Главная страница
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 102-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Законом были внесены изменения в статью 13.15 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Таким образом, введена новая часть – 2.4, согласно которой состав административного правонарушения образует распространение в средствах массовой информации (далее – СМИ) и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и/или материалов иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и/или российского юридического лица, включенного в реестр иностранных СМИ, без указания на то, что эти сообщения и/или материалы созданы и/или распространены иностранным СМИ, и/или российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных СМИ. Законом за данное административное правонарушение устанавливаются следующие штрафы:
- для граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Схожие составы административных правонарушений за распространение без соответствующей маркировки материалов НКО-ИА, незарегистрированных общественных объединений-ИА и физических лиц-ИА, уже урегулированы частями 2.1 – 2.3 статьи 13.15 КоАП РФ. Кроме этого дополнена статья 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Теперь она дополнена новой частью 6.2, которая предусматривает административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя средства массовой информации, предусмотренного частью 5 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», лицом, не имеющим права на его использование. За нарушение предусматривается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей.
Рассмотрение дел о проектируемых административных правонарушениях будет отнесено к исключительной компетенции судей. Протоколы о данных административных правонарушениях будут составляться должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20.2 КоАП РФ в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации» разработан в пакете с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым устанавливаются дополнительные условия для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий. В частности, устанавливается обязанность по использованию журналистом, присутствующим на публичном мероприятии, ясно видимого отличительного признака представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливается МВД России по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов России.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
В Минэкономразвития России посчитали, что в период с 2013 по 2020 год количество добровольцев в России возросло на 13 % больше. Только в рамках акции «МыВместе» волонтерами стали около 119 тысяч человек, а помощь получили более 3,2 миллиона.
Также в ведомстве подсчитали, что около 7,5 миллиона человек в России вовлечены центрами поддержки волонтерства на базе НКО, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую деятельность.
Ещё в 2018 году, признанным Годом добровольца и волонтёра, была утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года подготовленная Минэкономразвития России. В Концепции предполагается работа по совершенствованию законодательства в сфере привлечения труда добровольцев, обобщение лучших практик по привлечению волонтеров к работе в различных отраслях.
Задачей принятой Концепции являлось обеспечение системной поддержки главных направлений работы волонтерских объединений и некоммерческих организаций. «Реализация концепции будет способствовать развитию волонтёрской деятельности, расширению мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», — говорится в документе.
Эксперты отмечают, что уровень добровольческого движения в России остается ниже по сравнению с другими странами, однако уверенный рост числа добровольцев внушает оптимизм.
Так, например, у многих школьников участие в добровольческих акциях вошло в привычку. Участники Всероссийского конкурса «Большая перемена» - проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей» - каждую субботу проводят с пользой: помогают пожилым учителям, заботятся об окружающей природе, занимаются с ребятами младшего школьного возраста. «Активно добровольческой деятельностью занимаются и «серебряные» волонтеры - люди в возрасте 55 лет и старше. Для многих из них добровольчество - это возможность оставаться молодым, чувствовать себя нужным, это общение с единомышленниками и участие в совместных активностях», - поделилась Наталия Мандрова, директор ФГБУ «Роспатриотцентр».
Своё влияние оказала и пандемия, которая значительно подействовала на волонтерское движение в России. Люди, которые до введения карантина даже не задумывались о помощи другим, в 2020 году стали добровольцами.
Кроме того президент России Владимир Путин пообещал оказать поддержку программе для волонтеров старшего возраста, о чём он сообщил в ходе встречи с представителями социальных организаций.
«Использовать их опыт обязательно нужно, тем более если у них есть желание трудится на этом благородном поприще. Вы говорили о 47 центрах, мы безусловно будем способствовать тому, чтобы эти центры расширялись и работали по всей территории РФ. Мы поддержим их», - заявил Владимир Путин.
Он дал поручение правительству подумать над тем, «как лучше организовать и финансовое сопровождение» проекта со стороны государства. «НКО ведь имеют право получать нашу поддержку, гранты и (средства) из других источников финансирования», - добавил президент и подчеркнул, что этот процесс должен быть необременительным для людей, но организовать его надо так, «чтобы каждая денежка попадала в нужные руки».
По словам директора Союза волонтерских организаций и движений (СВОД) Владимира Хромова, пандемия вызвала серьезный эмоциональный всплеск, стало очевидно, что пожилым людям нужна помощь, они находятся в большой опасности.
