной поддержки. С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 431-р.
Концепция содержит подробный перечень мероприятий, которые планируется реализовать. Среди ближайших из них – проведение эксперимента не менее чем в 7 пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке. Для этого региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот на единую цифровую платформу. В будущем такую практику планируют распространить по всей стране.
Концепция предполагает, что опекуны и законные представители смогут оформлять пособия на подопечных в электронном виде с помощью портала госуслуг, а граждане с инвалидностью смогут взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы по интернету и дистанционно получать все необходимые документы.
Предусматривается расширение упрощённое использование материнского капитала. Его средства можно будет напрямую направлять через банковское приложение не только на погашение ипотеки, но и на оплату обучения.
Это лишь часть мероприятий, которые предусмотрены концепцией. Постепенно к 2025 году все меры социальной поддержки перейдут в электронный формат и будут предоставляться гражданам без подачи заявлений и предоставления подтверждающих документов.
Конечно, «цифра» не заменит личного взаимодействия с людьми. Центры занятости, отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования будут сохранены. Граждане при желании, как и раньше, смогут обращаться в органы соцзащиты лично.
На данный момент система готовится к запуску, формируется технологическая платформа, на которой она будет реализована. По мнению экспертов, Социальное казначейство позволит оказать адресную помощь нуждающимся и может повлиять на сотрудничество бизнеса с НКО.
«Расширение экосистемы финансовой помощи населению за счет добровольного подключения бизнеса позволит сократить количество мошеннических преступлений, подставных благотворительных организаций и уменьшить нецелевую трату пожертвований», — объяснила аналитик Центра стратегических разработок Екатерина Хейфец.
Ссылка на Концепцию: http://static.government.ru/media/files/i2keGFnJGgf832zbAW9tQ7yDDLuEe3Ru.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
8 сентября 2021 года первый вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области Виктор Кудряшов провёл очередное заседание Правительства Самарской области, на котором было рассмотрено и утверждено 4 социально значимых вопроса.
Областным министерством социально-демографической и социальной политики региональному кабинету министров был представлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области». Предложенные изменения касаются областных законов «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение», «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путевками на санаторно-курортное лечение», «Об обеспечении автотранспортными средствами детей-инвалидов и инвалидов с детства», «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Министр социально-демографической и семейной политики Марина Антимонова пояснила, что изменения связаны с реализацией в регионе плана мероприятий по формированию системы «социального казначейства».
Уточняется перечень предоставляемых гражданами документов, необходимых для получения государственных услуг: выдаваемых организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения, федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, сведений о доходах физических лиц, наличии родственных отношений или иных семейных обстоятельств, справок из образовательных организаций, которые не могут быть запрошены у заявителей.
Важная новелла – перечисленные документы будут запрашиваться министерством в рамках межведомственного взаимодействия. До настоящего времени граждане предоставляли их в управление социальной защиты лично.
«Это очень важная корректировка. Теперь огромный перечень документов министерство будет получать фактически без участия граждан, посредством электронного межведомственного взаимодействия. Рассчитываем, что это повысит уровень удовлетворенности людей цифровыми сервисами», — подчеркнул Виктор Кудряшов.
Предложено еще одно важное изменение – увеличение критерия нуждаемости с 3-кратной до 4-кратной величины прожиточного минимума при предоставлении бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение работникам бюджетных организаций. «Таким образом, больше жителей региона получат возможность оздоровиться, пройти бесплатное санаторно-курортное лечение», — отметил председатель регионального Правительства.
Одобренный кабинетом министров законопроект будет направлен на рассмотрение депутатов Самарской Губернской Думы.
Кроме того, члены Правительства рассмотрели вопрос о наделении областного министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования отдельными полномочиями по распоряжению собственностью Самарской области. Соответствующий проект постановления областного Правительства подготовлен министерством в целях повышения эффективности реализации ликвидной древесины, не относящейся к лесным насаждениям на землях лесного фонда. Необходимость в этом возникла в ходе проведения работ по строительству обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Как пояснил министр лесного хозяйства Александр Ларионов, продажа древесины будет осуществляться посредством аукциона. Информация о его проведении появится на сайте министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
На заседании Правительства также был рассмотрен и одобрен проект областного закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области», разработанный в целях приведения нормативных правовых актов региона в соответствие с действующим законодательством.
