Главная страница
1 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон о просветительской деятельности). Инициатива парламентариев, разработавших данный закон, была направлена на поддержку просвещения.
В свою очередь под просвещением понимается деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Закон определяет, что вести просветительскую работу могут государственные структуры, органы местного самоуправления, физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но при этом лекторы, НКО и иные юридические лица должны понимать, что закон запрещает просветительскую деятельность для разжигания любого вида розни — социальной, расовой, национальной или религиозной.
23 апреля 2021 года Министерством просвещения РФ был опубликован проект постановления о порядке, условиях и формах ведения просветительской деятельности в школах, вузах и организациях культуры. После этого разработчикам документа поступило много поправок и предложений.
В связи с этим было принято решение о создании совместной рабочей группы двух ведомств — Министерством просвещения РФ и Министерство образования и науки РФ. Рабочая группа доработает поступившие предложения, сообщила Елена Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по международным делам и одна из авторов закона о просветительской деятельности.
Она уточнила что, по сути, должен появиться новый текст постановления. Однако к моменту вступления закона в силу данный нормативный документ ещё не готов. По словам Елены Афанасьевой, авторы учитывали такой вариант, поэтому предусмотрели в законе переходный период до 1 сентября 2022 года, чтобы лица, ведущие просветительскую деятельность, могли согласовать все необходимые моменты.
Как отметила сенатор, закон должен не усложнить, а облегчить работу граждан и организаций, которые занимаются истинным просветительством на профессиональной основе. «Они должны понимать, какие имеют права, какие нормы существуют для такого рода деятельности, кто и как их будет контролировать, куда нужно обращаться за поддержкой», — пояснила Елена Афанасьева.
По мнению соавтора инициативы, подзаконные акты должны, в том числе, определить регламент открытых данных о лекторах. Студент будет в курсе, что курс по финансовой грамотности читает, к примеру, кандидат экономических наук, а не человек, который не имеет достаточной профподготовки в области финансов, рассуждает парламентарий. Как предполагают сенаторы, в течение полутора месяцев профильные ведомства должны выйти с доработанным документом, который бы мог устроить профсообщество.
Необходимость разработки поправок в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" была обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.
Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
19 мая 2021 г. на заседании Совета Федерации Министр юстиции Российской Федерации Константин Анатольевич Чуйченко сообщил о том, что в Министерстве юстиции России планируется разработать механизм, защищающий НКО от регистрации "клонов" с аналогичным или очень похожим названием.
Чуйченко К. А. пояснил: "сейчас эта проблема стоит особенно остро. Минюст может отказать в регистрации НКО, если организация с таким же наименованием была зарегистрирована ранее".
Однако прямого запрета на регистрацию НКО с одинаковыми наименованиями, по словам министра, нет. Специальных положений о способах защиты наименования организации в законе об НКО и в Гражданском кодексе РФ не предусмотрено.
"В связи с этим на практике возможно существование десятков НКО с одинаковыми или очень похожими наименованиями. Это не просто мешает идентификации, но и создает более серьезные проблемы. Например, перечисление пожертвований в одноименный благотворительный фонд", - добавил министр.
Одна из таких историй произошла с фондом «Подари жизнь», основанного Чулпан Хаматовой и Диной Корзун в 2006 году.
«Все это началось, когда нам позвонили люди из Красноярска, и рассказали, что наш филиал в этом городе уговорил их взять кредит и передать его на благотворительность, пообещав вернуть эти деньги. Но, во-первых, филиала ни в Красноярске, ни в любом другом городе у нас нет — фонд «Подари жизнь» находится только в Москве. Во-вторых, это абсолютно немыслимая для нас ситуация, чтобы мы просили кого-то брать кредиты и передавать их в наш фонд!», — рассказал исполнительный директор БФ «Подари жизнь» Григорий Мазманянц.
Оказалось, что Красноярске был зарегистрирован благотворительный фонд с абсолютно тем же названием, который учредили предприниматели Елена и Олег Чипизубовы в 2015 году.
Красноярский краевой суд частично удовлетворил требования Благотворительного фонда «Подари жизнь: обязал местную некоммерческую организацию, использовавшую такое же название, сменить имя и выплатить компенсацию в размере 50 тысяч рублей. Истцы настаивали на компенсации в размере 5 миллионов рублей. Инцидент произошел в 2017 году.
Таким образом, на данный момент НКО могут защищать собственное наименование только в судебном порядке. Соответствующие положения планируется отразить в Концепции защиты наименования и символики НКО. Кроме того, в Минюсте планируется ввести и другие новшества в законодательство этой области.
"Структура и компетенция исполнительных органов НКО определена законом лишь в самых общих чертах. Мы видим необходимость в систематизации и унификации корпоративных норм, поскольку на практике их разрозненность нередко порождает проблемы и сложности. В этой связи среди ключевых задач Минюста - разработка Концепции совершенствования корпоративного управления некоммерческих организаций. Также следует обратить внимание на процедуру и порядок совершения сделок в некоммерческом секторе", - отметил глава ведомства.