Одна из проблем добровольческого движения в России, по мнению эксперта, в его неоднородности. Больше всего волонтеров в поисково-спасательных бригадах, в экологических движениях, а социальных волонтеров и добровольцев в правозащитных организациях не так много. Никто не пытается состыковать решение конкретных социальных проблем с развитием системы социального волонтерства, говорит эксперт.
В сфере социального волонтерства, в больницах, детских домах, домах престарелых высок риск эмоционального выгорания. Нужна доступная психологическая поддержка для волонтеров. Например, такую помощь волонтерам и сотрудникам НКО оказывает организация «Вдох». Но это мало, таких опций для добровольцев должно становиться больше.
Владимир Хромов отмечает, что сейчас в секторе идет консолидация, объединение усилий и выработка единых стандартов. Из минусов - нет акцента государственной политики на социальное волонтерство, а лишь ресурсов некоммерческих организаций не хватает для решения проблем.
Говоря о привлечении добровольцев и волонтеров, стоит отметить информационную платформу «Добровольцы России» (dobro.ru), где 58 % волонтеров зарегистрированных на данной платформе это молодежь в возрасте 18 -24 лет.
Единая информационная система «Добровольцы России» является флагманским проектом Ассоциации волонтерских центров. Она создана в 2016 году с целью объединить на одном ресурсе всех волонтеров и все волонтерские проекты страны. Можно сказать, что эта амбициозная цель достигнута - на сегодняшний день, портал является самой крупной платформой волонтеров в России и на пространстве СНГ. Платформа дает возможность абсолютно любому гражданину нашей страны стать участником волонтерского движения, вне зависимости от места проживания. Всего в пару кликов с любого гаджета, человек может выбрать интересующую его сферу добровольческой деятельности, предоставить необходимые данные о себе и своем свободном времени, которое хочется посвятить волонтерству, а система подскажет, где можно оказаться нужным.
Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
9 июня 2021 г. Госдумой в итоговом третьем чтении единогласно принят проект федерального закона № 1158774-7 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о дистанционном участии в собраниях)
Целью данного законопроекта являлось совершенствование положений Гражданского кодекса Российской Федерации (а именно статьи 181.2 ГК РФ), посвященных порядку принятия решения собраний и отражению этих решений в документах соответствующих гражданско-правовых сообществ (о дистанционном участии в собраниях).
По большому счёту, распространению случаев применения информационно-коммуникационных технологий при проведении собраний различных гражданско-правовых сообществ способствовали возникшие ограничения передвижения граждан, которым был подвержен в результате пандемии в 2020 году практически весь мир. Неоспоримое удобство этих технологий диктует необходимость учета предоставляемых ими возможностей в законодательстве.
Действующие нормы статьи 181.2 ГК РФ были разработаны и включены в Кодекс в 2013 году во многом без учета того обстоятельства, что для проведения заседаний собраний могут использоваться современные информационно-коммуникационные технологии.
В результате при применении этих правил на практике сложился ряд заблуждений относительно характера действий участника гражданско-правового сообщества, который путем видеоконференцсвязи или иным аналогичным способом наблюдает за происходящим на заседании, задает вопросы другим участникам, выступает перед ними, а затем формирует и выражает свою волю по вопросам повестки дня (последнее действие он также нередко совершает посредством применения той или иной информационно-коммуникационной технологии). Нередко такие заседания не считают очными, что абсолютно неверно.
На практике встречается ошибочное представление о том, что действующее законодательство требует проведения очных заседаний гражданско-правовых сообществ исключительно при условии физического (телесного) присутствия участников или их представителей в каком-то определенном помещении или на определенной территории. Формированию этой ошибки способствовал ряд положений законодательства. Как справедливо отмечено в экспертном заключении Совета по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения», в действующем законодательстве наблюдается некоторая семантическая путаница - о собрании идет речь и применительно к разновидности коллегиального органа корпоративного юридического лица («высшим органом является общее собрание»), и применительно к форме заседания коллегиального органа («принимать участие в собрании», «повестка дня собрания», «право голоса на собрании»).
С точки зрения того понятийного аппарата, который содержится в главе 9.1 ГК РФ, о собрании было бы верно вести речь лишь как о самом коллективе, гражданско-правовом сообществе, решение которого в силу закона имеет юридическое значение («собрание собственников квартир», «собрание членов кооператива» и т.п.).
Из положений действующей редакции статьи 181.2 ГК РФ и сейчас вытекает, что такое гражданско-правовое сообщество, такой коллектив может принимать решение как при встрече (участии) его членов (когда вопросы повестки дня обсуждают и голосуют по ним «присутствующие»), так и без проведения встречи, то есть так называемым опросным путем или, как указано в абзаце втором пункта 1 этой статьи, «посредством заочного голосования» (когда голосуют «отсутствующие»). Этот подход нуждается в более точном словесном воплощении в положениях указанной статьи.
Предлагаемое в законопроекте унифицированное регулирование порядка проведения собраний любых гражданско-правовых сообществ основано на следующем.
Само собрание как присутствие вместе его участников с возможностью их взаимодействия, воздействия друг на друга, в частности, путем непосредственного участия в дискуссии (постановки вопросов, уточнения информации, предоставления иной информации, высказывания возражений и пр.), может быть только очным. В цифровую эпоху способ присутствия физического лица (члена сообщества или его представителя) на собрании и его участия в заседании может быть как физическим (телесным), так и виртуальным.
Иными словами, очно присутствовать на заседании можно «офлайн» и «онлайн». В последнем случае речь идет как раз о дистанционном присутствии, то есть о таком участии в заседании, которое обеспечивается с помощью современных средств связи, обеспечивающих два главных фактора действительности решения любого собрания - достоверную аутентификацию участников обсуждения и надлежаще сформированную, выраженную без дефектов волю участников (в том числе за счет их вербального контакта друг с другом, позволяющего им с помощью вопросов и ответов сформировать и в дальнейшем выразить свою волю). Именно этот подход предлагается отразить в пункте 1 статьи 181.2 ГК РФ, а описание заочного голосования предложено при этом в новом пункте 1.1 этой статьи («Решение собрания может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки... документов, содержащих сведения об их голосовании»). Разумеется, указанные способы проведения собрания также можно сочетать, тогда будет иметь место смешанный формат собрания. Этот способ проведения описан в законопроекте в новом пункте 1.2 статьи 181.2 ГК РФ. Для голосования как такового его очный или заочный характер, строго говоря, не может иметь юридического значения. Голосование участника гражданско-правового сообщества как волевое действие всегда реализуется самим участником лично, присутствие в это время других участников сообщества юридически безразлично (за исключением случаев, когда они неправомерно оказывают воздействие на формирование воли участника).
При этом голосование может осуществляться физическим лицом, выражающим свою волю, непосредственно - поднятие руки (в том числе на экране электронного гаджета), вставание, произнесение нужного слова (в том числе в микрофон электронного устройства) и пр., так и опосредованно, то есть с использованием технических средств, в том числе электронных - заполнение бумажного бюллетеня, нажатие кнопки на пульте для голосования, выбор нужного варианта при голосовании с помощью программных средств (например, «гугл-опрос», «зум-голосование») и пр. Законопроект также содержит решение проблемы такого реквизита, как место проведения собрания. Наблюдаемая в практике невозможность проведения в «дистанционном» формате, например, годового общего собрания акционеров обусловлена содержащимися в законодательстве требованиями об обязательном указании места проведения собрания в протоколе собрания об обязательном определении места проведения общего собрания акционеров и указании этого места в сообщении о проведении общего собрания акционеров.
С целью преодоления указанной проблемы законопроектом предлагается наряду с местом проведения очного собрания упомянуть в числе реквизитов протокола также способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании. В случаях проведения заседаний при дистанционном участии членов сообщества вместо места проведения собрания в протоколе будет указываться способ такого дистанционного участия.
При использовании «смешанного» формата в протоколе понадобится указать и место, где физически присутствовали некоторые участники или их представители, и способ дистанционного участия остальных. Кроме того, законопроект вводит правило о возможности подтверждения принятия решения собрания не только с помощью протокола, составленного в письменной форме и подписанного председательствующим и секретарем, но и с помощью иных способов, предусмотренных законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.
Это даст возможность использовать, прежде всего, аудиовизуальные способы фиксации хода заседания и результатов голосования, а также допустить применение в будущем иных технологий фиксации фактов, в том числе таких, которые пока не созданы. Таким образом, законопроект допускает возможность составления привычного «бумажного» протокола, протокола в виде электронного документа (в этом случае требование о письменной форме протокола будет подчиняться абзацу второму пункта 1 статьи 160 ГК РФ), а также возможность использования аудиовизуального или иного аналогичного средства фиксации вместо составления протокола. Такие средства фиксации станут также надлежащими доказательствами в случае судебного спора между участниками гражданско-правового сообщества.
