Главная страница
Министерство экономического развития подготовило законопроект о мерах поддержки социальных НКО по аналогии с малым и средним бизнесом. Об этом 9 сентября 2021 года на пленарном заседании IV Форума социальных инноваций регионов сообщила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
"Министерством экономического развития подготовлен законопроект, который распространяет на социально ориентированные организации меры поддержки малого и среднего бизнеса", - сообщила Матвиенко.
Спикер Совфеда сообщила о расширении масштабов социального бизнеса в России: число официально зарегистрированных социальных предпринимателей приблизилось к 6 тысячам. Высокая динамика отмечается в Москве, Московской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Башкортостан, в Нижегородской и Воронежской области.
Сенатор напомнила, что именно на форуме социнноваций продвигалась идея привлечения негосударственного сектора к предоставлению социальных услуг. "Это создало дополнительные возможности в самый непростой период эпидемии. Так, к работе по госзаказу были привлечены частные медицинские лаборатории. Были заключены соглашения с частными медицинскими учреждениями практически всех регионов страны", - отметила законодатель.
Показали свою эффективность и социально ориентированные некоммерческие организации, которые оказывали и продолжают оказывать гражданам информационную, юридическую, психологическую помощь. Безусловно, для таких НКО нужно создавать максимально благоприятные условия, отметила Матвиенко.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 сентября 2021 года №1513 малый и средний бизнес, а также социально ориентированные некоммерческие организации, приостановившие работу из-за противоэпидемических мер, смогут получить гранты от государства. Правила предоставления таких выплат утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Мера поддержки будет действовать для организаций расположенных в тех городах, где с 1 августа 2021 года были введены ограничения на работу предприятий из-за распространения COVID-19.
Для того чтобы получить компенсацию необходимо будет подать заявление через личный кабинет налогоплательщика. При этом организация должна быть зарегистрирована либо в едином реестре субъектов МСП, либо в реестре НКО, пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
Размер компенсации за каждые две недели простоя будет равен половине минимального размера оплаты труда в расчёте на одного сотрудника. На случай продления ограничений предусмотрена возможность увеличения грантов до одного МРОТ.
Принятое постановление поддержит бизнес и НКО на фоне противоэпидемических ограничений, действующих в некоторых российских регионах.
Ссылка на постановление: http://static.government.ru/media/files/nPElITP1oN60elQ1TXS0UZjqJ2sVDcWA.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
8 сентября 2021 года первый вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области Виктор Кудряшов провёл очередное заседание Правительства Самарской области, на котором было рассмотрено и утверждено 4 социально значимых вопроса.
Областным министерством социально-демографической и социальной политики региональному кабинету министров был представлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области». Предложенные изменения касаются областных законов «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Самарской области, путевками на санаторно-курортное лечение», «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путевками на санаторно-курортное лечение», «Об обеспечении автотранспортными средствами детей-инвалидов и инвалидов с детства», «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Министр социально-демографической и семейной политики Марина Антимонова пояснила, что изменения связаны с реализацией в регионе плана мероприятий по формированию системы «социального казначейства».
Уточняется перечень предоставляемых гражданами документов, необходимых для получения государственных услуг: выдаваемых организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения, федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, сведений о доходах физических лиц, наличии родственных отношений или иных семейных обстоятельств, справок из образовательных организаций, которые не могут быть запрошены у заявителей.
Важная новелла – перечисленные документы будут запрашиваться министерством в рамках межведомственного взаимодействия. До настоящего времени граждане предоставляли их в управление социальной защиты лично.
«Это очень важная корректировка. Теперь огромный перечень документов министерство будет получать фактически без участия граждан, посредством электронного межведомственного взаимодействия. Рассчитываем, что это повысит уровень удовлетворенности людей цифровыми сервисами», — подчеркнул Виктор Кудряшов.
Предложено еще одно важное изменение – увеличение критерия нуждаемости с 3-кратной до 4-кратной величины прожиточного минимума при предоставлении бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение работникам бюджетных организаций. «Таким образом, больше жителей региона получат возможность оздоровиться, пройти бесплатное санаторно-курортное лечение», — отметил председатель регионального Правительства.
Одобренный кабинетом министров законопроект будет направлен на рассмотрение депутатов Самарской Губернской Думы.
