Главная страница
С таким предложением обратились в Минфин представители АНО «Фудшеринг». По их мнению, за 5 лет действия инициативы, удастся сохранить около 1 миллиона тонн еды в год, этого количества еды хватит на 1,8 млн годовых рационов.
Данные расчеты основаны на том, что 1,8 млн человек смогут получить полноценное питание — около 1,5 кг еды в день. Либо ее можно ориентировать на 18 млн без привязки к рационам. Новый механизм будет способствовать снижению объема твердых коммунальных отходов, отправляющихся на специальные полигоны, среди которых продукты питания в настоящий момент составляют почти 30%.
Розничную торговлю или ретейл (от англ. retail — «розничный, в розницу») предложено освободить от НДС взамен на участие в благотворительности. В данном случае речь идёт о передаче ретейлерами продуктов с истекающим сроком годности (от 1 до 4 суток до его окончания). Переданные товары малоимущим гражданам передадут, например, через НКО.
Инициаторы изменений предложили внести необходимые поправки в статью 170 Налогового кодекса, устанавливающую порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Сейчас торговые сети покупают у производителей товар, в сумму которого заложен налог, поэтому ретейл представляет к вычету НДС и получает его обратно от государства. Если продукты идут на благотворительность некоммерческим организациям, то налог следует восстановить в бюджет, пояснили в АНО «Фудшеринг» действующий механизм.
Сейчас для ретейлеров передавать продукцию с истекающим сроком годности на благотворительность экономически невыгодно, так как они при этом вынуждены платить НДС до 20% от стоимости продукции за товар. Стоимость утилизации органических отходов значительно ниже, чем передача еды на благотворительность.
Анна Успенская, основатель волонтерского проекта «Фудшеринг», соучредитель АНО «Фудшеринг»: «Для организаций, у которых есть нереализованные продукты питания, — это в первую очередь возможность заняться благотворительностью, не тратя на это собственные средства. Сейчас проблема пищевых отходов актуальна, в магазинах, кафе и ресторанах часто остаются продукты, которые уже точно не успеют реализовать, но которые еще пригодны, срок годности у них не вышел. Компании вынуждены их выбрасывать, потому что, если они захотят их передать на благотворительность, они будут вынуждены платить налог. Это дороже, чем услуги утилизации. Я уже более пяти лет занимаюсь фудшерингом, сначала в форме волонтерского проекта, теперь в форме юридического лица АНО «Фудшеринг». Я вижу большой запрос со стороны организаций самого разного типа, которые работают с едой. Владельцы, администраторы, сотрудники заинтересованы в том, чтобы не выбрасывать хорошие, пригодные продукты. Сейчас далеко не всегда они могут себе это позволить. Некоторые компании действительно отдают и платят НДС, некоторые отдают продукты неофициально, это тоже решение, хотя оно не очень правильное, потому что таким образом эта передача происходит в «серой» зоне. Мы бы хотели, чтобы у всех организаций: ретейлеров, кафе, ресторанов, — была возможность легально оформить передачу еды, которую они не успевают продать. Чтобы эта еда могла пойти в помощь малообеспеченным людям, и чтобы отдающая сторона не была вынуждена оплачивать этот процесс, то есть платить налог на то, от чего они не получили никакой прибыли, на то, что они отдали бесплатно. Я уверена, что рано или поздно эти поправки будут приняты, потому что они предлагаются не в первый раз, этой истории уже несколько лет. Я уверена, что это вопрос времени. Мы заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно раньше».
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Росимущество поддержало инициативу, по которой часть конфискованных на таможне товаров планируется передавать нуждающимся. Речь идет о вещах, признанных госэкспертизой годными к применению, о вещах и товарах, которые никто не выкупил в течение определенного срока или подлежащие уничтожению.
Операторами, которые будут распределять конфискованный товар, предлагается назначить благотворительные фонды, направленные на помощь нуждающимся. На данный момент разрабатывается механизм передачи таможней товаров в фонды.
