Главная страница
2 августа 2021 года было опубликовано Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - Постановление от 30 июля 2021 № 1290).
Согласно Постановлению и ранее принятым законодательным актам в единый реестр должны быть объединены Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг (далее – реестр № 1) и Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – реестр № 2). Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2020 г. № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» предусмотрено, что в реестр № 1 входят СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являются получателями средств бюджетов бюджетной системы РФ, или получателями грантов Президента РФ, или состоят в реестре организаций – поставщиков социальных услуг, или состоят в реестре СОНКО – исполнителей общественно полезных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» установлено, что в реестр № 2 входят НКО, являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность, НКО, являющиеся благотворительным организациями, представившими в Минюст России отчетность за 2017–2018 годы, а также НКО, включенные в перечень российских организаций, в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Реестры обновляются по мере предоставления данных федеральными и региональными органами власти, а также Фондом президентских грантов.
Актуальные реестры размещены на официальном сайте Минэкономразвития России по следующим ссылкам: реестр № 1 (https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko), реестр № 2 (https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko-affected).
Порядок формирования реестров определен Порядком представления в Министерство экономического развития РФ сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2020 г. № 848 (далее – Порядок).
Сведения об организациях, которые должны быть включены в реестры с 1 января 2021 г., вносятся в Подсистему сбора и хранения данных Единого хранилища данных Министерства экономического развития РФ (далее – Подсистема) соответствующим органом власти, который уполномочен на предоставление информации о них в соответствии с условиями, определенными пунктами 3 - 7 и 10 - 11 настоящего Порядка.
Так, сведения о СОНКО-получателях субсидий и грантов вносят федеральные и региональные органы исполнительной власти, о СОНКО-победителях конкурсов Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества – Фонд президентских грантов, о СОНКО-поставщиках социальных услуг – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о СОНКО-исполнителях общественно полезных услуг и о благотворительных организациях – Минюст России, об образовательных НКО – Рособрнадзор.
Соответственно, направление НКО заявлений о включении в реестры не предусмотрено. НКО может быть включена в реестр № 1 или/и № 2 лишь на основании сведений, внесенных в Подсистему уполномоченным на предоставление информации органом власти.
В единый реестр будут включаться НКО, которые соответствуют следующим критериям:
Являющиеся получателями грантов Президента РФ по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – организация, уполномоченная на предоставление грантов), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления один раз и более в течение 3-х лет на момент включения в реестр; Являющиеся исполнителями общественно полезных услуг; Являющиеся поставщиками социальных услуг; Являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; Являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр; Являющиеся получателями имущественной поддержки предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.
НКО, которые не отвечают вышеуказанным условиям, могут быть включены в единый реестр на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ на срок до 3 лет. НКО, которые отвечают вышеуказанным условиям, для включения в единый реестр могут обратиться в Общественную палату РФ или в общественную палату субъекта РФ, которые направят соответствующий запрос в уполномоченные органы и получат мотивированный ответ. В единый реестр не может быть включена НКО, в которой учредителями являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. НКО будут исключены из единого реестра в том случае, если: Выявлены несоответствия данных о некоммерческой организации (за исключением технических ошибок или опечаток); Выявлены несоответствия некоммерческой организации критериям, установленным для включения в реестр; Получения НКО субсидии из бюджета бюджетной системы РФ более 3 лет назад, предшествующих дате включения некоммерческой организации в реестр; Имеются нарушения НКО существенных условий соглашения или договора о предоставлении субсидии или гранта (цели и условия предоставления субсидии (гранта), достижение значений показателей результативности) на основании проверки, проведенной органами государственного финансового контроля, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организациями, уполномоченными на включение в реестр. В случае получения субсидий или грантов из нескольких источников организация исключается за нарушение существенных условий одного соглашения (договора); Не представлена в Минюст России отчетность, предусмотренная законодательством РФ; Имеется несоответствие между деятельностью НКО, учредительными документами которой предусмотрено осуществление благотворительной деятельности, и требованиями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Сведения, содержащиеся в едином реестре, являются открытыми для всеобщего ознакомления и будут размещаться в информационной системе «Официальный сайт Министерства экономического развития РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://www.economy.gov.ru/
Ссылка на Постановление от 30 июля 2021 № 1290: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108020026
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
27 августа 2021 г. истек срок публичного обсуждения приказа Минюста «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций». Проект приказа был подготовлен в целях реализации норм Закона № 75-ФЗ, Закона № 352-ФЗ, которыми внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Проект приказа был разработан в связи с тем, что в настоящее время формы отчетности некоммерческих организаций, представляемые в Минюст России, не соответствуют Федеральным законам от 05.04.2021 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», и от 02.07.2021 № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положения проекта приказа предусматривают приведение форм отчетности некоммерческих организаций, представляемых в Минюст России, в соответствие с Федеральными законами от 05.04.2021 № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 75-ФЗ), и от 02.07.2021 № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 352-ФЗ).
Проектом приказа изменяются формы отчетности некоммерческих организаций в части включения в перечень иностранных источников российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Кроме того, проектом приказа предусматривается представление в Минюст России информации о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, отчета об их осуществлении, а также информации о представлении аудиторского заключения некоммерческих организаций в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Проектом приказа утверждаются:
Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства;
Форма отчета об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
Форма отчета о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
Формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме и источниках полученных данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования, об их фактическом расходовании или использовании, о планируемом направлении денежных средств и иного имущества получателям указанных средств и имущества, информацию о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились, о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
В том числе, проектом приказа устанавливаются сроки представления вышеуказанных документов в Минюст России.
Некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчеты ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
Общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган) отчет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Религиозная организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) отчет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации представляет в Минюст России:
отчет об объеме и источниках, полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования, о планируемом направлении денежных средств и иного имущества получателям указанных средств и имущества, – ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
отчет о фактическом расходовании или использовании полученных этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества, – ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
информацию о заявленных для осуществления на территории Российской Федерации программах, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, – ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводиться мероприятие);
информацию об осуществляемых на территории Российской Федерации программах, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, – в течение 7 рабочих дней со дня начала осуществлении программы (проведения мероприятия);
информацию о проведении мероприятий, предусмотренных программой, иными документами, являющихся основанием для их проведения, или о том, что соответствующие мероприятия не проводились, - один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
С учетом положений статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» предлагается определить, что приказ вступит в силу с 1 марта 2022 г. и будет действовать 6 лет.
Ссылка на проект приказа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=118021
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов
Во встрече приняли участие сотрудники и волонтеры некоммерческих организаций, которые планируют написать социальные проекты. Мероприятие носило актуальный характер – многие некоммерческие организации города Самары планируют попробовать силы в участии со своими проектными идеями в новом конкурсе Фонда президентских грантов.
Ведущий мероприятия Арсенихин А.Г. рассказал участникам на что обратить внимание при подготовке проекта с правовой точки зрения, а также поделился информацией о последствиях несоблюдения порядка подготовки и утверждения проекта внутри организации. Арсенихин А.Г. также затронул тематику типичных ошибок при подготовке проекта, влияющих на его поддержку и реализацию. В завершении встречи ведущий поделился своей практикой участия в подготовке проектов, которые были признаны победителями в различных конкурсах по распределению грантов и субсидий. Он отметил важность логической продуманности проекта не только обеспечения его соответствия всем разделам заявки и конкурсной документации, но и с точки зрения возможности реализации проекта в случае его победы в конкурсе.
Мероприятие позволило участникам отметить для себя важные аспекты подготовки и оформления проектных заявок, а также записаться на личную консультацию к руководителю или юристу-консультанту проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области».
Информационная встреча организована АНО «Открытая Альтернатива» в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов.
Во встрече приняли участие сотрудники и волонтеры некоммерческих организаций, которые планируют написать социальные проекты. А также во встрече участвовали представители инициативных групп, которые намереваются создать НКО для участия в конкурсах социальных проектов. Мероприятие носило актуальный характер – многие некоммерческие организации города Отрадном планируют попробовать силы в участии со своими проектными идеями в новом конкурсе Фонда президентских грантов.
Ведущий мероприятия Арсенихин А.Г. рассказал участникам на что обратить внимание при подготовке проекта с правовой точки зрения, а также поделился информацией о последствиях несоблюдения порядка подготовки и утверждения проекта внутри организации. Арсенихин А.Г. также затронул тематику типичных ошибок при подготовке проекта, влияющих на его поддержку и реализацию. В завершении встречи ведущий поделился своей практикой участия в подготовке проектов, которые были признаны победителями в различных конкурсах по распределению грантов и субсидий. Он отметил важность логической продуманности проекта не только обеспечения его соответствия всем разделам заявки и конкурсной документации, но и с точки зрения возможности реализации проекта в случае его победы в конкурсе.
Мероприятие позволило участникам отметить для себя важные аспекты подготовки и оформления проектных заявок, а также записаться на личную консультацию к руководителю или юристу-консультанту проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области».
Информационная встреча организована АНО «Открытая Альтернатива» в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов.
Министерством юстиции Российской Федерации разработан законопроект, который наделяет некоммерческие организации правом не указывать в уставе сведения касающиеся филиалов и представительств, а также источников формирования имущества.
«Планируется разрешить в уставе некоммерческой организации не указывать сведения о ее филиалах и представительствах, источниках формирования имущества, порядке внесения изменений в учредительные документы и порядке реорганизации и (или) ликвидации. В то же время законопроект не запрещает включать в устав иные положения, не противоречащие действующему законодательству», — говорится в сообщении Минюста.
Таким образом, статья 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» претерпит следующие изменения.
Пункт 1 предлагается изложить в следующей редакции:
«Учредительным документом некоммерческой организации является устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.
В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации».
Текст измененного пункта 3 будет содержать следующие требования:
«Устав некоммерческой организации должен предусматривать:
1) наименование, организационно-правовую форму некоммерческой организации;
2) сведения о месте нахождения некоммерческой организации;
3) предмет и цели деятельности некоммерческой организации;
4) состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов некоммерческой организации, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
5) порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав некоммерческой организации и выхода из нее, права и обязанности (в том числе имущественные) членов (участников) некоммерческой организации (только для корпоративных некоммерческих организаций);
6) порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации некоммерческой организации;
7) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
Устав некоммерческой организации может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам».
При этом абзацы первый и седьмой пункта 4 предлагается признать утратившими силу.
Также изменения будут внесены и в статью 20 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Измененная часть первая будет закреплена в следующей редакции:
«Устав общественного объединения должен предусматривать:
1) наименование, организационно-правовую форму общественного объединения;
2) структуру общественного объединения, сведения о территории, в пределах которой общественное объединение осуществляет свою деятельность, и месте его нахождения;
3) предмет и цели деятельности общественного объединения;
4) состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов общественного объединения, его структурных подразделений (организаций, отделений), порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
5) порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав общественного объединения и выхода из него, права и обязанности (в том числе имущественные) членов (участников) общественного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
6) права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации общественного объединения;
8) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».
Часть третья будет изложена в законе следующим образом:
«Устав общественного объединения может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам».
Ссылка на законопроект: https://regulation.gov.ru/projects#npa=119639
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|