Важным требованием законопроекта, предъявляемым к новым способам подтверждения принятия решения собранием, станет требование об обеспечении хранения и воспроизведения указанных в статье 181.2 ГК РФ сведений (тех сведений, которые должны отражаться в привычном «бумажном» протоколе).
Таким образом, в статью 181.2 ГК закладывается ряд универсальных правил проведения собраний и оформления их решений:
1) Заседания собраний всегда являются очными, при этом участники могут присутствовать на заседании лично (в месте проведения заседания), а могут также участвовать в заседаниях дистанционно. Принятые в таких случаях решения правильно именовать «принятые путем голосования на очном заседании собрания»;
2) При принятии решения исключительно путем заочного голосования собрание не происходит, такие решения правильно именовать «принятые путем заочного голосования»;
3) Законом, единогласным решением участников или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования;
4) Место проведения собрания всегда подразумевает определенное помещение или определенную территорию;
5) В случаях применения дистанционных технологий в протоколе следует указывать способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества;
6) Вместо протокола можно использовать иной способ подтверждения принятия решения, если это допускается законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.
Положения Гражданского кодекса РФ (с учётом редакции согласно нововведениям) применяются к отношениям между участниками гражданско-правовых сообществ, которым сообщения (извещения) о проведении заседаний общих собраний или проведении заочного голосования были направлены после дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.
Предусматривается что Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1158774-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
20 мая 2021 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России объявлено о разработке проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»
Связано это со вступающим в силу с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Планируется, что разработанное постановление также должно вступить в силу с 1 июля 2021 года.
Разрабатываемое положение заменит действующее Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных». В положении будет урегулирован порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций далее (Роскомнадзор). Устанавливается что объектами контроля Роскомнадзора (территориального органа) в рамках государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных являются:
- деятельность операторов и третьих лиц, действующих по поручению оператора, (далее – контролируемые лица) по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации;
- результаты деятельности контролируемых лиц по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации, в том числе в информационных системах персональных данных;
- результаты деятельности по разработке документов и локальных актов контролируемых лиц по обработке персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О персональных данных", и принятых оператором мер, указанных в ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О персональных данных".
"В соответствии с положениями 248-ФЗ («О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ») определены критерии отнесения к категориям риска/классам (категориям) опасности, оказывающие влияние на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля. Принятие проекта постановления будет способствовать установлению единых принципов организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных", - пояснили в министерстве.
Роскомнадзором объектам контроля будет присвоена одна из 5 категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
Подробная информация о критериях отнесения объектов контроля к определенной категории риска содержится в Приложении к Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных.
От присвоенной категории риска зависит периодичность контрольных мероприятий:
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, 1 раз в 2 года: инспекционный визит или выездная проверка;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, 1 раз в 3 года: инспекционный визит или выездная проверка;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, 1 раз в 4 года: инспекционный визит или документарная проверка или выездная проверка;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, 1 раз в 6 лет: документарная проверка или выездная проверка.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. При осуществлении государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.
При это контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Роскомнадзор (территориальный орган) возражение в отношении указанного предостережения.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, имеют право на досудебное обжалование: 1) решений об отнесении контролируемого лица к категориям риска; 2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; 3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Ранее обжалование в административном порядке не исключало право на одновременное обращение в суд. Таким образом, с 1 июля 2021 года перед подачей жалобы в суд необходимо будет пройти процедуру досудебного обжалования.
Предполагается, что нововведения окажут положительное влияние на соблюдение обязательных требований в области персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Благодаря принятию данного Постановления будет повышена защищенность персональных данных граждан и произойдёт снижение правонарушений в данной сфере.
Ссылка на проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=116128
Ссылка на Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310018
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
17 июня в Тольятти пройдет информационная встреча "Отчетность НКО по договорам предоставления субсидий, грантов и пожертвований".
К участию приглашаются представители некоммерческих организаций, которые получали или планирую получать субсидии, гранты или пожертвования.
На мероприятии мы расскажем об основных требованиях к отчётности, а также подробно остановимся на теме пожертвований, принимаемых с помощью ящиков-копилок.
Участие в информационной встрече бесплатное! Информационная встреча "Отчетность НКО по договорам предоставления субсидий, грантов и пожертвований" состоится 17 июня в 14.00 по адресу: г. Тольятти, ул. Фрунзе, 9. Информацию о мероприятии можно уточнить по телефонам +79053061618, 8(8482)26-23-03 или по эл. почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мероприятие организовано в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
|
|
|