Инициатива передавать малоимущим гражданам конфискованные таможенниками товары, подлежащие уничтожению или не востребованные на торгах в течение определенного периода, была предложена Росимуществу Общероссийским народным фронтом (далее - ОНФ). Ещё в августе Общероссийский народный фронт внёс предложения по изменениям правил обращения с конфискатом. По мнению общественников, ежегодно уничтожаются целые партии ценных вещей, которые можно передать малоимущим людям, нуждающимся в самом необходимом: в одежде, еде, обуви, детских средствах по уходу.
Представители ОНФ надеются, что в ближайшее время начнется совместная с кабмином работа над инициативой. Для этого необходимо изменить один из пунктов правил, который предписывает уничтожать изъятое таможней, если расходы на хранение и транспортировку превышают себестоимость вещей.
В Федеральной таможенной службе (далее - ФТС) напомнили, что, согласно требованиям законодательства, «таможенные органы исполняют решения судов о конфискации путем передачи конфискованных товаров органам, уполномоченным на последующее распоряжение ими, в том числе на уничтожение». В частности, товары, которые могут быть реализованы, передаются в Росимущество, которое проводит оценку, экспертизу и торги.
В пресс-службе ФТС рассказали, что за первое полугодие 2021 года на учете таможни было 7,4 тысяч конфискованных партий товаров общей стоимостью свыше 5,2 млрд руб.
Кроме этого, в конце июля Министерством финансов было предложено продавать элитное жилье, которое было конфисковано и обращено в собственность государства по решению суда, а также имущество признанное выморочным.
В сопроводительных документах указывается, что законопроект разработан для приведения в соответствие положений п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса, которые устанавливают, что выморочные жилые помещения включаются в жилищный фонд социального использования и подлежат предоставлению гражданам по договору социального найма, с разрабатываемыми нормами о возмездном отчуждении жилых помещений, признанных роскошным жильем.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Минэкономразвития России подготовило и представило ежегодный доклад о добровольчестве (волонтерстве) в РФ во исполнение пункта 90 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р (далее – доклад).
Доклад содержит информацию о развитии добровольчества в РФ в 2020 году, а также о направлениях государственной поддержки добровольчества, в частности о реализации Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества в РФ до 2025 года, о развитии инфраструктуры поддержки добровольчества, об образовательной и информационной поддержке добровольчества, о поддержке добровольчества на уровне субъектов РФ.
Отмечается динамичное развитие добровольчества (волонтерства) в РФ в 2020 году. Опорой этому послужила инфраструктура, созданная в результате реализации Концепции содействия развитию добровольчества в РФ и федеральных проектов, разработанных в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Согласно данным Росстата по итогам статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в 2020 году среднесписочная численность добровольцев (волонтёров), участвующих в деятельности СОНКО, составила более 3,79 млн человек, в 2019 году – 3,43 млн человек, 2018 году – 2,94 млн человек, 2017 году – 2,71 млн человек, 2016 году – 2,16 человек.
Благодаря координации действий Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями удалось достигнуть, в том числе следующих результатов:
- Добавлены виды деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия между государственными органами и добровольческими организациями. Новые виды деятельности: 1) предполагающий нахождение добровольцев (волонтеров) в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (Постановление от 30 апреля 2020 г. N 623 «О внесении изменения в перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями»);
- Утвержден порядок взаимодействия МЧС, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (Приказ МЧС России от 15 июня 2020 г. № 422);
- На Министерство культуры возложены полномочия по осуществлению поддержки организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, СОНКО, государственными и муниципальными учреждениями, обеспечивающими оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям (Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2019 г. № 1389) схожие полномочия возложены на Министерство науки и высшего образования, Минпросвещения, Минтруда;
- Минкультуры в январе 2020 года на базе Роскультпроекта создан ведомственный отраслевой центр поддержки добровольчества;
- Минобрнауки России на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» создан Федеральный учебно-методический центр по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства) (приказ ФГБОУ ВО «РГСУ» от 31 мая 2019 г. № 1062 «О создании в структуре РГСУ Федерально учебно-методического центра по поддержке и развитию добровольчества (волонтерства)»;
- Ассоциацией волонтерских центров было подготовлено предложение Федеральной службе по труду и занятости об интеграции Единой информационной системы «DOBRO.RU» и информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России»;
- Минтрудом подготовлен сборник, сформированный на основе обобщения лучших практик деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в сфере предоставления услуг по содействию занятости инвалидов на базе служб занятости в субъектах РФ (сборник размещен на официальном сайте Минтруда России в разделе «Деятельность-Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда»).
