Главная страница
Минюст России разрабатывает законопроекты для перехода на "реестровую модель" исполнения судебных и иных актов. Реестр исполнительных документов – это электронный государственный информационный ресурс, в который будут занесены все исполнительные документы.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов» был принят в первом чтении 15 мая 2021 года.
Данный законопроект разработан в целях реализации подпункта 1.1 дорожной карты реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" (утверждена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 11 июля 2019 г. № 11).
Целями создания суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" являются: повышение осведомленности сторон исполнительного производства, повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства, упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение, упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов.
В целях реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" законопроектом предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, идентификационный номер налогоплательщика должника- организации.
Если поправки будут приняты, основанием для удержания денежных средств за долги будет являться не исполнительный документ, а запись в реестре исполнительных документов. Исполнительные документы будут регистрироваться в предусмотренном реестре, однако получить исполнительные документы на руки взыскатели не смогут.
Реестр исполнительных документов будет иметь ограниченный доступ для круга лиц, доступ к информации об исполнительном документе и о ходе его исполнения получат стороны исполнительного производства, их представители, орган, вынесший исполнительный документ, и судебные приставы. Также законопроектом предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество, а также с работодателями должников.
В первую очередь в реестре могут появиться следующие документы:
- · Исполнительные листы, выдаваемые судами;
- · Решения комиссии по трудовым спорам и государственных инспекторов труда о принудительной выплате зарплаты и других выплат в случае их задержки;
- · Постановления по делам об административных правонарушениях, которые исполняет ФССП России;
- · Приговоры, определения, постановления суда в части имущественных взысканий;
- · Постановления налоговой инспекции о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и т. д.
В настоящее время порядка 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП России, не содержат однозначного уникального идентификатора должника (указываются только ФИО, дата и место рождения). Судебному приставу-исполнителю приходится запрашивать необходимые сведения у налоговых органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также у других органов, обладающих соответствующей информацией, что существенно увеличивает сроки исполнительного производства.
Одной из причин возникновения ситуаций, связанных с ошибочной идентификацией должников по исполнительным производствам, является указание в исполнительных документах, выданных на основании судебных решений, ограниченного перечня идентификаторов, которых недостаточно для однозначной идентификации гражданина при исполнении органами и организациями, в первую очередь банками и работодателями, запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей. В результате происходит взыскание на доходы, а также применение мер по ограничению в отношении имущества граждан, не являющихся должниками по исполнительным производствам.
Риски ошибочной идентификации частично будут минимизированы в результате реализации Федерального закона от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которым расширен перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам, а также закреплена необходимость указания в них одного из уникальных идентификаторов должника-гражданина (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
В целях осуществления взаимодействия со сторонами исполнительного производства в электронном виде, а также недопущения ошибочной идентификации граждан законопроектом предлагается внести изменения в процессуальное законодательство и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника).
При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) на это указывается в заявлении и такая информация истребуется судом.
Законопроектом предусмотрено, что ФССП в целях установления идентификаторов должника и взыскателя (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа у соответствующих органов могут запрашиваться указанные сведения с использованием государственных информационных систем. В целях уведомления должника и взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника и взыскателя. Указанные органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.
Законопроектом предусмотрена возможность автоматического принятия решений по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, приостановления исполнительного производства, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника.
В пояснительной записке к законопроекту указано что, реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, сокращению затрат бюджетных средств, связанных с вынесением судебными приставами-исполнителями процессуальных документов, а также обеспечению прав граждан на своевременное исполнение требований исполнительного документа. Отлагательный срок вступления законопроекта в силу обусловлен необходимостью принятия нормативных правовых актов, направленных на его реализацию.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1144920-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
1 июня 2021 года в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в части предоставления земельных участков хосписам).
В пояснительной записке к законопроекту говорится о старении населения, значительный рост числа онкологических заболеваний, которые требуют увеличения специализированных организаций и соответствующей медицинской помощи, включая психологическую поддержку. Отмечается что организация и развитие данного вида помощи в Российской Федерации недостаточна.
В настоящее время количество хосписов в Российской Федерации составляет около 100, что недостаточно для страны с многомилионным населением. Согласно расчетам Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) на каждые 300 000 - 400 000 человек населения должен приходиться один хоспис. То есть, если посчитать, в нашей стране не хватает как минимум 400 таких медицинских учреждений (это без учета географических особенностей и плотности населения). Те, что есть, далеко не всегда отвечают требованиям и стандартам. Лучше всего обустроены хосписы городов Москвы и Санкт-Петербурга. Но их количество в этих городах также не соответствует расчетам ВОЗ. Сельские жители и граждане, проживающие в малых городах, зачастую лишены возможности получения квалифицированной паллиативной помощи в условиях хосписа. Потребность в хосписах и паллиативной помощи будет только расти в связи с демографической ситуацией.
Согласно статье 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование медико-социальным учреждениям (хосписам). Как правило, такие участки предоставляются в аренду с высокой арендной платой. Статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» поддержка некоммерческих организаций по оказанию симптоматического (паллиативного) лечения пациентам в терминальной стадии заболевания органами государственной власти и органами местного самоуправления также прямо не предусмотрена.
