Главная страница
Юристы за гражданское общество Правовая команда
Что делать НКО в текущих обстоятельствах. Серия публикаций для некоммерческих организаций. Что делать некоммерческой организации в текущих обстоятельствах, если она не может выполнить взятые на себя договорные обязательства? Например, НКО не может организовать и провести мероприятие из-за установленных ограничений или руководитель организации не может полететь на международную конференцию, так как закрыта граница или конференция отменена. Прежде всего необходимо открыть договор и внимательно его изучить. Многие положения подписываемых НКО договоров остаются без внимания, например, порядок внесения изменений и расторжения договора, порядок уведомления о невозможности исполнить обязательство и другие.
Затем необходимо понять, с чем именно связана невозможность исполнения обязательства. Таких вариантов может быть три.
1. Обстоятельства непредсказуемо и сильно изменились. При этом обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли заранее это предположить, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В таких случаях изменение обстоятельств признается существенным и возможно применение статьи 451 ГК РФ, которая дает право требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. «Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.» В таком случае необходимо направить контрагенту уведомление о расторжении договора или о приведении договора в соответствие со существенно изменившимися обстоятельствами. Если сторонам не удастся прийти к соглашению о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при одновременном наличии следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. В исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях, суд может принять решение об изменении условий договора.
2. Обязательство невозможно исполнить физически, даже если основания, вызвавшие невозможность исполнения, отпадут. Например, если организация взяла на себя обязательство принять участие в мероприятии, проведение которого отменено (не отложено). В таких случаях возможно применение статьи 416 ГК РФ: «Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.» Поскольку прекращение обязательства в связи с невозможностью исполнения не зависит от воли сторон, оно не требует их волеизъявления. В частности, сторонам не нужно подписывать соглашение об изменении или расторжении договора или отказываться от него в одностороннем порядке. В зависимости от существа обязательств и особенностей договора может потребоваться возврат полученного от контрагента, например, денежных средств.
3. Установленные нормативными актами ограничения не дают возможность исполнить обязательство, например, провести мероприятие. В этом случае возможно применение статьи 417 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). «Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.» В данном случае целесообразно уведомить контрагента о невозможности исполнить обязательство. В противном случае он может посчитать договор нарушенным, что может послужить причиной судебного разбирательства. Под вопросом остается возможность применения в деятельности некоммерческих организаций последствий непреодолимой силы или форс-мажора.
В случае признания обстоятельства форс-мажором сторона договора получает право не исполнять обязательство и при этом нести ограниченную ответственность (речь идет, в том числе, об уплате неустойки). Обстоятельство может быть признано форс-мажором, если оно является исключительным (не является обычным в конкретных условиях), стороны не могли его предвидеть на момент заключения договора, его наступление не зависит от воли сторон договора, и при этом стороны не могут избежать наступления обстоятельства или его последствий. Вопрос о применимости данной концепции к некоммерческим организациям возникает из-за упоминания в статье 401 ГК РФ связи договора и спорного обязательства с осуществлением предпринимательской деятельности.
«3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.»
Если НКО нарушает обязательство вследствие форс-мажорных обстоятельств, то она не должна нести ответственности за его неисполнение (ненадлежащее исполнение). В частности, не нужно возмещать убытки, платить неустойку за просрочку. Дальнейшее действие обязательства зависит от того, останется ли возможность исполнить его, когда обстоятельства непреодолимой силы отпадут.
Если такое исполнение возможно, форс-мажор сам по себе не прекращает Ваше обязательство, но Ваш контрагент вправе отказаться от договора, если вследствие просрочки он утратил интерес к исполнению (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Если исполнение невозможно, то обязательство прекращается невозможностью исполнения, как это было описано выше (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Если Ваш договор связан с осуществлениями приносящей доход деятельности, и Вы планируете заявить о применении последствий форс-мажора необходимо уведомить об этом контрагента в соответствии с условиями договора и озаботиться сбором доказательств, подтверждающих:
факт наступления обстоятельства непреодолимой силы, например, изданные нормативные акты.; чрезвычайность и непредотвратимость произошедшего; соблюдение установленного договором порядка уведомления контрагента о наступлении форс-мажорного обстоятельства и принятие иных разумных мер для уменьшения ущерба кредитора. Если Вы этого не сделаете, может потребоваться возмещение причиненных убытков; обращение в ТПП России и отказ в получении сертификата о форс-мажоре.