В завершение заседания члены Правительства одобрили предоставление бюджетного кредита бюджету городского округа Жигулевск.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Министерство экономического развития подготовило законопроект о мерах поддержки социальных НКО по аналогии с малым и средним бизнесом. Об этом 9 сентября 2021 года на пленарном заседании IV Форума социальных инноваций регионов сообщила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
"Министерством экономического развития подготовлен законопроект, который распространяет на социально ориентированные организации меры поддержки малого и среднего бизнеса", - сообщила Матвиенко.
Спикер Совфеда сообщила о расширении масштабов социального бизнеса в России: число официально зарегистрированных социальных предпринимателей приблизилось к 6 тысячам. Высокая динамика отмечается в Москве, Московской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Башкортостан, в Нижегородской и Воронежской области.
Сенатор напомнила, что именно на форуме социнноваций продвигалась идея привлечения негосударственного сектора к предоставлению социальных услуг. "Это создало дополнительные возможности в самый непростой период эпидемии. Так, к работе по госзаказу были привлечены частные медицинские лаборатории. Были заключены соглашения с частными медицинскими учреждениями практически всех регионов страны", - отметила законодатель.
Показали свою эффективность и социально ориентированные некоммерческие организации, которые оказывали и продолжают оказывать гражданам информационную, юридическую, психологическую помощь. Безусловно, для таких НКО нужно создавать максимально благоприятные условия, отметила Матвиенко.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 сентября 2021 года №1513 малый и средний бизнес, а также социально ориентированные некоммерческие организации, приостановившие работу из-за противоэпидемических мер, смогут получить гранты от государства. Правила предоставления таких выплат утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Мера поддержки будет действовать для организаций расположенных в тех городах, где с 1 августа 2021 года были введены ограничения на работу предприятий из-за распространения COVID-19.
Для того чтобы получить компенсацию необходимо будет подать заявление через личный кабинет налогоплательщика. При этом организация должна быть зарегистрирована либо в едином реестре субъектов МСП, либо в реестре НКО, пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
Размер компенсации за каждые две недели простоя будет равен половине минимального размера оплаты труда в расчёте на одного сотрудника. На случай продления ограничений предусмотрена возможность увеличения грантов до одного МРОТ.
Принятое постановление поддержит бизнес и НКО на фоне противоэпидемических ограничений, действующих в некоторых российских регионах.
Ссылка на постановление: http://static.government.ru/media/files/nPElITP1oN60elQ1TXS0UZjqJ2sVDcWA.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В рамках проведения восточного экономического форуму (далее - ВЭФ) участники обсудили основные тренды постпандемической повестки сотрудничества власти и третьего сектора.
Пандемия COVID-19 стала причиной не только для усугубления проблем в социальной сфере, но и стала предпосылкой для объединения гражданского общества в целях решения кризисных ситуаций. Сетевые общественные структуры продемонстрировали способность быстро и эффективно справляться с появившимися в период пандемии острыми вопросами. Сложившаяся ситуация поспособствовала увеличению роли общественных институтов и расширению круга вопросов, по которым стало происходить их взаимодействие с государством.
Эта тенденция стала темой обсуждения экспертов в рамках организованного Общественной палатой РФ мероприятия «Институты гражданского общества и государства: основные тренды постпандемической повестки сотрудничества и взаимодействия в интересах устойчивого развития».
Модератор дискуссии председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор АНО «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солуднова рассказала о ключевой роли третьего сектора экономики в борьбе с пандемией.
«Именно НКО, также как и волонтерские структуры, очень гибко и быстро отреагировали на происходящее. Они, прежде всего, увидели в чем нуждаются люди. Когда стало понятно, что катастрофически не хватает СИЗов, НКО бросили свои дела и стали шить маски и разносить их людям, собирать средства на защитные костюмы и оборудование для больниц, снабжать пожилых людей продуктами питания, даже оказывать психологическую помощь, потому что во время локдауна многим пришлось очень тяжело. В общем, делали все, что могли, вплоть до того, что выгуливали собак пожилых людей, которым не разрешали никуда выйти», — сказала член ОП РФ. Важным направлением работы НКО в условиях пандемии она назвала коммуникацию с людьми, которые не просто успокоили людей, но и доступно объяснили им, что действительно происходит.
