Главная страница
5 сентября — Международный день благотворительности, был установлен Генассамблеей ООН в 2012 году и приурочен к дате ухода из жизни в 1997 году матери Терезы. Многие государства содействуют развитию благотворительности и в том числе вводят налоговые льготы для меценатов. В России данные вид льгот тоже предусмотрен, однако для использования необходимо учесть несколько важных моментов.
Многие эксперты считают, что большее количество введенных государством преференций для меценатов способствует росту переводов денежных средств на благотворительность среди граждан. Пожертвования совершают на 12 % чаще в тех странах, где введены специальные налоговые послабления, по сравнению с теми странами, где такие меры поддержки не предусмотрены.
Занимаясь благотворительностью в России, физические и юридические лица могут воспользоваться соответствующими льготами. Например, гражданин имеет право на возврат 13 % от суммы совершенных им пожертвований (п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ).
Например, если человек в течение года перевел благотворительным организациям 100 тысяч рублей, ему вернут 13 тысяч. Но налоговый вычет не может быть больше 25 % от всего дохода. Если заработок составил один миллион рублей и на пожертвование ушла половина, то 13 % будут высчитывать все равно от 250 тысяч. В определенных случаях регионы имеют право увеличивать максимальный налоговый вычет до 30 % от дохода человека.
Важно учесть, что при расчете будут учтены только пожертвования для некоммерческих организаций: социально ориентированных, благотворительных, правозащитных, спасательных, религиозных, а также НКО в области науки, культуры, физкультуры и спорта (кроме профессионального), образования, просвещения, здравоохранения, охраны окружающей среды.
При этом переводы лично нуждающимся людям в данном случае благотворительностью не считаются.
Для оформления вычета необходимо будет подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию. Сделать это можно в течение 3-х лет после года, в котором человек совершал пожертвования. Подать декларацию можно лично, по почте, онлайн на сайте ФНС или через портал госуслуг.
Из документов понадобится справка о начисленных и удержанных налогах по форме 2-НДФЛ, которую можно получить на работе, и бумаги, подтверждающие платежи, — копии платежных поручений, банковские выписки, квитанции к приходным ордерам.
Совершая переводы в данном случае, в их назначении лучше указывать такие формулировки, как, например, «на благотворительные цели» или «на уставные цели». Для оформления вычета может потребоваться и договор с организацией, которая получала помощь.
С 2019 года налоговые льготы стали предусмотрены, в том числе и для организаций, выступающих меценатами. Однако для них предусмотрены более строгие требования. Организации имеют право на уменьшение своего налога на прибыль, если они помогают конкретным организациям, которые включены в реестр социально ориентированных НКО.
С реестром социально ориентированных НКО можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития - https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/reestr_socialno_orientirovannyh_nekommercheskih_organizaciy.html
В числе таких организаций находятся благотворительные фонды, помогающие детям и пожилым, профсоюзы журналистов, художников и театральных деятелей, объединение родителей детей с инвалидностью и ментальными нарушениями, организации, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни и иные некоммерческие организации.
Если организация пожертвует обозначенным НКО деньги или имущество, она вправе уменьшить свою базу по налогу на прибыль на сумму переводов или на стоимость подаренных вещей, но не больше чем на 1 % выручки от реализации.
Также до января 2022 года продолжают действовать льготы, введенные в период пандемии. В том числе предприниматель может уменьшить свой налог на прибыль за поддержку некоммерческих организаций, которые наиболее пострадали из-за пандемии COVID-19.
Для спонсоров, оказывающих поддержку НКО, не вошедших в специальные реестры, особых преференций на федеральном уровне нет, но в некоторых случаях регионы самостоятельно могут устранить этот пробел.
Так, в Ростовской области ввели инвестиционный вычет для компаний, поддерживающих государственные областные и муниципальные учреждения культуры. Сначала это касалось домов культуры и народного творчества, музеев и фондов, которые содействуют работе таких учреждений, а с 1 января 2020 года — также библиотек. Этим летом закон снова обновили, дав бизнесу право получать инвестиционные вычеты за поддержку областных и муниципальных театров (в регионе их девять). Максимальная сумма, которую могут вычесть из налоговой базы по налогу на прибыль — 20 миллионов.
Это позитивная практика, и она дает неплохие результаты, заявила нашему изданию сенатор от Ростовской области, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
В 2020 году за счет этой нормы в сферу культуры в регионе привлекли 19,5 миллиона рублей внебюджетных средств, что на 5 миллионов больше, чем в 2019 году. Сейчас обострился вопрос поддержки учреждений культуры, которые пытаются пережить последствия ограничений из-за коронавируса. Приходится несладко даже самым крупным из них. Судя по докладу Минкультуры «Культура в условиях пандемии COVID-19» 2020 года, доходы Московского академического театра сатиры в прошлом году упали на 65 процентов, а Мариинского театра — в три раза, — что уж говорить о небольших учреждениях.