Порядок и условия обращения установлены Положением о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы. Вероятнее всего ТПП откажет НКО в выдаче сертификата о форс-мажоре, однако факт обращения в ТПП России лучше зафиксировать. В противном случае суд может принять сторону вашего контрагента, в том числе потому, что вы не исполнили порядок подтверждения. О том, что делать, если некоммерческая организация получила подобное уведомление о расторжении или изменении договора, мы напишем в ближайшее время.
Ассоциация "Юристы за гражданское общество"
В стремлении защитить здоровье своих сотрудников многие организации переводят их на дистанционную работу.
Рассказываем, как это сделать правильно — с точки зрения оформления документов.
По поводу оформления перевода сотрудников юристы высказывают разные мнения. И это понятно: на практике мы все впервые столкнулись с такой ситуацией, поэтому ни в законодательстве, ни в разъяснениях уполномоченных государственных органов нет четкого ответа о том, как нужно действовать.
Проанализировав нормы законодательства, мы пришли к выводу, что с юридической точки зрения самым правильным будет издание приказа руководителя и оформление дополнительного соглашения к трудовому договору с каждым сотрудником.
Дело в том, что место работы является существенным условием трудового договора. Это означает, что помимо того, что оно в обязательном порядке должно быть прописано в тексте договора, изменить место работы можно только при условии оформления письменного соглашения. То есть, чтобы перевести на дистанционную работу, работодатель обязан оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым работником, причем необходимо соблюсти требования главы 49.1 Трудового кодекса РФ.
Какую информацию нужно включить в дополнительное соглашение о дистанционной работе:
• включить в условия трудового договора новое условие о том, что «Работник выполняет трудовую функцию вне места расположения Работодателя (дистанционно)»; • изложить в новой редакции место работы: можно указать только наименование работодателя и добавить условие: «рабочее место Работника располагается по адресу ____________» (укажите адрес регистрации физического лица); • дополнить трудовой договор положениями о порядке обмена документами и информацией, например: «Взаимодействие между Работником и Работодателем осуществляется путем обмена электронными документами. Каждая из Сторон обязана подтверждать получение электронного документа от другой Стороны в день получения такого документа»; • прописать либо порядок обеспечения работника необходимым оборудованием и материалами (можно разрешить забрать домой рабочий компьютер), либо порядок компенсации за использование личного имущества работника; • установить порядок и способы контроля работодателя за исполнением работником должностных обязанностей. Если организация хочет, чтобы работник находился на связи в определенные часы, это необходимо прописать в дополнительном соглашении. Среди способов контроля могут быть телефонные звонки и/или скорость реагирования на сообщения электронной почты или программ-мессенджеров; • установить срок действия дополнительного соглашения, тогда по истечении этого срока текст трудового договора вернется в силу в своей изначальной редакции.
Если у вас остаются вопросы — задавайте , готовы отвечать и помогать. Консультации проводят член Общественной палаты г. Тольятти, член Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Анатолий Арсенихин и член Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Ирина Филюшкина.
Предварительно записаться на консультацию можно по телефону 8(8482)26-23-03 или +79053061618 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (с пометкой в теме письма «запись на консультацию по НКО»)
Кроме того, по указанным контактам можно получить заочную консультацию. Для этого можно позвонить описать ситуацию в письме и отправить на нашу электронную почту (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Ассоциация "Юристы за гражданское общество"
Новости законодательства для НКО за февраль 2020 года
В этом выпуске Вы можете прочитать:
- о передаче государственного и муниципального имущества СОНКО,
- о группах членов в составе общественных объединений,
- о документах в деятельности НКО и сроках их хранения.
О передаче государственного и муниципального имущества СОНКО
Проектом федерального закона №900526-7, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу РФ 13 февраля 2020 года, предлагается закрепить право СОНКО получить в собственность государственное и муниципальное имущество в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 5 и более лет. Существенным условием договора, на основании которого передается недвижимое имущество, будет требование использовать имущество в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в течение 5 лет с момента его приватизации. В случае нецелевого использования переданного имущества право собственности может быть прекращено в судебном порядке.