Ссылка на доклад: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-dobrovolchestve-2016-2020-na-podpis-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Минэкономразвития России опубликовало для субъектов Российской Федерации информационные материалы посвященные вопросу оказания имущественной поддержки негосударственным организациям. В качестве поддержки, в том числе указывается предоставление во временное пользование помещений, мест для хранения технических средств, оборудования, транспорта на безвозмездной основе или льготных условиях.
Информационные материалы содержат сведения об источниках формирования имущества негосударственных организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, обобщение существующих барьеров при оказании государственной и муниципальной имущественной поддержки негосударственным организациям в субъектах РФ и предложения в части путей преодоления указанных барьеров.
Напомним, что источниками формирования имущества для негосударственных поставщиков социальных услуг являются:
- Имущество, принадлежащее на праве собственности НКО и субъектам МСП, в том числе переданное им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами);
- Государственное и муниципальное имущество, предоставляемое НКО и субъектам МСП во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы;
- Земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), принадлежащие на праве собственности НКО и субъектам МСП;
- Земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные НКО и субъектам МСП в аренду для строительства зданий, сооружений и иных целей, предусмотренных договором аренды;
- Земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, представленные в аренду без проведения торгов НКО и субъектам МСП, являющимся собственниками зданий, сооружений, помещений в них, и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс), на праве оперативного управления;
- Государственное и муниципальное движимое имущество, предоставляемое НКО и субъектам МСП во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы.
Среди барьеров при оказании государственной и муниципальной имущественной поддержки негосударственным организациям в субъектах Российской Федерации отмечены:
- Неудовлетворительное состояние предоставляемых помещений;
- Короткий срок предоставления помещений в аренду или в безвозмездное пользование НКО на практике;
- Отсутствие широкой практики предоставления движимого и недвижимого (за исключением помещений) имущества НКО во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;
- Отсутствие у НКО возможности выкупа арендуемого помещения, состоящего в Перечне;
- Ограничение НКО на предоставление платных услуг населению в предоставленном на безвозмездной основе или в аренду помещении ввиду неверного толкования норм федерального законодательства региональными органами исполнительной власти и муниципалитетами;
- Отсутствие правовых оснований для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование негосударственным поставщикам социальных услуг;
- Отсутствие льгот по земельному налогу для негосударственных поставщиков социальных услуг;
- Неравные условия для НКО и для государственных учреждений в части доступа к государственной имущественной поддержке.
Для устранения указанных барьеров указываются пути преодоления в части государственной и муниципальной имущественной поддержки негосударственных организаций, являющихся поставщиками социальных услуг:
1) Внесение изменений в законодательство, регулирующее государственную и муниципальную имущественную поддержку СОНКО – необходимо внести поправки в законодательство, предусматривающие расширение видов государственной имущественной поддержки СОНКО и возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав НКО), в собственность СОНКО;
2) Предоставление НКО возможности осуществления платных услуг населению – не допускается ограничение НКО в осуществлении деятельности, приносящей доход, служащей достижению целей создания организации и закрепленной в учредительных документах, в государственном и муниципальном имуществе, представленном НКО во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы;
3) Предоставление СОНКО права получать земельные участки в безвозмездное пользование – необходимо внесение изменений в федеральное земельное законодательство в части предоставления земельных участков в безвозмездное пользование СОНКО;
4) Установление муниципалитетами пониженных ставок земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности НКО – муниципалитетам рекомендуется установить пониженные налоговые ставки в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности НКО;
5) Обеспечение органами исполнительной власти или муниципалитетами надлежащего состояния предоставляемого имущества – органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетам рекомендуется обеспечить надлежащее техническое и косметическое состояние предоставляемого СОНКО во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы, недвижимого и движимого имущества.
