Главная страница
11 июня 2021 года в Государственную Думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроект направлен на исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти.
Для достижения данных целей предлагается расширить полномочия прокурора в арбитражном процессе, наделив его правом на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности.
Предлагаемые нововведения позволят прокурорам вступать в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) в аналогичные дела, инициированные другими лицами.
Инициаторами законопроекта были учтены случаи, когда при рассмотрении различных категорий дел (например, о взыскании задолженности по ранее заключенному договору, возмещении убытков) в ходе судебного разбирательства могут выявляться обстоятельства, указывающие на то, что спор, являющийся предметом судебного разбирательства, инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в целях уклонения от исполнения вышеуказанных обязанностей и процедур.
В предлагаемых нововведения предполагается наделить прокурора правом вступать в процесс в случаях указанных выше для осуществления возложенных на него полномочий для защиты интересов государства как по своей инициативе, так и по инициативе суда, в том числе в соответствии со статьей 312 АПК и 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1192314-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
16 июня 2021 года в третьем чтении Госдумой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данный законопроект был подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 года № Пр-354 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года.
Законопроект дополняет общие положения о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений, которые установлены статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На органы местного самоуправления возлагается обязанность размещать материалы по вопросам, которые выносятся на публичное слушание и/или общественное обсуждение, результатов таких слушаний/обсуждений, также предусматривается необходимость обеспечения ими возможности направления гражданами своих предложений по указанным вопросам путем использования официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При проведении публичного слушания/общественного обсуждения органам местного самоуправления предоставляется дополнительная возможность осуществлять вышеуказанные мероприятия путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или специальной информационной системы, определенной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что нововведения способствуют более активному участию населения в непосредственном осуществлении (участии в осуществлении) местного самоуправления, предоставляя гражданам возможность участвовать в публичном слушании и/или общественном обсуждении в электронной форме.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116819-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
В Минэкономразвития России посчитали, что в период с 2013 по 2020 год количество добровольцев в России возросло на 13 % больше. Только в рамках акции «МыВместе» волонтерами стали около 119 тысяч человек, а помощь получили более 3,2 миллиона.
Также в ведомстве подсчитали, что около 7,5 миллиона человек в России вовлечены центрами поддержки волонтерства на базе НКО, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую деятельность.
Ещё в 2018 году, признанным Годом добровольца и волонтёра, была утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года подготовленная Минэкономразвития России. В Концепции предполагается работа по совершенствованию законодательства в сфере привлечения труда добровольцев, обобщение лучших практик по привлечению волонтеров к работе в различных отраслях.
Задачей принятой Концепции являлось обеспечение системной поддержки главных направлений работы волонтерских объединений и некоммерческих организаций. «Реализация концепции будет способствовать развитию волонтёрской деятельности, расширению мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», — говорится в документе.
Эксперты отмечают, что уровень добровольческого движения в России остается ниже по сравнению с другими странами, однако уверенный рост числа добровольцев внушает оптимизм.
Так, например, у многих школьников участие в добровольческих акциях вошло в привычку. Участники Всероссийского конкурса «Большая перемена» - проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей» - каждую субботу проводят с пользой: помогают пожилым учителям, заботятся об окружающей природе, занимаются с ребятами младшего школьного возраста. «Активно добровольческой деятельностью занимаются и «серебряные» волонтеры - люди в возрасте 55 лет и старше. Для многих из них добровольчество - это возможность оставаться молодым, чувствовать себя нужным, это общение с единомышленниками и участие в совместных активностях», - поделилась Наталия Мандрова, директор ФГБУ «Роспатриотцентр».
Своё влияние оказала и пандемия, которая значительно подействовала на волонтерское движение в России. Люди, которые до введения карантина даже не задумывались о помощи другим, в 2020 году стали добровольцами.
Кроме того президент России Владимир Путин пообещал оказать поддержку программе для волонтеров старшего возраста, о чём он сообщил в ходе встречи с представителями социальных организаций.
«Использовать их опыт обязательно нужно, тем более если у них есть желание трудится на этом благородном поприще. Вы говорили о 47 центрах, мы безусловно будем способствовать тому, чтобы эти центры расширялись и работали по всей территории РФ. Мы поддержим их», - заявил Владимир Путин.
Он дал поручение правительству подумать над тем, «как лучше организовать и финансовое сопровождение» проекта со стороны государства. «НКО ведь имеют право получать нашу поддержку, гранты и (средства) из других источников финансирования», - добавил президент и подчеркнул, что этот процесс должен быть необременительным для людей, но организовать его надо так, «чтобы каждая денежка попадала в нужные руки».
По словам директора Союза волонтерских организаций и движений (СВОД) Владимира Хромова, пандемия вызвала серьезный эмоциональный всплеск, стало очевидно, что пожилым людям нужна помощь, они находятся в большой опасности.
Одна из проблем добровольческого движения в России, по мнению эксперта, в его неоднородности. Больше всего волонтеров в поисково-спасательных бригадах, в экологических движениях, а социальных волонтеров и добровольцев в правозащитных организациях не так много. Никто не пытается состыковать решение конкретных социальных проблем с развитием системы социального волонтерства, говорит эксперт.