О группах членов в составе общественных объединений
Московская областная Дума предлагает внести изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях», дополнив статью 14 правом общественных объединений, их организаций и отделений, иметь в своем составе группы членов как первичное звено. Соответствующий проект федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ 14 февраля 2020 года.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы, ссылаясь на нормы закона, указывают, что общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Однако на практике в отдельных общероссийских общественных организациях на основании соответствующего положения образованы группы как первичное звено общественной организации. В качестве примера приводится организационная структура, закрепленная в уставе Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», в соответствии с которой местная организация может создавать группу от трех членов и более. Таким образом, авторы законопроекта решили помочь организации и легитимизовать ее организационную структуру путем внесения изменений в закон.
О документах в деятельности НКО и сроках их хранения
В феврале вступили в силу Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года №236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» и Приказ Росархива от 20.12.2019 N 237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».
Действовавший ранее Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 года №558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» утратил силу с 17 февраля 2020 года.
Перечень является нормативным правовым актом, устанавливающим сроки хранения типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций, на основе требований действующего законодательства, иных нормативных правовых актов с учетом практических задач хранения документов и их исторической ценности.
Перечень включает типовые управленческие архивные документы (далее - документы), образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (далее - организаций) при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от их организационно-правовых форм и от формы собственности, с указанием сроков хранения.
Перечень имеет 4 графы. В графе N 1 Перечня указаны номера статей (статьям присвоена единая сквозная нумерация), в графе N 2 приведены наименования видов документов, в графе N 3 указаны сроки хранения документов, в графе N 4 приведены примечания к статьям (при наличии).
В инструкции разъясняются особенности хранения документов с установленными сроками (1 год, 3 года, 5 лет, 6 лет, 10 лет, 15 лет, 45 лет, 50 лет и 75 лет), документов с пометками «Постоянно», «До ликвидации организации», «До минования надобности», «До замены новыми», документов по личному составу.
Сроки хранения архивных документов независимо от места их хранения исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством. Временные сроки хранения реестров, книг, журналов исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение. Сроки хранения документов не зависят от вида носителя и ограничения доступа к ним.
Есть и некоторые особенности, на которые необходимо обратить особое внимание. Так, например, трудовые договоры, документы о приеме, переводе, увольнении, личные карточки работников, делопроизводство по которым закончилось до 01 января 2003 года, нужно хранить 75 лет, те же документы, делопроизводство по которым закончилось после 01 января 2003 года, хранятся 50 лет.
Рассылка подготовлена в рамках реализации проекта «Правовая академия НКО» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Чем отличаются отчеты разных видов некоммерческих организаций и как правильно их подготовить.
Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.
Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».
Отчеты небольших НКО и религиозных организаций
Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.
Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.
Отчеты общественных объединений
Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:
проинформировать о продолжении своей деятельности; указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения; привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.
У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.
Остальные НКО
Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.
Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов». В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.
Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.
Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.
Отчет о целях расходования денег
Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.
В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2018 и 2019 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников.
Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается.
Заполнять этот отчет можно несколькими способами:
Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы. Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные. Расходы детализируются по отдельным жертвователям.
Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.
Отчет благотворительных организаций
Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.
Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.
В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.
Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.
Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений.
«Эти деньги абсолютно не подконтрольны»: фонды просят Госдуму ускорить принятие закона «о ящиках для сбора пожертвований»
Ожидалось, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года, но его принятие отложили.
Ассоциация «Все вместе» и еще 66 некоммерческих организаций из разных регионов России направили 4 марта обращение председателю Государственной думы Вячеславу Володину с просьбой ускорить принятие изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который закрепляет понятие и виды ящиков для сбора пожертвований, правовые основания для их установки и использования.
Соответствующий законопроект депутаты внесли на рассмотрение в апреле 2018 года, в октябре 2019 года он прошел первое чтение. Ожидалось, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года, но его принятие отложили.
«Сейчас в российском законодательстве нет правил сбора денежных средств в благотворительных целях с помощью ящиков. Отсутствует даже легальное определение ящика для сбора пожертвований. Это приводит к многочисленным случаям мошенничества. Нами собран большой объем информации об организациях и физических лицах, собирающих «пожертвования» на улицах и в транспорте в разных городах России. Таких сборщиков никто не проверяет, попадающие в их ящики-копилки деньги абсолютно не подконтрольны. Принятие закона позволит существенно снизить количество незаконных сборов, избежать подрыва репутации российского благотворительного сектора, что, в конечном счете, значительно увеличит социальный эффект от деятельности добросовестных благотворительных организаций», — говорится в обращении.
Авторы подчеркивают, что пресечение деятельности мошенников, которые собирают деньги под видом благотворителей, — одно из основных направлений Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в России до 2025 года.
|
|
|