Главная страница
19 мая 2021 г. на заседании Совета Федерации Министр юстиции Российской Федерации Константин Анатольевич Чуйченко сообщил о том, что в Министерстве юстиции России планируется разработать механизм, защищающий НКО от регистрации "клонов" с аналогичным или очень похожим названием.
Чуйченко К. А. пояснил: "сейчас эта проблема стоит особенно остро. Минюст может отказать в регистрации НКО, если организация с таким же наименованием была зарегистрирована ранее".
Однако прямого запрета на регистрацию НКО с одинаковыми наименованиями, по словам министра, нет. Специальных положений о способах защиты наименования организации в законе об НКО и в Гражданском кодексе РФ не предусмотрено.
"В связи с этим на практике возможно существование десятков НКО с одинаковыми или очень похожими наименованиями. Это не просто мешает идентификации, но и создает более серьезные проблемы. Например, перечисление пожертвований в одноименный благотворительный фонд", - добавил министр.
Одна из таких историй произошла с фондом «Подари жизнь», основанного Чулпан Хаматовой и Диной Корзун в 2006 году.
«Все это началось, когда нам позвонили люди из Красноярска, и рассказали, что наш филиал в этом городе уговорил их взять кредит и передать его на благотворительность, пообещав вернуть эти деньги. Но, во-первых, филиала ни в Красноярске, ни в любом другом городе у нас нет — фонд «Подари жизнь» находится только в Москве. Во-вторых, это абсолютно немыслимая для нас ситуация, чтобы мы просили кого-то брать кредиты и передавать их в наш фонд!», — рассказал исполнительный директор БФ «Подари жизнь» Григорий Мазманянц.
Оказалось, что Красноярске был зарегистрирован благотворительный фонд с абсолютно тем же названием, который учредили предприниматели Елена и Олег Чипизубовы в 2015 году.
Красноярский краевой суд частично удовлетворил требования Благотворительного фонда «Подари жизнь: обязал местную некоммерческую организацию, использовавшую такое же название, сменить имя и выплатить компенсацию в размере 50 тысяч рублей. Истцы настаивали на компенсации в размере 5 миллионов рублей. Инцидент произошел в 2017 году.
Таким образом, на данный момент НКО могут защищать собственное наименование только в судебном порядке. Соответствующие положения планируется отразить в Концепции защиты наименования и символики НКО. Кроме того, в Минюсте планируется ввести и другие новшества в законодательство этой области.
"Структура и компетенция исполнительных органов НКО определена законом лишь в самых общих чертах. Мы видим необходимость в систематизации и унификации корпоративных норм, поскольку на практике их разрозненность нередко порождает проблемы и сложности. В этой связи среди ключевых задач Минюста - разработка Концепции совершенствования корпоративного управления некоммерческих организаций. Также следует обратить внимание на процедуру и порядок совершения сделок в некоммерческом секторе", - отметил глава ведомства.
По его словам, "процесс совершенствования законодательства об НКО не будет легким", в связи с чем Минюст "заинтересован в эффективной обратной связи с гражданским обществом".
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Минюстом России был перенесен предельный срок представления форм отчетности № ОН0001, № ОН0002 и № ОН0003 на 15 июля 2021 года
Перечисленные формы отчетности, утвержденные приказом № 170, предусматривают информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, за 2020 год.
Таким образом, общественным объединениям нужно прислать отчет по форме № ОН0003 (о поступлениях средств из-за рубежа). Остальные некоммерческие организации должны представить формы отчетов № ОН0001 (информация о руководителях и характере деятельности) и № ОН0002 (информация об использовании средств и имуществе) за 2020 год.
Обычно они представляются не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, правда, в прошлом году срок тоже был перенесен – из-за пандемии.
Данное решение объясняется тем, что в конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", предусматривающий, в том числе, расширение понятия "иностранные источники".
В связи с вступлением в силу данного Федерального закона были разработаны "Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм отчетности о деятельности некоммерческих организаций". Указанные Методические рекомендации позволят некоммерческим организациям максимально эффективно адаптироваться к изменениям законодательства Российской Федерации в части расширения понятия «иностранные источники» поступления денежных средств и/или иного имущества.
В рекомендациях указывается, что некоммерческая организация должна указать сведения о деньгах и имуществе от российских юридических лиц, получающих средства из-за рубежа, только если у некоммерческой организации есть соответствующая информация. Организации не будут привлекать к административной ответственности, если указанные в этом случае сведения неполные.
Также вследствие принятия Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ в целях максимально эффективной адаптации некоммерческих организаций к представлению отчетности в 2021 году был разработан проект Приказа "О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности".
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201809060005
Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм отчетности о деятельности некоммерческих организаций: https://minjust.gov.ru/uploaded/files/metod-rekomend.pdf
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2021 № 50 "О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104060030
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Волонтёрские и молодёжные организации смогут получить гранты от государства и направить их на реализацию образовательных проектов
Правила предоставления такой поддержки утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. С помощью грантов организации смогут развивать свои инициативы в области образования и увеличить охват аудитории. В данном случае речь идёт в том числе о всероссийских конкурсах и соревнованиях, обучающих программах и образовательных проектах.
В федеральном бюджете на эти цели уже предусмотрено финансирование. В 2021 году – 4,8 млрд рублей, в 2022 году – 4,4 млрд рублей, в 2023 году – 4,1 млрд рублей.
Правила устанавливают порядок, условия и цели предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования.
Гранты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи, в рамках соответствующих федеральных проектов национального проекта "Образование" на цели, указанные в Правилах.