Кроме того, члены Правительства рассмотрели вопрос о наделении областного министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования отдельными полномочиями по распоряжению собственностью Самарской области. Соответствующий проект постановления областного Правительства подготовлен министерством в целях повышения эффективности реализации ликвидной древесины, не относящейся к лесным насаждениям на землях лесного фонда. Необходимость в этом возникла в ходе проведения работ по строительству обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Как пояснил министр лесного хозяйства Александр Ларионов, продажа древесины будет осуществляться посредством аукциона. Информация о его проведении появится на сайте министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
На заседании Правительства также был рассмотрен и одобрен проект областного закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области», разработанный в целях приведения нормативных правовых актов региона в соответствие с действующим законодательством.
В завершение заседания члены Правительства одобрили предоставление бюджетного кредита бюджету городского округа Жигулевск.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
5 сентября — Международный день благотворительности, был установлен Генассамблеей ООН в 2012 году и приурочен к дате ухода из жизни в 1997 году матери Терезы. Многие государства содействуют развитию благотворительности и в том числе вводят налоговые льготы для меценатов. В России данные вид льгот тоже предусмотрен, однако для использования необходимо учесть несколько важных моментов.
Многие эксперты считают, что большее количество введенных государством преференций для меценатов способствует росту переводов денежных средств на благотворительность среди граждан. Пожертвования совершают на 12 % чаще в тех странах, где введены специальные налоговые послабления, по сравнению с теми странами, где такие меры поддержки не предусмотрены.
Занимаясь благотворительностью в России, физические и юридические лица могут воспользоваться соответствующими льготами. Например, гражданин имеет право на возврат 13 % от суммы совершенных им пожертвований (п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ).
Например, если человек в течение года перевел благотворительным организациям 100 тысяч рублей, ему вернут 13 тысяч. Но налоговый вычет не может быть больше 25 % от всего дохода. Если заработок составил один миллион рублей и на пожертвование ушла половина, то 13 % будут высчитывать все равно от 250 тысяч. В определенных случаях регионы имеют право увеличивать максимальный налоговый вычет до 30 % от дохода человека.
Важно учесть, что при расчете будут учтены только пожертвования для некоммерческих организаций: социально ориентированных, благотворительных, правозащитных, спасательных, религиозных, а также НКО в области науки, культуры, физкультуры и спорта (кроме профессионального), образования, просвещения, здравоохранения, охраны окружающей среды.
При этом переводы лично нуждающимся людям в данном случае благотворительностью не считаются.
Для оформления вычета необходимо будет подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию. Сделать это можно в течение 3-х лет после года, в котором человек совершал пожертвования. Подать декларацию можно лично, по почте, онлайн на сайте ФНС или через портал госуслуг.
Из документов понадобится справка о начисленных и удержанных налогах по форме 2-НДФЛ, которую можно получить на работе, и бумаги, подтверждающие платежи, — копии платежных поручений, банковские выписки, квитанции к приходным ордерам.
Совершая переводы в данном случае, в их назначении лучше указывать такие формулировки, как, например, «на благотворительные цели» или «на уставные цели». Для оформления вычета может потребоваться и договор с организацией, которая получала помощь.
С 2019 года налоговые льготы стали предусмотрены, в том числе и для организаций, выступающих меценатами. Однако для них предусмотрены более строгие требования. Организации имеют право на уменьшение своего налога на прибыль, если они помогают конкретным организациям, которые включены в реестр социально ориентированных НКО.
С реестром социально ориентированных НКО можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития - https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/reestr_socialno_orientirovannyh_nekommercheskih_organizaciy.html
В числе таких организаций находятся благотворительные фонды, помогающие детям и пожилым, профсоюзы журналистов, художников и театральных деятелей, объединение родителей детей с инвалидностью и ментальными нарушениями, организации, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни и иные некоммерческие организации.
Если организация пожертвует обозначенным НКО деньги или имущество, она вправе уменьшить свою базу по налогу на прибыль на сумму переводов или на стоимость подаренных вещей, но не больше чем на 1 % выручки от реализации.
Также до января 2022 года продолжают действовать льготы, введенные в период пандемии. В том числе предприниматель может уменьшить свой налог на прибыль за поддержку некоммерческих организаций, которые наиболее пострадали из-за пандемии COVID-19.
Для спонсоров, оказывающих поддержку НКО, не вошедших в специальные реестры, особых преференций на федеральном уровне нет, но в некоторых случаях регионы самостоятельно могут устранить этот пробел.
