11 июня 2021 года Федеральный закон N 169-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" поступил на рассмотрение Президенту Российской Федерации.
Изменения коснулись использования без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в наименованиях религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в случае использования в наименованиях указанных религиозных организаций полного наименования централизованной религиозной организации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. При этом, использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешения определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».
Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции Российской Федерации.
В 2013 году Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 413-ФЭ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 6.1 Федерального закона «Об автономных учреждениях» внесены изменения в части расширения перечня некоммерческих организаций, которым не требуется получение разрешения на использование в своих наименованиях официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования.
В указанный перечень вошли:
1) централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;
2) некоммерческие организации, созданные на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) общероссийские общественные объединения;
4) структурные подразделения общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
5) некоммерческие организации, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;
6) общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей.
В указанный перечень не вошли религиозные организации, входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания и использующие в своих наименованиях принадлежность к централизованной религиозной организации, что привело к правовой коллизии. В то же время структурные подразделения общероссийских общественных объединений вправе использовать в своих наименованиях полное наименование такого общественного объединения, не получая соответствующего разрешения на использование в своих наименованиях официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования.
Согласно тексту принятого Госдумой закона 26 мая 2021 года теперь официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименованиях централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, и (или) религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, на основании письменного согласия указанной централизованной организации.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят религиозным организациям, входящим в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, на законных основаниях использовать в своих наименованиях принадлежности централизованной религиозной организации.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/829787-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
11 июня 2021 года в Государственную Думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроект направлен на исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти.
Для достижения данных целей предлагается расширить полномочия прокурора в арбитражном процессе, наделив его правом на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности.
Предлагаемые нововведения позволят прокурорам вступать в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) в аналогичные дела, инициированные другими лицами.
Инициаторами законопроекта были учтены случаи, когда при рассмотрении различных категорий дел (например, о взыскании задолженности по ранее заключенному договору, возмещении убытков) в ходе судебного разбирательства могут выявляться обстоятельства, указывающие на то, что спор, являющийся предметом судебного разбирательства, инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в целях уклонения от исполнения вышеуказанных обязанностей и процедур.
В предлагаемых нововведения предполагается наделить прокурора правом вступать в процесс в случаях указанных выше для осуществления возложенных на него полномочий для защиты интересов государства как по своей инициативе, так и по инициативе суда, в том числе в соответствии со статьей 312 АПК и 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1192314-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов