Главная страница
С 1 июля 2021 г. начнут действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.
Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.
Среди главных нововведений:
- уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
- взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
- закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
- допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
- освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
- установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.
Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.
В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.
Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Ни для кого не секрет что прошедший 2020 год органами государственной власти было принято множество актов, направленных на поддержку некоммерческого сектора в трудный период пандемии. За это время в России НКО были предоставлены отсрочка сдачи отчетности и уплаты налогов, мораторий на проведение проверок, льготная аренда государственного и муниципального имущества, а также меры финансовой и иной поддержки.
Но это всё это были меры лишь временного действия, призванные облегчить положение НКО в 2020 году.
Теперь же посмотрим, какие изменения в законодательстве принёс новый год. Ниже мы собрали для Вас важные законы для НКО, которые вступят в силу или будут рассмотрены в январе 2021 года.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Изменения, освободившие некоторые фонды от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, вступили в силу с 1 января 2021 года.
Теперь, если фонд в течение года получил денежные средства и/или иное имущество в размере до 3 миллионов рублей, он вправе через год не проводить аудит. Важно, что от аудита освобождается отчетность за следующий год.
Специальное регулирование установлено в отношении аудита отчетности фондов за 2020 год и более ранние периоды. Даже если в 2019 году фонд получил имущество менее 3 миллионов рублей, но был заключен соответствующий договор, и аудиторская организация или индивидуальный аудитор приступили к его исполнению до 01 января 2021 года, аудит должен быть проведен.
Бухгалтерская отчетность составляется до 31 марта года, следующего за отчетным, то есть до 31 марта 2021 года все некоммерческие организации должны будут сдать отчеты за 2020 год. И годом, предшествующим отчетному, в приведенном примере будет являться 2019 год. Соответственно, по новой норме, если поступление имущества в фонд в 2019 году не превысило 3 миллиона рублей, аудит бухгалтерской отчетности за 2020 год можно не делать независимо от объема поступлений в «соседних» годах. При этом важно отметить, что бухгалтерская отчетность содержит сведения за 3 календарных года, аудитор при проведении проверки обязан подтверждать все цифры отчета. Таким образом, если, к примеру, в 2020 году поступления превысят установленный порог в 3 миллиона рублей, фонд будет обязан пройти аудит за 2021 год, а аудитор проверить и 2020, и 2021 годы.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 № 507-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Стал изменен перечень условий, при которых молодежное или детское общественное объединение вправе претендовать на государственную поддержку. Вместо требования о наличии 3000 членов в перечень включено условие об осуществлении объединением деятельности на постоянной основе.
Закон не уточняет, каким образом будет оцениваться постоянный характер деятельности объединения. Для примерного ориентира можно вспомнить, что, в отличие от гражданско-правового договора, в котором важен результат деятельности, для трудового договора важно, что работник осуществляет трудовую деятельность на постоянной основе. Теперь получающие государственную поддержку и включенные в соответствующий реестр молодежные или детские общественные объединения должны представлять документы, подтверждающие соответствие условиям один раз в год, а не раз в два года, как это было ранее.
Предельный возраст членов общероссийских и международных молодежных объединений, которым может оказываться государственная поддержка, увеличен с 30 до 35 лет. Расширен перечень оснований для исключения объединения из Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Объединение может быть исключено из указанного реестра, если будет включено в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
1 января 2021 года вступили в силу изменения главу 48.1 ТК РФ, которые распространили на некоммерческие организации те же права, которыми ранее были наделены микропредприятия.
Теперь, как и микропредприятия, НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Например, можно отказаться от издания правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и т.д. Это не касается только локального акта о временном переводе работников на дистанционную работу (ст. 312.9 ТК РФ) – при временном переводе сотрудников на удаленку такой акт должен быть издан в любом случае.
Все сведения, которые обычно включаются в локальные нормативные акты, от ведения которых отказался работодатель-НКО, должны быть включены в текст трудового договора, заключенного по типовой форме, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Подробнее об этом читайте в статье Типовой трудовой договор.
Кроме того, работодатели-НКО получили право заключать с работниками срочный трудовые договоры. Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 59 ТК РФ.
Под работодателем-НКО понимается некоммерческая организация, среднесписочная численность работника и величина дохода которой за предшествующий календарный год не превышает предельных значений, установленных Правительством РФ. На данный момент они не установлены, однако к пояснительной записке к проекту закона № 477-ФЗ говорилось, что они будут аналогичны значениями для микропредприятий (не более 15 человек и не более 120 миллионов рублей дохода в год). Не считаются некоммерческими организациями государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные компании, общественные объединения, являющиеся политическими партиями, потребительские кооперативы и религиозные организации (ст. 309.1 ТК РФ).
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
Друзья!
19 марта мы возобновляем проведение встреч "Без кворума".
Поэтому приглашаем Вас принять участие в неформальном пятничном мероприятии, вкусно поесть и поговорить на тему развития волонтерства и некоммерческого сектора в Тольятти.
Будем рады всех видеть!
Встреча без кворума состоится 19 марта, в 18.00 по адресу: г. Тольятти, ул. 40 Лет Победы, 49В (кафе "DROVA")
Встречи "Без кворума" проводятся АНО "Открытая Альтернатива" в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
19 марта прошла очередная встреча "Без кворума". Участники встречи - сотрудники, волонтеры, инициативные и просто неравнодушные граждане города в приятной атмосфере вечернего кафе обсудили тему развития волонтерства и некоммерческого сектора в Тольятти. А главное - смогли отдохнуть и насладиться прекрасным вечером!