В сфере социального волонтерства, в больницах, детских домах, домах престарелых высок риск эмоционального выгорания. Нужна доступная психологическая поддержка для волонтеров. Например, такую помощь волонтерам и сотрудникам НКО оказывает организация «Вдох». Но это мало, таких опций для добровольцев должно становиться больше.
Владимир Хромов отмечает, что сейчас в секторе идет консолидация, объединение усилий и выработка единых стандартов. Из минусов - нет акцента государственной политики на социальное волонтерство, а лишь ресурсов некоммерческих организаций не хватает для решения проблем.
Говоря о привлечении добровольцев и волонтеров, стоит отметить информационную платформу «Добровольцы России» (dobro.ru), где 58 % волонтеров зарегистрированных на данной платформе это молодежь в возрасте 18 -24 лет.
Единая информационная система «Добровольцы России» является флагманским проектом Ассоциации волонтерских центров. Она создана в 2016 году с целью объединить на одном ресурсе всех волонтеров и все волонтерские проекты страны. Можно сказать, что эта амбициозная цель достигнута - на сегодняшний день, портал является самой крупной платформой волонтеров в России и на пространстве СНГ. Платформа дает возможность абсолютно любому гражданину нашей страны стать участником волонтерского движения, вне зависимости от места проживания. Всего в пару кликов с любого гаджета, человек может выбрать интересующую его сферу добровольческой деятельности, предоставить необходимые данные о себе и своем свободном времени, которое хочется посвятить волонтерству, а система подскажет, где можно оказаться нужным.
Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 102-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Законом были внесены изменения в статью 13.15 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Таким образом, введена новая часть – 2.4, согласно которой состав административного правонарушения образует распространение в средствах массовой информации (далее – СМИ) и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и/или материалов иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и/или российского юридического лица, включенного в реестр иностранных СМИ, без указания на то, что эти сообщения и/или материалы созданы и/или распространены иностранным СМИ, и/или российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных СМИ. Законом за данное административное правонарушение устанавливаются следующие штрафы:
- для граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Схожие составы административных правонарушений за распространение без соответствующей маркировки материалов НКО-ИА, незарегистрированных общественных объединений-ИА и физических лиц-ИА, уже урегулированы частями 2.1 – 2.3 статьи 13.15 КоАП РФ. Кроме этого дополнена статья 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Теперь она дополнена новой частью 6.2, которая предусматривает административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя средства массовой информации, предусмотренного частью 5 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», лицом, не имеющим права на его использование. За нарушение предусматривается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей.
Рассмотрение дел о проектируемых административных правонарушениях будет отнесено к исключительной компетенции судей. Протоколы о данных административных правонарушениях будут составляться должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20.2 КоАП РФ в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации» разработан в пакете с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым устанавливаются дополнительные условия для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий. В частности, устанавливается обязанность по использованию журналистом, присутствующим на публичном мероприятии, ясно видимого отличительного признака представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливается МВД России по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов России.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
20 мая 2021 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России объявлено о разработке проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»
Связано это со вступающим в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Планируется, что разработанное постановление также должно вступить в силу с 1 июля 2021 года.
Разрабатываемое положение заменит действующее Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных». В положении будет урегулирован порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций далее (Роскомнадзор). Устанавливается что объектами контроля Роскомнадзора (территориального органа) в рамках государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных являются:
- деятельность операторов и третьих лиц, действующих по поручению оператора, (далее – контролируемые лица) по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации;
- результаты деятельности контролируемых лиц по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации, в том числе в информационных системах персональных данных;
- результаты деятельности по разработке документов и локальных актов контролируемых лиц по обработке персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О персональных данных", и принятых оператором мер, указанных в ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О персональных данных".
"В соответствии с положениями 248-ФЗ («О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ») определены критерии отнесения к категориям риска/классам (категориям) опасности, оказывающие влияние на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля. Принятие проекта постановления будет способствовать установлению единых принципов организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных", - пояснили в министерстве.
Роскомнадзором объектам контроля будет присвоена одна из 5 категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
Подробная информация о критериях отнесения объектов контроля к определенной категории риска содержится в Приложении к Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных.
От присвоенной категории риска зависит периодичность контрольных мероприятий:
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, 1 раз в 2 года: инспекционный визит или выездная проверка;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, 1 раз в 3 года: инспекционный визит или выездная проверка;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, 1 раз в 4 года: инспекционный визит или документарная проверка или выездная проверка;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, 1 раз в 6 лет: документарная проверка или выездная проверка.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. При осуществлении государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.
При это контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Роскомнадзор (территориальный орган) возражение в отношении указанного предостережения.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, имеют право на досудебное обжалование: 1) решений об отнесении контролируемого лица к категориям риска; 2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; 3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Ранее обжалование в административном порядке не исключало право на одновременное обращение в суд. Таким образом, с 1 июля 2021 года перед подачей жалобы в суд необходимо будет пройти процедуру досудебного обжалования.
Предполагается, что нововведения окажут положительное влияние на соблюдение обязательных требований в области персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Благодаря принятию данного Постановления будет повышена защищенность персональных данных граждан и произойдёт снижение правонарушений в данной сфере.
Ссылка на проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=116128
Ссылка на Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310018
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|