«Театры, прежде всего муниципальные, в период пандемии понесли существенные финансовые потери и до сих пор в полном объеме не вышли на безубыточную деятельность. И эта ситуация сложилась во всех регионах, не только в Ростовской области, — рассказала «Парламентской газете» депутат от региона, заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. — Стимулирование меценатов, которые вкладываются в инфраструктуру и подготовку спектаклей муниципальных театров, поможет сохранить этот массовый и популярный вид искусства».
Безусловно, считает парламентарий, опыт области необходимо транслировать во всех субъектах РФ и, как следствие, внести поправки в федеральное налоговое законодательство. Разумеется, имеются и обоснованные опасения. «Раньше налоговая льгота для меценатов была, но в начале 2000-х ее отменили, так как не все компании пользовались ею добросовестно», — сообщила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она привела в пример две компании, которые в 1990-е годы открыли свои маленькие театры и перечисляли им деньги, чтобы уйти от налогов: «Эти структуры практически не давали спектакли, зато были очень хорошими площадками для отмывания денег».
Депутат напомнила, что в Госдуму уже вносили законопроекты о федеральных преференциях для меценатов, но пока их не приняли. Елена Драпеко считает, что льготы для меценатов нужны, но, в каком виде, нужно обсуждать, ведь, вводя налоговый вычет, регион недополучает прибыль. Главная же проблема в том, что по Налоговому кодексу регионы имеют право предусмотреть льготу только за помощь государственным и муниципальным учреждениям, а в поддержке сейчас больше всего нуждаются именно частные организации. Многие из них не смогли воспользоваться мерами господдержки для пострадавшего малого и среднего бизнеса, так как не подпадают под эти категории и сейчас находятся на грани банкротства. Поэтому, по мнению парламентария, стоит дать регионам полномочия в этой сфере, разработав вместе с налоговыми органами механизм, который не позволит недобросовестным компаниям финансировать аффилированные структуры вместо реальных учреждений культуры.
Из 20 % налоговой ставки по налогу на прибыль предприятий и организаций 18 процентов зачисляется в региональный бюджет и только 2 процента — в федеральный, отметила Ирина Рукавишникова. «Поэтому логично, что каждый регион имеет право установить льготы или инвестиционные вычеты по налогу на прибыль, а также определить, за поддержку каких именно отраслей их можно получить. В Ростовской области законодательно поддержана культура, у других регионов льгота может предоставляться по иным отраслям», — считает сенатор. По ее мнению, закреплять налоговые вычеты для меценатов на федеральном уровне в масштабах всей страны не нужно, но это позитивный опыт, и регионы могут использовать его, чтобы привлечь внебюджетные средства в культуру.
«Применение этого финансового инструмента возможно и в отношении других отраслей, например, среднего специального или даже высшего образования. Дело в том, что вузы — федеральные образовательные организации — с недавнего времени могут финансироваться в том числе из бюджета того региона, в котором они расположены. И механизм инвестиционного вычета прекрасно подходит для организации подобной практики», — сказала сенатор.
Между тем для меценатов, которые вкладываются в образование, может появиться отдельная льгота. В январе президент Владимир Путин поручил Правительству проработать возможность применения инвестиционного налогового вычета, если налогоплательщик направляет деньги на обновление материально-технической базы колледжей и техникумов.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Комиссия СПЧ по развитию некоммерческих организаций готовит уточнения на тему признания политической деятельности НКО. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
В целях осуществления своей деятельности комиссия СПЧ по развитию НКО на заседании обсудила вопрос о признании НКО иностранным агентом. Заседание состоялось 22 июля 2021 года и проходило на площадке профильной комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества, где члены Совета провели экспертную дискуссию с целью решения проблемы формулировки «политическая деятельность» применительно к деятельности НКО.
Участники экспертного обсуждения сделали акцент на необходимости уточнения формулировки. Представители НКО обращаются в СПЧ с заявлениями о полном непонимании (незнании) ими «стопроцентных» проверенных практикой критериев того, что они не занимаются политической деятельностью. В связи с этим у представителей НКО возрастают издержки на индивидуальные правовые консультации, самоцензура, апатия.
Глава комиссии СПЧ Светлана Маковецкая заявила, что сейчас Минюст трактует понятие политической деятельности для НКО «вольно и расширительно» и на основании этого вносит их в реестр иноагентов. По ее словам, около 20% НКО, которые сотрудничают с госорганами, не понимают, считается ли их деятельность политической и можно ли отнести к ней, например, участие в круглых столах министерств. «В реестр НКО-иноагентов включаются то общества защиты птиц, то организации, выступающие против насилия, то научные организации наподобие Центра независимых социологических исследований», — отметила она.
По словам Маковецкой, можно создать для НКО так называемый чек-лист — списки контрольных вопросов, отвечая на которые организации понимают, осуществляют ли они политическую деятельность или нет. После чего критерии (формулировки) чек-листа обсудят с Минэкономики (ведомство сотрудничает с благотворительными фондами) и направят в Минюст. Законодателей с новыми критериями познакомят, как только соберется новый состав Госдумы, а в декабре об их реакции доложат президенту. При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ):
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
«Из-за пробелов в законодательстве об иноагентах фактически каждая российская НКО рискует оказаться в этом реестре: любое ее участие в общественных советах, совещательных органах, любое публичное заявление может быть расценено как политическая деятельность, — отмечает Кира Смирнова, исполнительный директор ассоциации социально ориентированных НКО «Благотворительное собрание «Все вместе» (объединяет благотворительные и волонтерские организации).— У многих НКО по роду их занятий возникает необходимость комментировать те или иные законодательные новации». Минюст напоминает, что организация может быть включена в реестр, в том случае если ее деятельность будет содержать «одновременно наличие двух признаков — финансирование из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории РФ». В ходе дискуссии в СПЧ предлагалось, в частности, законодательно обозначить пороговое значение иностранного финансирования, превышение которого означало бы для организации внесение в реестр Минюста, рассказала ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова. По ее мнению, это в первую очередь обезопасило бы благотворительные фонды.
Глава СПЧ Валерий Фадеев одобрил инициативу коллег по созданию чек-листа, однако считает, что «чеканных формулировок будет добиться крайне сложно». «Должна сложиться судебная практика, и в случае перегибов мы с коллегами и представителями НКО должны организовать их широкое обсуждение, чтобы в дальнейшем избегать подобного», — уточнил он.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В соответствии с подпунктом 60 пункта 5 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы Минэкономразвития России разработаны информационные материалы по методике оценки доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере на региональном уровне на примере социального обслуживания, дошкольного образования, дополнительного образования детей.
Указанные информационные материалы содержат комплексный последовательный подход к тому, как в ретроспективе оценить доступ негосударственных организаций в отраслях социальной сферы исходя из потребности населения в услугах в социальной сфере, формирования соответствующих показателей и целевых индикаторов, интерпретации полученных результатов.
Информационные материалы носят рекомендательный характер и могут быть использованы при разработке комплексных планов субъектов РФ по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление населению услуг в социальной сфере.
Ссылка на информационные материалы: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/p.60-km-oczenka-dostupa-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Проект приказа подготовлен в целях реализации норм Закона № 75-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в том числе, расширен перечень иностранных источников, финансирующих некоммерческие организации, выполняющие функции иностранных агентов, предусмотрено дополнение содержания отчетности некоммерческих организаций.
Положения проекта приказа предусматривают приведение форм отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, представляемых в Минюст России, в соответствие с Федеральным законом от 05.04.2021 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 75-ФЗ).
Проектом приказа изменяются формы в части расширения перечня иностранных источников, финансирование из которых является одним из условий для признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента, путем включения в него российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства. Проектом приказа предусматривается также представление в Минюст России заявленных для осуществления и осуществляемых программ, иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, отчета об их осуществлении.
Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России сообщение о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В связи с этим проектом приказа утверждаются:
Форма отчета о деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, о персональном составе ее руководящих органов и работников;
Форма отчета некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников;
Форма сообщения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Форма сообщения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий;
Форма сообщения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий;
Форма отчета некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятия;
Форма сообщения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, о том, что мероприятия, предусмотренные программой и (или) иными документами, не проводились.
С учетом положений статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» предлагается определить, что приказ вступит в силу с 1 марта 2022 г. и будет действовать шесть лет.
Срок публичного обсуждения проекта приказа «О форме и сроках представления в Министерство юстиции РФ отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» истек 1 сентября 2021 года.
На следующем этапе будет подготовлено заключение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия.
Ссылка на проект приказа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=117927
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
АНО «Открытая Альтернатива» приступила к реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», который поддержан Фондом президентских грантов.
Проект продолжает направление АНО «Открытая Альтернатива» по поиску и апробированию наиболее оптимальных возможностей доведения правовой и бухгалтерской информации до НКО и ТОС путём использования инструментов очного общения, а также иных инновационных способов, таких как организация вебинаров, подготовка электронных памяток и организация дистанционного участия целевой аудитории в очных мероприятиях.
В целях создания условий для успешной реализации проекта и возможности тиражирования результатов в Самарском регионе приглашаем организации различной направленности (добровольческие, научные, коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) к сотрудничеству и партнерству!
Информацию о проекте и вариантах сотрудничества можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
|
|