Главная страница
С 3 октября 2021 года вступают в силу изменения касающихся НКО, которые указаны в Федеральном законе от 05.04.2021 N 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Нововведения расширяют понятие «иностранный агент», включая в него сведения об источнике финансировании НКО. Теперь признать «иностранным агентом» смогут такие НКО, которые получают деньги или имущество от российских компаний.
Получить статус станет возможно в том случае, если бенефициарные владельцы (т.е. конечные выгодоприобретатели) компании будут являться иностранцами или апатридами (не имеющими гражданства).
Бенефициарный владелец — это лицо или несколько лиц, которые прямо или косвенно владеют (участие в капитале составляет более 25%) юридическим лицом или оказывают существенное влияние на принятие им решений.
Кроме этого вступает в силу требование о том, что адресом (местом нахождения) структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, созданного или создаваемого на территории РФ, не может быть жилое помещение.
Также будет расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки НКО. Проверку смогут начать, если Минюст получит сообщение о том, что НКО участвует в мероприятиях, которые проводит нежелательная в РФ иностранная или международная неправительственная организация.
Направить такую информацию в ведомство смогут не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и граждане и организации.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050015
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Постановление Правительства РФ от 17.08.2021 № 1363 (далее по тексту - Постановление) вводит для НКО, которые являются иностранными агентами и для структурных подразделений иностранных НКО, обязанность по предоставлению в Минюст России программ и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, и отчетов об их исполнении.
Данное постановление вносит порядок, сроки предоставления сведений, указанных выше, сведения о том, что должен содержать отчёт об осуществлении программ и исполнении иных документов, что делать в случае изменения сведений, которые необходимо предоставить.
При этом в Постановлении указано, что Минюст не вправе отказать в принятии указанных документов.
Поскольку Постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2021 N 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» оно вступает в силу одновременно с ним – с 3 октября 2021 года.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050015
Ссылка на постановление Правительства РФ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108190018
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Минэкономразвития России составлен доклад о деятельности и развитии СОНКО по результатам 2020 г., подготовленный во исполнение пункта 8 плана по реализации Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 января 2011 г. № 87-р (далее - доклад).
За 2020-2021 гг. была проведена работа по разработке нормативно-правовой базы для расширения участия негосударственного сектора в предоставлении услуг в социальной сфере, совершенствования деятельности некоммерческих организаций, содействия развитию благотворительности в РФ.
Поручением Правительства РФ от 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44 утвержден Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы (далее – Комплекс мер).
В целях исполнения Комплекса мер, поручений Президента РФ и поручений Правительства РФ были разработаны следующие нормативные акты:
- 1) Приказ Минэкономразвития России от 24 мая 2021 г. № 280 «Об утверждении порядка и условий предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям» – значительно упростит процедуру предоставления федерального имущества СОНКО как напрямую организациям, так и на конкурсной основе;
- 2) Проект распоряжения Правительства РФ «О перечне показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг» – определит перечень показателей для расчета рейтинга субъектов РФ по итогам поддержки СО НКО и социального предпринимательства. В числе показателей используются: темп роста количества СО НКО в регионе; доля муниципалитетов, реализующих программы поддержки СО НКО и социального предпринимательства; доля негосударственных организаций в общем количестве организаций, оказывающих услуги в социальной сфере;
- 3) Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» – совершенствует регулирование деятельности СОНКО. Изменения предполагают распространение на СОНКО мер поддержки, имеющихся у субъектов малого и среднего предпринимательства, в следующих направлениях:
- сокращение сроков проведения проверок надзорными органами;
- предоставление преимущественного права выкупа арендуемых помещений;
- предоставление возможности получения поручительств и независимых гарантий, а также микрозаймов от организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законопроектом также предусматривается реализация мер, направленных на совершенствование отчетности, представляемой СОНКО;
- 4) Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» - распространяет на НКО нормы, аналогичные нормам главы 48.1 Трудового кодекса РФ в части регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя – субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами. Содержит нормы, позволяющие работодателям – НКО, соответствующим установленным требованиям, заключать срочные трудовые договоры (по аналогии с работодателями – субъектами малого предпринимательства);
- 5) Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса РФ» – определяет ведение единого реестра СО НКО и одновременно исключаются нормы, в соответствии с которыми формируется два реестра НКО;
- 6) План по реализации в 2021-2022 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ – включает мероприятия по развитию механизмов законодательного регулирования благотворительной деятельности и правоприменительной практики, расширению налоговых стимулов и возможностей для участия граждан и организаций в благотворительной деятельности, развитию системы подготовки кадров для благотворительных организаций, совершенствованию механизмов взаимодействия участников благотворительной деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
Ссылка на доклад: http://www.nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-sonko-2021-na-podpis-(fajl-otobrazheniya).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

С 1 января 2022 года представитель без права действовать от имени организации без доверенности сможет заверять служебные документы только своей квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) физического лица. При этом нужно прилагать доверенность, которую выдаст, например, гендиректор и заверит КЭП организации.
Изменения планируется внести в Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ и в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В сопроводительных документах к проекту указывается, что законодательство предусматривает возможность передоверия другому лицу совершения действий, на которые уполномочено лицо в рамках выданной доверенности. Однако положениями Закона № 476-ФЗ возможность передоверия полномочий в рамках правоотношений в электронной форме не предусмотрена, что создаёт ограничения для участников электронного документооборота. Проект с нововведениями направлен на устранение данного пробела.
Таким образом, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предлагает внести следующие дополнения (п. «а» ст. 2 проекта):
1) Представителями юридических лиц могут быть не только физические лица, но и юридические лица или ИП;
2) Если они передоверили полномочия, при подписании документа следует приложить обе доверенности;
3) Если в соответствии с ГК РФ доверенность требует нотариального удостоверения, она должна быть подписана квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Ранее Минцифры подготовило проекты о форме, представлении, хранении, использовании и отмене доверенностей на подписание цифровых документов от имени организаций.
Ссылка на законопроект: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747528-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

С таким предложением обратились в Минфин представители АНО «Фудшеринг». По их мнению, за 5 лет действия инициативы, удастся сохранить около 1 миллиона тонн еды в год, этого количества еды хватит на 1,8 млн годовых рационов.
Данные расчеты основаны на том, что 1,8 млн человек смогут получить полноценное питание — около 1,5 кг еды в день. Либо ее можно ориентировать на 18 млн без привязки к рационам. Новый механизм будет способствовать снижению объема твердых коммунальных отходов, отправляющихся на специальные полигоны, среди которых продукты питания в настоящий момент составляют почти 30%.
Розничную торговлю или ретейл (от англ. retail — «розничный, в розницу») предложено освободить от НДС взамен на участие в благотворительности. В данном случае речь идёт о передаче ретейлерами продуктов с истекающим сроком годности (от 1 до 4 суток до его окончания). Переданные товары малоимущим гражданам передадут, например, через НКО.
Инициаторы изменений предложили внести необходимые поправки в статью 170 Налогового кодекса, устанавливающую порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Сейчас торговые сети покупают у производителей товар, в сумму которого заложен налог, поэтому ретейл представляет к вычету НДС и получает его обратно от государства. Если продукты идут на благотворительность некоммерческим организациям, то налог следует восстановить в бюджет, пояснили в АНО «Фудшеринг» действующий механизм.
Сейчас для ретейлеров передавать продукцию с истекающим сроком годности на благотворительность экономически невыгодно, так как они при этом вынуждены платить НДС до 20% от стоимости продукции за товар. Стоимость утилизации органических отходов значительно ниже, чем передача еды на благотворительность.
Анна Успенская, основатель волонтерского проекта «Фудшеринг», соучредитель АНО «Фудшеринг»: «Для организаций, у которых есть нереализованные продукты питания, — это в первую очередь возможность заняться благотворительностью, не тратя на это собственные средства. Сейчас проблема пищевых отходов актуальна, в магазинах, кафе и ресторанах часто остаются продукты, которые уже точно не успеют реализовать, но которые еще пригодны, срок годности у них не вышел. Компании вынуждены их выбрасывать, потому что, если они захотят их передать на благотворительность, они будут вынуждены платить налог. Это дороже, чем услуги утилизации. Я уже более пяти лет занимаюсь фудшерингом, сначала в форме волонтерского проекта, теперь в форме юридического лица АНО «Фудшеринг». Я вижу большой запрос со стороны организаций самого разного типа, которые работают с едой. Владельцы, администраторы, сотрудники заинтересованы в том, чтобы не выбрасывать хорошие, пригодные продукты. Сейчас далеко не всегда они могут себе это позволить. Некоторые компании действительно отдают и платят НДС, некоторые отдают продукты неофициально, это тоже решение, хотя оно не очень правильное, потому что таким образом эта передача происходит в «серой» зоне. Мы бы хотели, чтобы у всех организаций: ретейлеров, кафе, ресторанов, — была возможность легально оформить передачу еды, которую они не успевают продать. Чтобы эта еда могла пойти в помощь малообеспеченным людям, и чтобы отдающая сторона не была вынуждена оплачивать этот процесс, то есть платить налог на то, от чего они не получили никакой прибыли, на то, что они отдали бесплатно. Я уверена, что рано или поздно эти поправки будут приняты, потому что они предлагаются не в первый раз, этой истории уже несколько лет. Я уверена, что это вопрос времени. Мы заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно раньше».
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|