Главная страница
11 июня 2021 года Федеральный закон N 169-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" поступил на рассмотрение Президенту Российской Федерации.
Изменения коснулись использования без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в наименованиях религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в случае использования в наименованиях указанных религиозных организаций полного наименования централизованной религиозной организации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. При этом, использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешения определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».
Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции Российской Федерации.
В 2013 году Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 413-ФЭ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 6.1 Федерального закона «Об автономных учреждениях» внесены изменения в части расширения перечня некоммерческих организаций, которым не требуется получение разрешения на использование в своих наименованиях официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования.
В указанный перечень вошли:
1) централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;
2) некоммерческие организации, созданные на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) общероссийские общественные объединения;
4) структурные подразделения общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
5) некоммерческие организации, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;
6) общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей.
В указанный перечень не вошли религиозные организации, входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания и использующие в своих наименованиях принадлежность к централизованной религиозной организации, что привело к правовой коллизии. В то же время структурные подразделения общероссийских общественных объединений вправе использовать в своих наименованиях полное наименование такого общественного объединения, не получая соответствующего разрешения на использование в своих наименованиях официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования.
Согласно тексту принятого Госдумой закона 26 мая 2021 года теперь официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименованиях централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, и (или) религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, на основании письменного согласия указанной централизованной организации.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят религиозным организациям, входящим в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, на законных основаниях использовать в своих наименованиях принадлежности централизованной религиозной организации.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/829787-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

17 июня в Тольятти прошла информационная встреча "Отчетность НКО по договорам предоставления субсидий, грантов и пожертвований".
В ней приняли участие представители благотворительных некоммерческих организаций, фондов, автономных некоммерческих организаций, а также представители инициативных групп, имеющие намерения создать НКО.
Ведущая информационной встречи Ирина Полежаева рассказала об основных моментах, на которые стоит обращать внимание при подготовке любой отчетности: по гранту, по субсидии или по итогам получения пожертвования.
Отдельным блоком рассмотрели в рамках информационной встречи про благотворительность правила использования ящиков для сбора пожертвований. Участники получили информацию о новшествах законодательства, регулирующего сферу сбора пожертвований через ящики копилки, а также полезные сведения, которые помогут в дальнейшем им избежать возможных рисков при осуществлении благотворительной деятельности.
Мероприятие организовано в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.

16 июня 2021 года в третьем чтении Госдумой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данный законопроект был подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 года № Пр-354 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года.
Законопроект дополняет общие положения о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений, которые установлены статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На органы местного самоуправления возлагается обязанность размещать материалы по вопросам, которые выносятся на публичное слушание и/или общественное обсуждение, результатов таких слушаний/обсуждений, также предусматривается необходимость обеспечения ими возможности направления гражданами своих предложений по указанным вопросам путем использования официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При проведении публичного слушания/общественного обсуждения органам местного самоуправления предоставляется дополнительная возможность осуществлять вышеуказанные мероприятия путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или специальной информационной системы, определенной в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что нововведения способствуют более активному участию населения в непосредственном осуществлении (участии в осуществлении) местного самоуправления, предоставляя гражданам возможность участвовать в публичном слушании и/или общественном обсуждении в электронной форме.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116819-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

11 июня 2021 года в Государственную Думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроект направлен на исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти.
Для достижения данных целей предлагается расширить полномочия прокурора в арбитражном процессе, наделив его правом на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности.
Предлагаемые нововведения позволят прокурорам вступать в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) в аналогичные дела, инициированные другими лицами.
Инициаторами законопроекта были учтены случаи, когда при рассмотрении различных категорий дел (например, о взыскании задолженности по ранее заключенному договору, возмещении убытков) в ходе судебного разбирательства могут выявляться обстоятельства, указывающие на то, что спор, являющийся предметом судебного разбирательства, инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в целях уклонения от исполнения вышеуказанных обязанностей и процедур.
В предлагаемых нововведения предполагается наделить прокурора правом вступать в процесс в случаях указанных выше для осуществления возложенных на него полномочий для защиты интересов государства как по своей инициативе, так и по инициативе суда, в том числе в соответствии со статьей 312 АПК и 394 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1192314-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 102-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Законом были внесены изменения в статью 13.15 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Таким образом, введена новая часть – 2.4, согласно которой состав административного правонарушения образует распространение в средствах массовой информации (далее – СМИ) и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и/или материалов иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, и/или российского юридического лица, включенного в реестр иностранных СМИ, без указания на то, что эти сообщения и/или материалы созданы и/или распространены иностранным СМИ, и/или российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных СМИ. Законом за данное административное правонарушение устанавливаются следующие штрафы:
- для граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;
- для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Схожие составы административных правонарушений за распространение без соответствующей маркировки материалов НКО-ИА, незарегистрированных общественных объединений-ИА и физических лиц-ИА, уже урегулированы частями 2.1 – 2.3 статьи 13.15 КоАП РФ. Кроме этого дополнена статья 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Теперь она дополнена новой частью 6.2, которая предусматривает административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя средства массовой информации, предусмотренного частью 5 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», лицом, не имеющим права на его использование. За нарушение предусматривается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей.
Рассмотрение дел о проектируемых административных правонарушениях будет отнесено к исключительной компетенции судей. Протоколы о данных административных правонарушениях будут составляться должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20.2 КоАП РФ в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации» разработан в пакете с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым устанавливаются дополнительные условия для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий. В частности, устанавливается обязанность по использованию журналистом, присутствующим на публичном мероприятии, ясно видимого отличительного признака представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливается МВД России по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов России.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|