Так, в Ростовской области ввели инвестиционный вычет для компаний, поддерживающих государственные областные и муниципальные учреждения культуры. Сначала это касалось домов культуры и народного творчества, музеев и фондов, которые содействуют работе таких учреждений, а с 1 января 2020 года — также библиотек. Этим летом закон снова обновили, дав бизнесу право получать инвестиционные вычеты за поддержку областных и муниципальных театров (в регионе их девять). Максимальная сумма, которую могут вычесть из налоговой базы по налогу на прибыль — 20 миллионов.
Это позитивная практика, и она дает неплохие результаты, заявила нашему изданию сенатор от Ростовской области, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
В 2020 году за счет этой нормы в сферу культуры в регионе привлекли 19,5 миллиона рублей внебюджетных средств, что на 5 миллионов больше, чем в 2019 году. Сейчас обострился вопрос поддержки учреждений культуры, которые пытаются пережить последствия ограничений из-за коронавируса. Приходится несладко даже самым крупным из них. Судя по докладу Минкультуры «Культура в условиях пандемии COVID-19» 2020 года, доходы Московского академического театра сатиры в прошлом году упали на 65 процентов, а Мариинского театра — в три раза, — что уж говорить о небольших учреждениях.
«Театры, прежде всего муниципальные, в период пандемии понесли существенные финансовые потери и до сих пор в полном объеме не вышли на безубыточную деятельность. И эта ситуация сложилась во всех регионах, не только в Ростовской области, — рассказала «Парламентской газете» депутат от региона, заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. — Стимулирование меценатов, которые вкладываются в инфраструктуру и подготовку спектаклей муниципальных театров, поможет сохранить этот массовый и популярный вид искусства».
Безусловно, считает парламентарий, опыт области необходимо транслировать во всех субъектах РФ и, как следствие, внести поправки в федеральное налоговое законодательство. Разумеется, имеются и обоснованные опасения. «Раньше налоговая льгота для меценатов была, но в начале 2000-х ее отменили, так как не все компании пользовались ею добросовестно», — сообщила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она привела в пример две компании, которые в 1990-е годы открыли свои маленькие театры и перечисляли им деньги, чтобы уйти от налогов: «Эти структуры практически не давали спектакли, зато были очень хорошими площадками для отмывания денег».
Депутат напомнила, что в Госдуму уже вносили законопроекты о федеральных преференциях для меценатов, но пока их не приняли. Елена Драпеко считает, что льготы для меценатов нужны, но, в каком виде, нужно обсуждать, ведь, вводя налоговый вычет, регион недополучает прибыль. Главная же проблема в том, что по Налоговому кодексу регионы имеют право предусмотреть льготу только за помощь государственным и муниципальным учреждениям, а в поддержке сейчас больше всего нуждаются именно частные организации. Многие из них не смогли воспользоваться мерами господдержки для пострадавшего малого и среднего бизнеса, так как не подпадают под эти категории и сейчас находятся на грани банкротства. Поэтому, по мнению парламентария, стоит дать регионам полномочия в этой сфере, разработав вместе с налоговыми органами механизм, который не позволит недобросовестным компаниям финансировать аффилированные структуры вместо реальных учреждений культуры.
Из 20 % налоговой ставки по налогу на прибыль предприятий и организаций 18 процентов зачисляется в региональный бюджет и только 2 процента — в федеральный, отметила Ирина Рукавишникова. «Поэтому логично, что каждый регион имеет право установить льготы или инвестиционные вычеты по налогу на прибыль, а также определить, за поддержку каких именно отраслей их можно получить. В Ростовской области законодательно поддержана культура, у других регионов льгота может предоставляться по иным отраслям», — считает сенатор. По ее мнению, закреплять налоговые вычеты для меценатов на федеральном уровне в масштабах всей страны не нужно, но это позитивный опыт, и регионы могут использовать его, чтобы привлечь внебюджетные средства в культуру.
«Применение этого финансового инструмента возможно и в отношении других отраслей, например, среднего специального или даже высшего образования. Дело в том, что вузы — федеральные образовательные организации — с недавнего времени могут финансироваться в том числе из бюджета того региона, в котором они расположены. И механизм инвестиционного вычета прекрасно подходит для организации подобной практики», — сказала сенатор.
Между тем для меценатов, которые вкладываются в образование, может появиться отдельная льгота. В январе президент Владимир Путин поручил Правительству проработать возможность применения инвестиционного налогового вычета, если налогоплательщик направляет деньги на обновление материально-технической базы колледжей и техникумов.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
В рамках проведения восточного экономического форуму (далее - ВЭФ) участники обсудили основные тренды постпандемической повестки сотрудничества власти и третьего сектора.