Встречи "Без кворума" проводятся АНО "Открытая Альтернатива" в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
Круглый стол прошел в рамках проведения мероприятия «Встреча-форум практик НКО», приуроченного ко Всемирному дню некоммерческих организаций.
Мероприятие прошло в очном и онлайн формате посредством прямого эфира для участников, которые не имели возможности приехать на мероприятие лично в силу разных обстоятельств, в том числе по состоянию здоровья.
В мероприятии приняли участие представители местных органов власти в лице Управления взаимодействия с общественностью Администрации г.о. Тольятти, представители некоммерческого сектора, представителей волонтерских организаций, меценатов от малого бизнеса, члены Общественной палаты г.о. Тольятти, депутаты Самарской Губернской Думы, специалисты МКУ "Центр поддержки общественных инициатив" и общественные представители "Агентства стратегических инициатив".
«Встречу-форум практик НКО» открыл Арсенихин Анатолий Геннадьевич. Он отметил приуроченность мероприятия к Всемирному дню некоммерческих организаций, который отмечается в мире с 2010 года. Арсенихин А.Г. заметил, что по данным Росстата более 50 процентов российских НКО занимаются социальной работой, 44 процента – образованием и наукой, 42 процента – защитой прав граждан, также в лидерах сфер НКО – организации, оказывающие услуги в сфере досуга и спорта, культуре и охране окружающей среды.
Главный специалист отдела организации социальных услуг и социальной реабилитации Управления взаимодействия с общественностью Администрации г. Тольятти Безбородова Анна Олеговна выступила с докладом о мерах поддержки, оказываемой социально ориентированным некоммерческим организациям на территории г. Тольятти. Анна Олеговна отметила, что НКО города оказывается в рамках утвержденных нормативных документов финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также размещение у СО НКО заказов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. С 2015 года утверждена Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, территориальных общественный самоуправлений, общественных инициатив. Указанная программа утверждена на новый период с 2021 по 2027 г.
По итогам 2020 г. администрацией г. Тольятти была оказана финансовая поддержка 41 СО НКО. По состоянию на конец 2020 года администрацией г. Тольятти заключено 170 договоров по предоставлению муниципального имущества.
Анна Олеговна отметила, что Программой предусмотрено выделение субсидий СО НКО на реализацию общественно значимых мероприятий с учетом корректировок по состоянию бюджета г.о. Тольятти.
Директор МКУ «Центр поддержки общественных инициатив» Юдаева Ольга Николаевна выступила с докладом о деятельности учреждения по поддержке некоммерческих организаций города. Ольга Николаевна отметила, что на территории Тольятти зарегистрировано 903 НКО и 53 ТОС, создано 85 общественных советов микрорайонов, 1718 советов многоквартирных домов. Учреждение создано в форме «единого окна» для НКО. МКУ ведет прием документы на все виды субсидий, которые предусмотрены для НКО, собирает анкеты по анализу эффективности мер поддержки НКО и по анализу деятельности СО НКО.
О деятельности "Агентства стратегических инициатив" на территории Самарской области рассказал общественный представитель "Агентства стратегических инициатив" Дроботов Александр Александрович. Он рассказал о компетенции Агентства, анонсировал проведение конференции по развитию социального предпринимательства, которая будет полезна не только бизнесу, но и НКО. Общественный представитель "Агентства стратегических инициатив" Геливанова Римма Фаридовна рассказала о необходимости развития социальной кооперации и важности развития социального предпринимательства.
Гагаринова Динара Сергеевна, координатор Фонда «Социальные Инвестиции» рассказала о важности привлечения и участия волонтеров в деятельности некоммерческих организаций. Она отметила необходимость создания Совета по развитию волонтерства и добровольчества в Тольятти. Идею создания штаба поддержала руководитель АНО «ПРОдвижение» Трофимова Ольга Евгеньевна. Ольга Евгеньевна отметила, что начатая в марте 2020 г. всероссийская акция «Мы вместе» продолжает реализовываться с помощью волонтеров.
В ходе обсуждения участники мероприятия отметили важность делиться опытом между НКО, объединять ресурсы, создать единый информационный портал для НКО, на который смогут зайти заинтересованные в оказании помощи волонтеры или представители коммерческих организаций. Такой ресурс должен быть удобным и доступным для восприятия и использования.
Предприниматель г. Тольятти Бартко Василий Николаевич отметил проблему слабого выстраивания отношений между некоммерческим сектором и предпринимателями города. Часто бывает так, что у предпринимателей есть средства, но они не могут найти НКО, которой можно доверять, чтобы оказать ей свою поддержку. Возможность оказания помощи должна быть легкой.
Все участники мероприятия высказались за поддержку озвученных предложений по налаживанию межсекторного взаимодействия между НКО, органами власти, бизнесом и потенциальными добровольцами.
Также в качестве итога участники отметили важность обеспечения прозрачности деятельности НКО, обеспечения доступности информации о деятельности и достигнутых результатах.
Круглый стол "Тренды развития НКО: профессионализм и прозрачность деятельности в современных условиях" в рамках проведения мероприятия "Встреча-форум практик НКО" организован АНО «Открытая Альтернатива» в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
|
|
|