При этом стоит отметить, что данные информационные материалы носят рекомендательный характер и предназначены для изучения представителями региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Ссылка на информационные материалы: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/p.16-na-podpis-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
«Социальное казначейство» является моделью предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы, обеспечивающей реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.
Реализация модели «Социальное казначейство» позволит предоставлять меры социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате (формат «Социальное казначейство»), например, распоряжение материнским капиталом с выбором направления распоряжения. Также предоставление мер социальной поддержки будет осуществляться с минимальными трудозатратами и в сжатые сроки.
При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления смогут более эффективно осуществлять свои полномочия по установлению конкретных мер социальной поддержки, исходя из социально-экономической ситуации за счет наличия необходимых данных для принятия решений по установлению категорий получателей и условий получения.
Создание единой цифровой платформы для ее использования Министерством труда и социальной защиты, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, оказанию государственных услуг и осуществлению функций в формате «Социального казначейства» позволят повысить адресность и эффективность предоставления мер социальной поддержки за счет:
- наличия информации при принятии решений о введении мер социальной поддержки, позволяющей органам государственной власти и муниципальным образованиям посредством принятия нормативных актов устанавливать меры, которые направлены на предоставление мер социальной поддержки нуждающимся гражданам;
- обеспечения получения мер социальной поддержки гражданами, которые в настоящее время по тем или иным причинам не могут получать государственную социальную помощь в силу ограничений по здоровью, необходимости посещения множества организаций и их территориальной отдаленности;
- реализации единого стандарта предоставления мер социальной поддержки независимо от места проживания гражданина, а также внедрения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований типовых регламентов предоставления государственных и муниципальных массовых социально значимых услуг в электронном формате, в том числе с использованием инфраструктуры единого портала;
- реализации оценки степени влияния получаемых гражданином мер социальной поддержки на изменение ситуации у гражданина для совершенствования государственной социальной помощи в РФ.
Кроме этого «Социальное казначейство» — это новая цифровая платформа, которая позволит быстро определить категории малоимущих и рассчитать объем пожертвований. Данная платформа предоставит бизнесу возможность заниматься благотворительностью, начало её работы запланировано на 2023 год.
Появление в России единой цифровой платформы объединит все меры социальной поддержки. С её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Об этом говорится в Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 431-р.
Концепция содержит подробный перечень мероприятий, которые планируется реализовать. Среди ближайших из них – проведение эксперимента не менее чем в 7 пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке. Для этого региональные власти переведут работу по начислению пособий, компенсаций и льгот на единую цифровую платформу. В будущем такую практику планируют распространить по всей стране.
Концепция предполагает, что опекуны и законные представители смогут оформлять пособия на подопечных в электронном виде с помощью портала госуслуг, а граждане с инвалидностью смогут взаимодействовать с бюро медико-социальной экспертизы по интернету и дистанционно получать все необходимые документы.
Предусматривается расширение упрощённое использование материнского капитала. Его средства можно будет напрямую направлять через банковское приложение не только на погашение ипотеки, но и на оплату обучения.
Это лишь часть мероприятий, которые предусмотрены концепцией. Постепенно к 2025 году все меры социальной поддержки перейдут в электронный формат и будут предоставляться гражданам без подачи заявлений и предоставления подтверждающих документов.
Конечно, «цифра» не заменит личного взаимодействия с людьми. Центры занятости, отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования будут сохранены. Граждане при желании, как и раньше, смогут обращаться в органы соцзащиты лично.
На данный момент система готовится к запуску, формируется технологическая платформа, на которой она будет реализована. По мнению экспертов, Социальное казначейство позволит оказать адресную помощь нуждающимся и может повлиять на сотрудничество бизнеса с НКО.
«Расширение экосистемы финансовой помощи населению за счет добровольного подключения бизнеса позволит сократить количество мошеннических преступлений, подставных благотворительных организаций и уменьшить нецелевую трату пожертвований», — объяснила аналитик Центра стратегических разработок Екатерина Хейфец.
Ссылка на Концепцию: http://static.government.ru/media/files/i2keGFnJGgf832zbAW9tQ7yDDLuEe3Ru.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|