Пандемия COVID-19 стала причиной не только для усугубления проблем в социальной сфере, но и стала предпосылкой для объединения гражданского общества в целях решения кризисных ситуаций. Сетевые общественные структуры продемонстрировали способность быстро и эффективно справляться с появившимися в период пандемии острыми вопросами. Сложившаяся ситуация поспособствовала увеличению роли общественных институтов и расширению круга вопросов, по которым стало происходить их взаимодействие с государством.
Эта тенденция стала темой обсуждения экспертов в рамках организованного Общественной палатой РФ мероприятия «Институты гражданского общества и государства: основные тренды постпандемической повестки сотрудничества и взаимодействия в интересах устойчивого развития».
Модератор дискуссии председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор АНО «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солуднова рассказала о ключевой роли третьего сектора экономики в борьбе с пандемией.
«Именно НКО, также как и волонтерские структуры, очень гибко и быстро отреагировали на происходящее. Они, прежде всего, увидели в чем нуждаются люди. Когда стало понятно, что катастрофически не хватает СИЗов, НКО бросили свои дела и стали шить маски и разносить их людям, собирать средства на защитные костюмы и оборудование для больниц, снабжать пожилых людей продуктами питания, даже оказывать психологическую помощь, потому что во время локдауна многим пришлось очень тяжело. В общем, делали все, что могли, вплоть до того, что выгуливали собак пожилых людей, которым не разрешали никуда выйти», — сказала член ОП РФ. Важным направлением работы НКО в условиях пандемии она назвала коммуникацию с людьми, которые не просто успокоили людей, но и доступно объяснили им, что действительно происходит.
Елена Тополева-Солдунова рассказала о результатах опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики (далее - ВШЭ). По данным экспертов, более 70 % россиян рассчитывали на помощь различного рода общественных структур, а получили ее 28 %. При этом 47 % респондентов ждали поддержки со стороны волонтеров, 45 % заявили, что им она была оказана. С государственными органами ситуация следующая: ждали помощи 75 %, а получили только 33 %. Эти цифры, по мнению общественницы, должны показать НКО, какая ответственность на них лежит, как много людей возлагают на них надежду.
«Совершенно разные организации в период пандемии объединились, чтобы помогать людям, в рамках Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. По мнению респондентов, волонтеры акции в значительной мере помогли стране справиться с последствиями коронавирусной инфекции. Такого мнения придерживаются 50 % участников исследования ВШЭ. Эти цифры показывают, что граждане сегодня рассчитывают не только на государство, но и на общественные структуры», — отметила Елена Тополева-Солдунова.
Она добавила, что сами НКО тоже оказались в сложной ситуации. Очень многое было сделано различными институтами, включая ОП РФ, для того, чтобы третьему сектору была оказана поддержка, благодаря которой он смог продолжить оказывать помощь.
Павел Савчук, председатель Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, отметил, что в начале пандемии основными вопросами для всех гуманитарных организаций стали действия в изменившихся условиях, выявление нуждающихся граждан, о которых не знаю социальные службы.
«Гражданским ответом пандемии в нашей стране стала акция #МыВместе. Она была призвана объединить усилия общества в борьбе с коронавирусом. И если в первую волну пандемии у нас основные меры поддержки были сконцентрированы на помощи непосредственно людям, то на втором и последующих этапах огромное напряжение испытывала система здравоохранения, и поэтому нашей основной работой стала помощь медицинским и социальным учреждениям», — рассказал член ОП РФ.
В акции участвовали более 200 тысяч волонтеров, более 6,5 миллиона человек получили прямую помощь, более двух тысяч компаний проявили свою социальную активность. Было собрано более 1,8 миллиарда рублей, 1,7 миллиона человек получили бесплатные продуктовые наборы. Российский красный крест доставил более 100 тонн гуманитарной помощи.
«Мы поняли, что очень важно грамотно организовать волонтерскую деятельность, когда главное правило — это разобщение. Первыми на себя удар приняли волонтеры-медики. Они не просто находились в больницах — они заходили в красную зону и находились там по восемь часов, жили в социальных учреждениях, домах-интернатах и медицинских организациях. Это гражданский героизм. В нужный момент появились волонтеры-психологи. Сформировалось сообщество из более чем семи тысяч человек, которое работает и сейчас», — сообщил Павел Савчук.
Елена Тополева-Солдунова добавила, что сейчас ОП РФ запустила просветительскую кампанию «Я прививки не боюсь!», которая нацелена на донесение полной информации о вакцинации до граждан. Именно волонтеры и НКО могут объяснить людям, почему так важно вакцинироваться.