По его словам, "процесс совершенствования законодательства об НКО не будет легким", в связи с чем Минюст "заинтересован в эффективной обратной связи с гражданским обществом".
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
04 июня в Тольятти в рамках информационной встречи "Важные изменения законодательства 2020-2021 для НКО" пройдет информационная встреча "Правовые особенности проведения заседаний органов управления НКО".
На мероприятии мы поделимся информацией о том, как отличить органы управления корпоративных и унитарных НКО, как избежать ошибок при проведении очных и заочных собраний, а также расскажем о новшествах законодательства, касающегося дистанционных заседаний органов управления.
Участие в информационной встрече бесплатное!
Информационная встреча "Правовые особенности проведения заседаний органов управления НКО" состоится 04 июня в 14.00 по адресу: г. Тольятти, ул. Фрунзе, 9.
Информацию о мероприятии можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мероприятие организовано в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
Минюстом России был перенесен предельный срок представления форм отчетности № ОН0001, № ОН0002 и № ОН0003 на 15 июля 2021 года
Перечисленные формы отчетности, утвержденные приказом № 170, предусматривают информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, за 2020 год.
Таким образом, общественным объединениям нужно прислать отчет по форме № ОН0003 (о поступлениях средств из-за рубежа). Остальные некоммерческие организации должны представить формы отчетов № ОН0001 (информация о руководителях и характере деятельности) и № ОН0002 (информация об использовании средств и имуществе) за 2020 год.
Обычно они представляются не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, правда, в прошлом году срок тоже был перенесен – из-за пандемии.
Данное решение объясняется тем, что в конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", предусматривающий, в том числе, расширение понятия "иностранные источники".
В связи с вступлением в силу данного Федерального закона были разработаны "Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм отчетности о деятельности некоммерческих организаций". Указанные Методические рекомендации позволят некоммерческим организациям максимально эффективно адаптироваться к изменениям законодательства Российской Федерации в части расширения понятия «иностранные источники» поступления денежных средств и/или иного имущества.
В рекомендациях указывается, что некоммерческая организация должна указать сведения о деньгах и имуществе от российских юридических лиц, получающих средства из-за рубежа, только если у некоммерческой организации есть соответствующая информация. Организации не будут привлекать к административной ответственности, если указанные в этом случае сведения неполные.
Также вследствие принятия Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ в целях максимально эффективной адаптации некоммерческих организаций к представлению отчетности в 2021 году был разработан проект Приказа "О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности".
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201809060005
Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм отчетности о деятельности некоммерческих организаций: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/metod-rekomend.pdf
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2021 № 50 "О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104060030
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Волонтёрские и молодёжные организации смогут получить гранты от государства и направить их на реализацию образовательных проектов
Правила предоставления такой поддержки утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. С помощью грантов организации смогут развивать свои инициативы в области образования и увеличить охват аудитории. В данном случае речь идёт в том числе о всероссийских конкурсах и соревнованиях, обучающих программах и образовательных проектах.
В федеральном бюджете на эти цели уже предусмотрено финансирование. В 2021 году – 4,8 млрд рублей, в 2022 году – 4,4 млрд рублей, в 2023 году – 4,1 млрд рублей.
Правила устанавливают порядок, условия и цели предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования.
Гранты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи, в рамках соответствующих федеральных проектов национального проекта "Образование" на цели, указанные в Правилах.
Сведения о грантах размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Бюджет" при формировании проекта закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
Гранты предоставляются при условии соответствия получателя грантов на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении грантов, следующим требованиям:
- у получателя грантов должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у получателя грантов должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
- получатель грантов не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к получателю грантов другого юридического лица), ликвидации, в отношении получателя грантов не введена процедура банкротства, деятельность получателя грантов не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере получателя грантов;
- получатель грантов не получает средства из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Для заключения соглашения получатель грантов представляет в Министерство просвещения Российской Федерации или Федеральное агентство по делам молодежи следующие документы:
- справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подтверждающая отсутствие у получателя грантов указанной неисполненной обязанности на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, подписанная руководителем или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом получателя грантов, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
- справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) получателя грантов, подтверждающая, что по состоянию на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, у получателя грантов отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
- справка, подписанная руководителем получателя грантов (иным уполномоченным лицом), подтверждающая, что на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, получатель грантов не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к получателю грантов другого юридического лица), ликвидации, в отношении получателя грантов не введена процедура банкротства и его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) получателя грантов, подтверждающая, что на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, получатель грантов не получает средств из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
- финансово-экономическое обоснование необходимого размера грантов на текущий финансовый год в отношении расходов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Министерство просвещения Российской Федерации или Федеральное агентство по делам молодежи рассматривает документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, в течение 14 рабочих дней и принимает решение о заключении соглашения либо мотивированное решение об отказе в заключении соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 7 Правил.
Перечень организаций, которым согласно Правилам предоставляются гранты, указаны в пункте 10 Правил.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2021 № 389 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103200022
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|