Главная страница
2 июля 2021 года был опубликован Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" подготовлен в целях дальнейшего упрощения требований к представлению организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции "одного окна" представления такой отчетности.
По результатам принятых мер с 1 января 2020 г. упрощен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2020 г.) бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит представлению организациями только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности в налоговый орган либо в Банк России (для кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору). Отменена обязанность организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики. В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ, а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 г. №631), с 1 января 2020 г. ФНС России приступила к осуществлению полномочий по формированию и ведению общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона № 402-ФЗ (далее - ГИРБО). В него включается годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов, обязанных составлять ее, и аудиторские заключения о ней (в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту).
В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность: организаций бюджетной сферы; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. № 35.
ФНС России будет обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам к информации, содержащейся в этом ресурсе, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, все государственные органы смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней из ГИРБО, начиная с отчетности за 2019 г. При этом уже сейчас в силу положений отдельных федеральных законов в некоторых случаях предусмотрено получение государственными органами указанных документов из ГИРБО, а не от организаций непосредственно. Это касается следующих положений: Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 71), в соответствии с которыми органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, при предоставлении таких услуг не вправе требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов; Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 8 статьи 7), в соответствии с которыми органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок запрашивают и получают от иных государственных органов документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
В целях реализации указанных положений распоряжениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. №2326-р и от 19 апреля 2016 г. № 724-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2019 г. № 2280-р) утверждены соответствующие перечни документов и сведений, включающие, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций и аудиторские заключения о ней.
Вместе с тем другие федеральные законы содержат требования представления организациями в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней помимо представления такой отчетности в целях формирования ГИРБО. Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, а также дублированию функций государственных органов по получению и обработке такой отчетности.
В опубликованном законе предлагается внести в ряд федеральных законов изменения, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и получение государственными органами этих документов из ГИРБО.
Поскольку частью 5 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ определены широкие временные рамки представления организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, законопроектом предлагаются изменения, устанавливающие для отдельных организаций (в том числе некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,) срок проведения аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В законопроекте данный срок определен исходя из срока представления этими организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в федеральные органы исполнительной власти, установленного нормативными правовыми актами. Данные положения законопроекта обеспечивают своевременное получение (в действующие сроки) федеральными органами исполнительной власти из ГИРБО аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций. Кроме того, законопроектом предлагаются отдельные терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона № 402-ФЗ и Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Изменения Федерального закона вступят в силу с 1 января 2022 года.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020087
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

29 июня 2021 г. в Госдуму внесен законопроект, в соответствии с которым автономным НКО, использующим бюджетные деньги, для совершения крупной сделки потребуется предварительное согласие её учредителей. Автором поправок выступило Министерство юстиции РФ.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" разработан в целях усиления контроля за принятием автономной некоммерческой организацией, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом.
Изменения предполагают внесение поправок в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», где прописываются понятие крупной сделки для автономных некоммерческих организаций и закрепляются обязательные условия, которые должны содержаться в решении о согласии на ее совершение.. Кабмин предлагает считать таковой сделку (или несколько взаимосвязанных), если её цена превышает 10 процентов балансовой стоимости активов организации.
Если крупная сделка будет совершена с нарушением порядка получения предварительного согласия, то по решению суда она может быть признана недействительной.
Также следует учитывать, что провести сделку НКО сможет только предварительно взяв согласие у учредителей или коллегиального высшего органа управления. При этом решение о предварительном согласии может содержать указание срока, в течение которого оно действительно. В случае если срок прописан, то документ считается актуальным в течение года с даты принятия решения.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Совете Государственной Думы.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1202931-7#bh_histras
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2021 № 225-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Данный закон способствует совершенствованию правового регулирования порядка проведения собраний участников гражданско-правовых сообществ, а также оформления решений этих участников.
Нововведения устанавливают, что члены гражданско-правового сообщества смогут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, при условии использования любых способов, которые позволяют достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать.
Согласно установленным нормам решение собрания может быть принято посредством заочного голосования, то есть без проведения заседания. Наряду с этим законом определяется, что совмещение голосования на заседании и заочного голосования может быть предусмотрен единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.
Также в нормативном акте законодателем описан перечень требований, которые предъявляются к протоколам заседания участников гражданско-правового сообщества и заочного голосования.
В протоколе должны быть указаны:
1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования – дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов;
2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.
Кроме этого в Гражданский кодекс Российской Федерации вносятся изменения, касающиеся признания решений участников собраний недействительными.
Следует учесть, что нововведения применяются к отношениям между участниками гражданско-правовых сообществ, которым сообщения (извещения) о проведении заседаний общих собраний или проведении заочного голосования были направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Ссылка Федеральный закон от 28.06.2021 № 225-ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106280041
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

С 1 июля 2021 года в России начал работать Единый реестр видов контроля (надзора), который был создан в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604, подписанным Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. Перейти на новые правила в работе контрольно-надзорных органов и усовершенствовать законодательство поручил Президент России Владимир Путин. В этой связи в 2020 году был принят новый закон о контрольно-надзорной деятельности.
Единый реестр сформировал набор данных, который будет использоваться различными информационными системами, включая Единый реестр контрольных мероприятий и ведомственные информационные системы. В конечном итоге совокупность данных о контроле в стране будет единообразной. Организации смогут проанализировать данную информацию и принимать на её основе управленческие решения. Применение информации из реестра позволит предотвратить технические ошибки и нарушения, связанные с внесением в ведомственные системы информации, не соответствующей нормативным актам.
Согласно постановлению в реестр вошли все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней, а также их описание. Кроме того, в реестре указывается, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля.
Вся информация из ресурса будет доступна в Интернете, то есть пользователи смогут посмотреть подробное описание каждого вида контроля и узнать, с какой периодичностью будут осуществляться проверки.
Фактически данные нововведения ведут к цифровизации нормативных актов и положений, что впоследствии позволит систематизировать контрольно-надзорную сферу.
Ссылка на Постановление о порядке формирования и ведения Единого реестра видов контроля (надзора): http://static.government.ru/media/acts/files/1202104210021.pdf
Поиск проверок: https://proverki.gov.ru/portal
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

28 июня 2021 года Президент подписал Федеральный закон № 230-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 31 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Федеральный закон от 28.06.2021 № 230-ФЗ был разработан с целью усиления контроля за финансированием российских некоммерческих организаций из-за рубежа и установление дополнительного условия признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации нежелательной на территории РФ.
Теперь пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сформулирован следующим образом:
«Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.»
Пункт 1.3.1 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ дополнен следующем содержанием:
«Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.
Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.»
В статью 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» внесены следующие изменения:
Часть 1 дополнена предложением следующего содержания: «Деятельность иностранной или международной неправительственной организации также может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.»;
Часть 3 дополнена пунктом 6 следующего содержания: «6) запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.».
Данный Федеральный закон вступает в силу с 9 июля 2021 года, однако норма, касающаяся контроля за операциями получению и расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) имущества (статья 1 Федерального закона от 28.06.2021 № 230-ФЗ), вступает в силу с 1 октября 2021 года.
Ссылка на Федеральный закон от 28.06.2021 № 230-ФЗ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106280031
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|