Светлана Баженова, генеральный директор АНО дополнительного профессионального образования и консалтинга «Развитие» продолжила тему выявления нуждающихся граждан. Она сообщила, что ее организация «методом снежного кома» начала собирать информацию о людях старше 65 лет, которые закрылись дома, на выходят и при этом не получают никакой социальной помощи. В результате получилось организовать работу по конкретным запросам конкретных граждан.
В завершение мероприятия Елена Тополева-Солдунова сообщила, что во время пандемии удивительно быстро начали складываться объединения НКО и бизнеса. При этом, по ее словам, предприниматели часто сетовали на то, что готовы помогать, но общественные организации к ним не обращаются. Кроме того, существует недостаток взаимодействия между структура вертикальными, государственными и горизонтальными, общественными. Институты гражданского общества должны принимать участие в решении важных стратегических вопросов.
Общественница также отметила, что не хватает взаимодействия при разработке вакцин. Человечество достигло бы большего, если бы политика не вмешивалась в здравоохранение. Без сетевых, горизонтально организованных общественных структур выход из таких сложных ситуаций, как пандемия коронавируса, невозможен, подытожла Елена Тополева-Солуднова.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Комиссия СПЧ по развитию некоммерческих организаций готовит уточнения на тему признания политической деятельности НКО. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
В целях осуществления своей деятельности комиссия СПЧ по развитию НКО на заседании обсудила вопрос о признании НКО иностранным агентом. Заседание состоялось 22 июля 2021 года и проходило на площадке профильной комиссии СПЧ по развитию институтов гражданского общества, где члены Совета провели экспертную дискуссию с целью решения проблемы формулировки «политическая деятельность» применительно к деятельности НКО.
Участники экспертного обсуждения сделали акцент на необходимости уточнения формулировки. Представители НКО обращаются в СПЧ с заявлениями о полном непонимании (незнании) ими «стопроцентных» проверенных практикой критериев того, что они не занимаются политической деятельностью. В связи с этим у представителей НКО возрастают издержки на индивидуальные правовые консультации, самоцензура, апатия.
Глава комиссии СПЧ Светлана Маковецкая заявила, что сейчас Минюст трактует понятие политической деятельности для НКО «вольно и расширительно» и на основании этого вносит их в реестр иноагентов. По ее словам, около 20% НКО, которые сотрудничают с госорганами, не понимают, считается ли их деятельность политической и можно ли отнести к ней, например, участие в круглых столах министерств. «В реестр НКО-иноагентов включаются то общества защиты птиц, то организации, выступающие против насилия, то научные организации наподобие Центра независимых социологических исследований», — отметила она.
По словам Маковецкой, можно создать для НКО так называемый чек-лист — списки контрольных вопросов, отвечая на которые организации понимают, осуществляют ли они политическую деятельность или нет. После чего критерии (формулировки) чек-листа обсудят с Минэкономики (ведомство сотрудничает с благотворительными фондами) и направят в Минюст. Законодателей с новыми критериями познакомят, как только соберется новый состав Госдумы, а в декабре об их реакции доложат президенту. При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ):
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
«Из-за пробелов в законодательстве об иноагентах фактически каждая российская НКО рискует оказаться в этом реестре: любое ее участие в общественных советах, совещательных органах, любое публичное заявление может быть расценено как политическая деятельность, — отмечает Кира Смирнова, исполнительный директор ассоциации социально ориентированных НКО «Благотворительное собрание «Все вместе» (объединяет благотворительные и волонтерские организации).— У многих НКО по роду их занятий возникает необходимость комментировать те или иные законодательные новации». Минюст напоминает, что организация может быть включена в реестр, в том случае если ее деятельность будет содержать «одновременно наличие двух признаков — финансирование из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории РФ». В ходе дискуссии в СПЧ предлагалось, в частности, законодательно обозначить пороговое значение иностранного финансирования, превышение которого означало бы для организации внесение в реестр Минюста, рассказала ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова. По ее мнению, это в первую очередь обезопасило бы благотворительные фонды.
Глава СПЧ Валерий Фадеев одобрил инициативу коллег по созданию чек-листа, однако считает, что «чеканных формулировок будет добиться крайне сложно». «Должна сложиться судебная практика, и в случае перегибов мы с коллегами и представителями НКО должны организовать их широкое обсуждение, чтобы в дальнейшем избегать подобного», — уточнил он.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|