Учитывая социальную значимость оказания паллиативной медицинской помощи в хосписах, необходимость увеличения ее объемов и качества, законопроектом предлагается внести изменения в действующий порядок предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления земельных участков некоммерческим организациям для размещения хосписов, где пациенты в терминальной стадии заболевания получают высокий уровень стандартов ухода, где проводится симптоматическое (паллиативное) лечение и оказывается духовная, психологическая поддержка, включающая в себя уход за умирающими больными, а также иная всесторонняя поддержка, оказываемая как самому пациенту, так и его близким в период заботы о нем и после утраты. А именно, предоставлять земельные участки на праве безвозмездного пользования сроком на 49 лет.
Принятие данного законопроекта позволит увеличить как количество организаций, оказывающих паллиативную помощь (хосписы), так и объемы оказываемых услуг, а также содействовать развитию социально ориентированных некоммерческих организаций и гражданского общества.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ ʺО некоммерческих организацияхʺ» потребует внесения изменения в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 187н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» в части уточнения понятия «медико-социальное учреждение (хоспис)» и «симптоматическое (паллиативное) лечение».
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/348539-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Правила поведения для получателей социальных услуг (представителей целевых групп) в полустационарной форме социального обслуживания:
1) Не создавать условия, подвергающие опасности жизнь и здоровье сотрудников, АНО «Открытая Альтернатива»; 2) Соблюдать действующий режим работы, порядок и условия предоставления социальных услуг АНО «Открытая Альтернатива»; 3) Соблюдать в помещениях АНО «Открытая Альтернатива» и на её территории чистоту и правила пожарной безопасности; 4) Бережно относиться к оборудованию и инвентарю АНО «Открытая Альтернатива». В случае причинения ущерба имуществу АНО «Открытая Альтернатива» получатель социальных услуг (представитель целевых групп) обязан возместить его; 5) Уважительно относиться к сотрудникам АНО «Открытая Альтернатива», не допускать грубости, оскорбления в их адрес; 6) Уважительно относиться к другим Получателям социальных услуг (представителям целевых групп); 7) Соблюдать общепризнанные нормы поведения и настоящие правила; 8) В случае возникновения конфликтной ситуации в отношениях с сотрудниками АНО «Открытая Альтернатива», обращаться к руководителю АНО «Открытая Альтернатива» или его заместителю.
Для получателей социальных услуг (представителей целевых групп) не допускается:
1) Во время предоставления социальных услуг находиться в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических и психотропных веществ; 2) Курить в помещениях АНО «Открытая Альтернатива» и на её территории; 3) Употреблять в общении с лицами, предоставляющим социальные услуги, с другими получателям социальных услуг нецензурную брань, говорить на повышенных тонах, применять физическое насилие и другие действия, унижающие человеческое достоинство; 4) Требовать оказания услуг, не предусмотренных АНО «Открытая Альтернатива»; 5) Нельзя приносить в организацию взрывчатые, взрыво- или огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды.
3 июня 2021 г. был опубликован Приказ Министерства юстиции РФ от 01.06.2021 № 92 "Об утверждении порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, порядка и сроков уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ и форм документов, представляемых общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента".
Таким образом, для общественных объединений стали определены:
1) Порядок ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.
2) Порядок и сроки уведомления о получении (намерении получать) имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории РФ.
3) Форма отчета об объеме денежных средств и имущества, полученного от иностранных источников, о целях расходования средств и использования имущества, об их фактическом расходовании и использовании.
4) Форма сообщения об изменении основных сведений об объединении.
5) Форма заявления об исключении из реестра.
Реестр ведется Минюстом, поэтому туда должны будут представлены указанные документы.
Включение в реестр производится по следующим основаниям: 1) Поступление в Минюст уведомления от самого незарегистрированного общественного объединения. 2) Поступление в Минюст документов от государственных органов, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, и не подало уведомление, денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.
Уведомление должно быть подано:
1) Не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности на территории РФ, если объединение в течение года, предшествующего осуществлению политической деятельности на территории РФ, получало денежные средства и/или иное имущество от иностранных источников. 2) В течение 10 рабочих дней после получения денежных средств и/или иного имущества от иностранных источников, если объединение в течение года, предшествующего получению указанных денежных средств и/или иного имущества, участвовало в политической деятельности. 3) Не позднее чем за 10 рабочих дней до начала осуществления политической деятельности на территории РФ и получения денежных средств и/или иного имущества от иностранных источников, если объединение намеревается получать денежные средства и/или иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности на территории РФ. При этом объединение освобождается от подачи уведомления в случае, если денежные средства и/или иное имущество, полученные от иностранных источников, были возвращены отправителю в течение 3 рабочих дней с момента их поступления.
Рекомендуемый образец уведомления общественного объединения представлен в приложении № 2 к Приказу Минюста.
Отказать в приеме уведомления Минюст не вправе.
Ссылка на Приказ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106030036
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект указа Президента Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313».
Проект указа разработан во исполнение Федерального закона от 01.07.2021 № 257-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Федеральный закон предоставляет государственным юридическим бюро право направлять официальные обращения по входящим в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.
Проектом указа предлагается наделить Минюст России полномочиями по установлению требований к форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического бюро.
Ссылка на проект указа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=118195
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|