Елена Тополева-Солдунова рассказала о результатах опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики (далее - ВШЭ). По данным экспертов, более 70 % россиян рассчитывали на помощь различного рода общественных структур, а получили ее 28 %. При этом 47 % респондентов ждали поддержки со стороны волонтеров, 45 % заявили, что им она была оказана. С государственными органами ситуация следующая: ждали помощи 75 %, а получили только 33 %. Эти цифры, по мнению общественницы, должны показать НКО, какая ответственность на них лежит, как много людей возлагают на них надежду.
«Совершенно разные организации в период пандемии объединились, чтобы помогать людям, в рамках Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. По мнению респондентов, волонтеры акции в значительной мере помогли стране справиться с последствиями коронавирусной инфекции. Такого мнения придерживаются 50 % участников исследования ВШЭ. Эти цифры показывают, что граждане сегодня рассчитывают не только на государство, но и на общественные структуры», — отметила Елена Тополева-Солдунова.
Она добавила, что сами НКО тоже оказались в сложной ситуации. Очень многое было сделано различными институтами, включая ОП РФ, для того, чтобы третьему сектору была оказана поддержка, благодаря которой он смог продолжить оказывать помощь.
Павел Савчук, председатель Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, отметил, что в начале пандемии основными вопросами для всех гуманитарных организаций стали действия в изменившихся условиях, выявление нуждающихся граждан, о которых не знаю социальные службы.
«Гражданским ответом пандемии в нашей стране стала акция #МыВместе. Она была призвана объединить усилия общества в борьбе с коронавирусом. И если в первую волну пандемии у нас основные меры поддержки были сконцентрированы на помощи непосредственно людям, то на втором и последующих этапах огромное напряжение испытывала система здравоохранения, и поэтому нашей основной работой стала помощь медицинским и социальным учреждениям», — рассказал член ОП РФ.
В акции участвовали более 200 тысяч волонтеров, более 6,5 миллиона человек получили прямую помощь, более двух тысяч компаний проявили свою социальную активность. Было собрано более 1,8 миллиарда рублей, 1,7 миллиона человек получили бесплатные продуктовые наборы. Российский красный крест доставил более 100 тонн гуманитарной помощи.
«Мы поняли, что очень важно грамотно организовать волонтерскую деятельность, когда главное правило — это разобщение. Первыми на себя удар приняли волонтеры-медики. Они не просто находились в больницах — они заходили в красную зону и находились там по восемь часов, жили в социальных учреждениях, домах-интернатах и медицинских организациях. Это гражданский героизм. В нужный момент появились волонтеры-психологи. Сформировалось сообщество из более чем семи тысяч человек, которое работает и сейчас», — сообщил Павел Савчук.
Елена Тополева-Солдунова добавила, что сейчас ОП РФ запустила просветительскую кампанию «Я прививки не боюсь!», которая нацелена на донесение полной информации о вакцинации до граждан. Именно волонтеры и НКО могут объяснить людям, почему так важно вакцинироваться.
Светлана Баженова, генеральный директор АНО дополнительного профессионального образования и консалтинга «Развитие» продолжила тему выявления нуждающихся граждан. Она сообщила, что ее организация «методом снежного кома» начала собирать информацию о людях старше 65 лет, которые закрылись дома, на выходят и при этом не получают никакой социальной помощи. В результате получилось организовать работу по конкретным запросам конкретных граждан.
В завершение мероприятия Елена Тополева-Солдунова сообщила, что во время пандемии удивительно быстро начали складываться объединения НКО и бизнеса. При этом, по ее словам, предприниматели часто сетовали на то, что готовы помогать, но общественные организации к ним не обращаются. Кроме того, существует недостаток взаимодействия между структура вертикальными, государственными и горизонтальными, общественными. Институты гражданского общества должны принимать участие в решении важных стратегических вопросов.
Общественница также отметила, что не хватает взаимодействия при разработке вакцин. Человечество достигло бы большего, если бы политика не вмешивалась в здравоохранение. Без сетевых, горизонтально организованных общественных структур выход из таких сложных ситуаций, как пандемия коронавируса, невозможен, подытожла Елена Тополева-Солуднова.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|