Сведения о грантах размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Бюджет" при формировании проекта закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
Гранты предоставляются при условии соответствия получателя грантов на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении грантов, следующим требованиям:
- у получателя грантов должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у получателя грантов должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
- получатель грантов не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к получателю грантов другого юридического лица), ликвидации, в отношении получателя грантов не введена процедура банкротства, деятельность получателя грантов не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере получателя грантов;
- получатель грантов не получает средства из федерального бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Для заключения соглашения получатель грантов представляет в Министерство просвещения Российской Федерации или Федеральное агентство по делам молодежи следующие документы:
- справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подтверждающая отсутствие у получателя грантов указанной неисполненной обязанности на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, подписанная руководителем или иным уполномоченным им лицом, главным бухгалтером (при наличии) или иным должностным лицом получателя грантов, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
- справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) получателя грантов, подтверждающая, что по состоянию на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, у получателя грантов отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
- справка, подписанная руководителем получателя грантов (иным уполномоченным лицом), подтверждающая, что на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, получатель грантов не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к получателю грантов другого юридического лица), ликвидации, в отношении получателя грантов не введена процедура банкротства и его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) получателя грантов, подтверждающая, что на 1-е число месяца, в котором планируется заключение соглашения, получатель грантов не получает средств из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
- финансово-экономическое обоснование необходимого размера грантов на текущий финансовый год в отношении расходов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Министерство просвещения Российской Федерации или Федеральное агентство по делам молодежи рассматривает документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, в течение 14 рабочих дней и принимает решение о заключении соглашения либо мотивированное решение об отказе в заключении соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 7 Правил.
Перечень организаций, которым согласно Правилам предоставляются гранты, указаны в пункте 10 Правил.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2021 № 389 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103200022
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
04 июня в Тольятти в рамках информационной встречи "Важные изменения законодательства 2020-2021 для НКО" пройдет информационная встреча "Правовые особенности проведения заседаний органов управления НКО".
На мероприятии мы поделимся информацией о том, как отличить органы управления корпоративных и унитарных НКО, как избежать ошибок при проведении очных и заочных собраний, а также расскажем о новшествах законодательства, касающегося дистанционных заседаний органов управления.
Участие в информационной встрече бесплатное!
Информационная встреча "Правовые особенности проведения заседаний органов управления НКО" состоится 04 июня в 14.00 по адресу: г. Тольятти, ул. Фрунзе, 9.
Информацию о мероприятии можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мероприятие организовано в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
Министерство экономического развития России сняло ограничение на подачу заявлений на подтверждение статуса социального предприятия до 1 мая 2021 года. Теперь подать заявку и оформить статус можно в течение всего текущего года
Минэкономразвития уточнило сроки подачи заявления о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и сроки формирования перечня таких предприятий. Это обусловлено принятием законодательных поправок по данному вопросу.
Статус социального предприятия присваивается тем предпринимателям, кто обеспечивает занятость работников из социально уязвимых категорий, реализует продукцию, произведённую ими, либо выпускает товары и предоставляет услуги для таких групп населения и осуществляет общественно полезную деятельность, образовательную и культурно-просветительскую.
Данный статус даёт возможность рассчитывать на поддержку со стороны государства. Специально для социальных предприятий сформированы меры поддержки (льготные займы, образовательные программы, субсидии, льготное предоставление имущества, гранты).
Субъект малого или среднего предпринимательства в целях признания его социальным предприятием представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на взаимодействие с Минэкономразвития РФ по реализации мероприятий государственной поддержки малого или среднего предпринимательства (далее - уполномоченный орган), документы, содержащиеся в соответствующем перечне «Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием» (Приложение 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2019 № 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия"; далее по тексту – Порядок).
Заявление и иные документы, указанные в пунктах 2 - 7 Порядка , могут быть представлены (направлены) в бумажном виде или с использованием электронных носителей и/или информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме электронных документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства РФ, 2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 26, ст. 3889) любым из следующих способов:
- непосредственно в уполномоченный орган;
- через организации, образующие инфраструктуру поддержки малого или среднего предпринимательства;
- иным способом, позволяющим передать их в электронном виде или на бумажном носителе и позволяющим определить дату их представления в уполномоченный орган.
В случае непредставления документов, указанных в подпункте 3 пункта 3 Порядка, уполномоченный орган вправе самостоятельно запросить соответствующие сведения в иных органах государственной власти и/или организациях, которые ими обладают, в электронном виде с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства РФ, 2010, N 31, ст. 4179; 2019, N 14, ст. 1461).
Уполномоченные органы при рассмотрении заявления и иных документов осуществляют проверку полноты сведений, содержащихся в представленных документах.
Уполномоченные органы при рассмотрении заявления и иных требуемых документов, вправе осуществлять проверку достоверности сведений путем их сопоставления с информацией, полученной от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления (в том числе с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия, а также официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Заявление и иные необходимые документы, подаются субъектом малого или среднего предпринимательства в уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 мая текущего календарного года по данным за предыдущий календарный год для внесения сведений о таких социальных предприятиях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 июля текущего года.
В целях признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием по данным за предыдущий календарный год заявление и иные документы также могут подаваться субъектами малого или среднего предпринимательства со 2 мая по 31 декабря текущего календарного года для внесения сведений о таких социальных предприятиях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа второго месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным органом решения о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием.
При этом сведения, содержащиеся в заявлении и иных документах, указанных в пунктах 2 - 7 Порядка, должны быть действительны по состоянию на день подачи таких заявления и документов.
Уполномоченный орган не позднее 30 рабочих дней со дня предоставления заявления и соответствующих документов, принимает решение о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием или об отказе в признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием в случаях, установленных пунктом 13 Порядка, на основании рекомендации комиссии и уведомляет заявителя о принятом решении.
Однако в случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в его признании социальным предприятием субъект малого или среднего предпринимательства вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением.
Приказ Минэкономразвития РФ от 29.11.2019 № 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912300057
Приказ Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 № 149 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104300015
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
|
|
|