Главная страница
4 мая 2021 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком, А.К. Исаевым, Р.Д. Курбановым, Д.И. Савельевым, А.В. Чепой, А.Л. Шхагошевым внесен проект федерального закона № 1165650-7 «О внесении изменения в статью 3-1 и статью 3-2 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
В настоящий момент в соответствии со статьей З1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации, а не за ее пределами.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи З1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», дополнив ее нормой о запрете на участие российских граждан и юридических лиц в деятельности организации, признанной нежелательной в РФ, за пределами территории Российской Федерации.
В качестве наказания за такое преступление предусматривается штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до 4 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишением свободы на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.
Кроме того в статью З2 предлагается внести дополнительный квалифицирующий признак признания иностранной или международной организации нежелательной на территории РФ в случае оказания ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и/или иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства. Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы РФ.
Одновременно этими же депутатами на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона № 1165661-7 «О внесении изменений в статью 284-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Данным законопроектом вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение уголовной ответственности за участие в деятельности и за руководство деятельностью иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности без предварительного привлечения совершающего деяния лица к административной ответственности.
В пояснительной записке указано, что принимая во внимание сложившуюся внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, указанные изменения будут способствовать ее нормализации и недопущению дестабилизации обстановки.
На сегодняшний день в правоприменительной и судебной практике бывают случаи, когда некоммерческую организацию штрафуют, например, за хранение на сайте организации материалов с упоминанием организаций, чья деятельность была признана нежелательной на территории РФ, хотя эти материалы были созданы задолго до принятия решения о признании деятельности той или иной организации нежелательной.
Ссылка на законопроект «О внесении изменений в статью 284-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1165661-7
Ссылка на законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1165650-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Речь пойдёт о Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.». Связано это со вступающим с 1 июля 2021 года в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Однако здесь сразу стоит сделать замечание, что для НКО данный нормативный акт не имеет существенного значения, поскольку не затрагивает значимые для НКО виды контроля. Таким образом, согласно новым нормам закона для 62 видов федерального государственного контроля (надзора) начнет действовать процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов. С помощью сервиса на портале госуслуг можно будет подать электронную жалобу, отслеживать ее рассмотрение и взаимодействовать с должностными лицами без личного посещения государственного органа. Ответ на обращение должен быть направлен в течение 20 рабочих дней. Настоящие правила будут действовать, в том числе, в отношении пожарного надзора, контроля за деятельностью СМИ, соблюдением трудового законодательства и иные. В соответствии с п.п. 12, 13 ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», положения данного закона не применяются к организации и осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. То есть контроль за деятельностью НКО и религиозных организаций со стороны Минюста продолжит осуществляться по прежним нормам, а именно по правилам, определенным Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ссылка на Постановление Правительства РФ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105040017
Ссылка на Федеральный закон РФ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310018
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
31 мая 2021 года Правительство России внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно которому Министерство юстиции сможет получать от банков сведения о некоммерческих организациях (НКО), являющиеся банковской тайной.
Данный законопроект был разработан в целях совершенствования федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами. Законопроект предусматривает положения, определяющие перечень должностных лиц Минюста России и его территориальных органов, уполномоченных направлять запросы в кредитные организации о предоставлении информации об операциях и счетах некоммерческих организаций.
Внесение изменений в статью 26 Закона № 395-1 позволит Минюсту России и его территориальным органам осуществлять возложенные законодательством Российской Федерации на них функции федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в полном объеме наряду с другими государственными органами, организациями и должностными лицами, указанными в статье 26 Закона № 395-1 (суды, Счетная палата Российской Федерации, налоговые органы, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, нотариальные конторы, аудиторские организации, бюро кредитных историй, орган валютного контроля, таможенные органы Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и др.).
В настоящий момент Минюст и его территориальные органы наделены правом проведения проверок соответствия работы некоммерческих организаций их уставным целям, в том числе по расходованию денег. Для этого у НКО запрашивают информацию об их финансово-хозяйственной деятельности.
В кабмине отмечается, что бывают случаи, когда организация может предоставить необходимые документы частично или совсем не предоставить. В свою очередь кредитные организации не обязаны раскрывать Минюсту эту информацию, поскольку она является банковской тайной.
Ранее сообщалось, что Минюст подготовил поправки в Закон «О некоммерческих организациях». Ими предлагается установить обязательное предварительное одобрение совершения НКО, использующих бюджетные средства, крупной сделки.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183361-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Обсуждение проходило в рамках информационной встречи.
Ведущая мероприятия Ирина Полежаева рассказала об отличительных признаках органах управления корпоративных и унитарных НКО, отметила необходимость обращения к уставу при подготовке и проведения заседаний органов управления для подтверждения сведений о правомочности собраний.
Также в ходе встречи участники получили информацию о нововведениях, которые готовятся к принятию в нормы ГК РФ, относительно дистанционных собраний органов НКО.
В рамках встречи представители НКО получили информацию о других важных изменениях законодательства, которые касаются трудовой сферы, сферы отчетности, благотворительности, просветительской деятельности, а также порядка ведения реестров НКО уполномоченными органами власти.
Мероприятие организовано в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
1 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон о просветительской деятельности). Инициатива парламентариев, разработавших данный закон, была направлена на поддержку просвещения.
В свою очередь под просвещением понимается деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Закон определяет, что вести просветительскую работу могут государственные структуры, органы местного самоуправления, физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но при этом лекторы, НКО и иные юридические лица должны понимать, что закон запрещает просветительскую деятельность для разжигания любого вида розни — социальной, расовой, национальной или религиозной.
23 апреля 2021 года Министерством просвещения РФ был опубликован проект постановления о порядке, условиях и формах ведения просветительской деятельности в школах, вузах и организациях культуры. После этого разработчикам документа поступило много поправок и предложений.
В связи с этим было принято решение о создании совместной рабочей группы двух ведомств — Министерством просвещения РФ и Министерство образования и науки РФ. Рабочая группа доработает поступившие предложения, сообщила Елена Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по международным делам и одна из авторов закона о просветительской деятельности.
Она уточнила что, по сути, должен появиться новый текст постановления. Однако к моменту вступления закона в силу данный нормативный документ ещё не готов. По словам Елены Афанасьевой, авторы учитывали такой вариант, поэтому предусмотрели в законе переходный период до 1 сентября 2022 года, чтобы лица, ведущие просветительскую деятельность, могли согласовать все необходимые моменты.
Как отметила сенатор, закон должен не усложнить, а облегчить работу граждан и организаций, которые занимаются истинным просветительством на профессиональной основе. «Они должны понимать, какие имеют права, какие нормы существуют для такого рода деятельности, кто и как их будет контролировать, куда нужно обращаться за поддержкой», — пояснила Елена Афанасьева.
По мнению соавтора инициативы, подзаконные акты должны, в том числе, определить регламент открытых данных о лекторах. Студент будет в курсе, что курс по финансовой грамотности читает, к примеру, кандидат экономических наук, а не человек, который не имеет достаточной профподготовки в области финансов, рассуждает парламентарий. Как предполагают сенаторы, в течение полутора месяцев профильные ведомства должны выйти с доработанным документом, который бы мог устроить профсообщество.
Необходимость разработки поправок в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" была обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.
Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|