Главная страница
Федеральный закон принят Государственной Думой 24 марта 2021 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях в части, касающейся деятельности организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В частности, Федеральным законом уточняется понятие «иностранные источники», устанавливается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, на введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, а также обязанность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций представлять в Минюст России программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, и отчёт об исполнении таких программ и документов.
- Нововведения расширят существующий перечень иностранных источников, финансирование из которых является одним из условий для признания некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента.
- Кроме того, будет установлен запрет на регистрацию иностранных НКО в жилых помещениях.
- А также будут скорректированы перечень документов и сроки предоставления отчетности вышеуказанными организациями в Минюст России и его территориальные органы.
Изменения вступят в силу 3 октября 2021 г.
Ссылка на Федеральный закон от 05.04.2021 № 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях": http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050015
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов
В рамках пункта 9 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р, Минэкономразвития России проанализирована практика безвозмездного предоставления площадей, временно свободных от основной деятельности государственных и муниципальных учреждений, для проведения мероприятий добровольческими организациями и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее – СОНКО). Соответствующий доклад составлен на основании сведений, предоставленных более 60 субъектами Российской Федерации.
Доклад содержит информацию об основных видах помещений, используемых в целях указанной практики, служащей ее реализации нормативно-правовой базе, основных проблемах, возникающих у муниципальных учреждений, и рекомендациях по расширению указанной практики. Также в документе указаны ссылки на официальные сайты органов власти субъектов Российской Федерации, содержащие сведения о перечнях помещений, доступных СОНКО.
Напомним, что Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года состоит из семи разделов, которыми, в частности, предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в сфере волонтёрства, развитие инфраструктуры и механизмов поддержки добровольческой деятельности.
Цель Концепции – обеспечение системного подхода к поддержке добровольческих инициатив. Концепцией предусматривается развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтёров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.
План состоит из семи разделов, которыми, в частности, предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования и правоприменительной практики в сфере волонтёрства, развитие механизмов поддержки добровольческой деятельности, в том числе развитие инфраструктуры и механизмов поддержки добровольческой деятельности. Реализация Концепции будет способствовать развитию волонтёрской деятельности, расширению поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ссылка на Доклад о практике безвозмездного предоставления площадей добровольческим организациям и СОНКО: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/doklad-o-ploshhadax.pdf
Ссылка на План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года: http://static.government.ru/media/files/E4nlpcxFWNk0ASI8AIqh7UvztBJ8FMel.pdf
Ссылка на Распоряжение от 27 декабря 2018 года №2950-р: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

О формировании единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (далее по тексту – СОНКО) сообщила замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова на Координационном совете по вопросам развития благотворительной деятельности под председательством министра экономического развития РФ Максима Решетникова.
Заседание совета состоялось в рамках XIII ежегодной Всероссийской конференции Минэкономразвития России по межсекторному взаимодействию в социальной сфере при поддержке Центра гражданского анализа и независимых исследований – Центра ГРАНИ. Мероприятие было посвящено вопросам развития благотворительности, поддержки НКО и доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг в социальной сфере.
«Очень важные изменения внесены в Трудовой и Налоговый кодексы. Теперь НКО предоставлено право заключать срочные трудовые договоры и отказаться от внутреннего документооборота», - пояснила Татьяна Илюшникова. – «Бизнес, который жертвует НКО имущество или деньги, получит возможность не включать эти расходы в состав внереализационных, на основе которых рассчитывается налог на прибыль».
Замминистра заявила, что Минэкономразвития разработало комплекс мер по усовершенствованию механизмов работы НКО и СОНКО.
«В 2020 году с целью поддержки НКО в период пандемии были сформированы 2 реестра СОНКО. Было принято решение эти реестры объединить, чтобы сформировать единый реестр СОНКО и расширить критерии, по которым организации могут быть включены в этот реестр. Сейчас реестр составляет порядка 44 тыс. организаций», - резюмировала она.
Минэкономразвития совместно с заинтересованными организациями разработали план мероприятий по реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ до 2025 года.
Им предусмотрен комплекс мер, направленных на содействие развитию благотворительных организаций и культуры благотворительности в обществе, институционализации благотворительности, позволяющий расширить масштабы благотворительной деятельности и повысить ее результативность.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий объединение существующих реестров социально ориентированных некоммерческих организаций и таких же НКО, которые сильнее всего пострадали из-за пандемии, сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента.
«Законопроектом определяется ведение единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций и одновременно исключаются нормы, в соответствии с которыми формируется два реестра НКО», — говорится в пояснительной записке к документу.
Соответствующие поправки предлагается внести в Налоговый кодекс РФ.
Кроме того, инициатива предполагает, что Правительству РФ будет предоставлена возможность определять дополнительные критерии для включения НКО в единый реестр.
Авторы законопроекта отмечают, что существующие реестры были созданы во время пандемии, в том числе для предоставления дополнительных мер поддержки НКО. «Соответственно, после получения указанных преференций необходимость в ведении двух разных реестров отсутствует», — указывается в пояснительной записке.
Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. (по состоянию на 16.04.2021 г.): https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko
Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции(по состоянию на 16.04.2021 г.): https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko-affected
Ссылка на законопроект № 1123936-7 «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1123936-7
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

Участники мероприятия приняли участие в субботнике партнера АНО "Отрытая Альтернатива" и помогли Фонду "Социальные Инвестиции" облагородить территорию будущего социального центра для нуждающихся в помощи людей.
Работа вне офисных помещений и возможность дополнительную физическую активность заряжают участников встреч "Без кворума" на позитив!
Встречи "Без кворума" организованы в рамках реализации проекта "Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области", поддержанного Фондом президентских грантов.
Минэкономразвития России разработаны информационные материалы во исполнение подпункта 61 пункта 5 Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44.
Данные информационные материалы содержат основные задачи и рекомендованные мероприятия в рамках комплексных планов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации.
Комплекс мер направлен на модернизацию социальной сферы посредством поэтапного расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам через достижение следующих результатов:
- - увеличение доступности и качества услуг в социальной сфере, предоставляемых населению;
- - расширение возможностей для потребителей выбора поставщика услуг в социальной сфере, а также их вариативности;
- - повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в социальной сфере;
- - повышение прозрачности системы предоставления населению услуг в социальной сфере.
В этом контексте основными задачами комплексных планов, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, являются:
- - создание условий для упрощения доступа негосударственных организаций к предоставлению населению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников;
- - повышение потенциала негосударственных организаций в предоставлении населению услуг в социальной сфере;
- - развитие конкуренции в сфере предоставления услуг в социальной сфере.
Для достижения поставленных задач при разработке комплексного плана субъектам Российской Федерации необходимо:
- - обеспечить участие в разработке документа заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных палат, ресурсных центров для некоммерческих организаций, негосударственных поставщиков социальных услуг, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров инноваций социальной сферы;
- - предусмотреть выполнение мероприятий по развитию негосударственных организаций и их стимулированию к участию в предоставлении населению услуг в социальной сфере в субъекте Российской Федерации, в том числе в части синхронизации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в одной отрасли;
- - провести анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере (Методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия социально ориентированных некоммерческих организаций и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, письмо Минэкономразвития России от 2 июля 2019 г. № 21398-ИТ/Д01и);
- - принять нормативные акты и внести изменения в действующие нормативные акты в целях устранения барьеров для участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере и стимулирования их участия в предоставлении данных услуг (Методические материалы по проведению анализа разрабатываемых и утвержденных нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях устранения барьеров для участия социально ориентированных некоммерческих организаций и иных негосударственных организаций в предоставлении услуг социальной сфере органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, письмо Минэкономразвития России от 2 июля 2019 г. № 21398-ИТ/Д01и);
- - предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий и показателей в национальных проектах и государственных программах субъектов Российской Федерации в социальной сфере (социальной защиты граждан, образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры) и планах по их реализации;
- - включить вопросы предоставления поддержки негосударственных поставщиков, взаимодействия с ними и привлечения к предоставлению населению услуг в социальной сфере в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных гражданских служащих;
- - обобщать лучшие практики в части реализации мер по обеспечению доступа негосударственных поставщиков к предоставлению населению услуг в социальной сфере, механизмов их государственной поддержки на региональном уровне и внедрения конкурентных способов оказания соответствующих государственных и муниципальных услуг;
- - обеспечить координацию действий в сфере расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных палат, ресурсных центров для некоммерческих организаций, в том числе через работу единого координационного органа по реализации Комплекса мер, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров инноваций социальной сферы;
- - проводить исследования состояния рынка услуг в социальной сфере в части изучения, прогнозирования, мониторинга и оценки состояния конкуренции на рынке социальных услуг;
- - готовить ежегодный отчет о ходе реализации Комплекса мер, организовывать его размещение в открытом доступе и публичное обсуждение на расширенном заседании единого координационного органа по реализации Комплекса мер.
Важно отметить, что комплекс мер реализуется в содержательной и организационной увязке со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р, что необходимо учитывать при разработке документа.
В части развития негосударственных организаций и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг в субъекте Российской Федерации целесообразно предусмотреть:
- - развитие эффективных механизмов финансовой поддержки;
- - предоставление СОНКО и юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО, налоговых льгот;
- - предоставление негосударственным поставщикам имущественной поддержки, в том числе в виде возможности вести деятельность, приносящую доход, на базе недвижимого имущества, предоставленного в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование, предоставление компенсаций на аренду помещений в случае отсутствия свободных помещений, в т.ч. на конкурсной основе;
- - оказание негосударственным поставщикам информационной поддержки, в том числе в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы, а также в виде создания информационных ресурсов и баз данных о существующих мерах поддержки для негосударственных поставщиков;
- - поддержка деятельности инфраструктурных организаций, оказывающих информационно-консультационную поддержку негосударственным поставщикам, осуществляющим предоставление услуг в социальной сфере (ресурсных центров некоммерческих организаций, центров инноваций социальной сферы и т.д.);
- - содействие развитию кадрового потенциала негосударственных организаций, в том числе оказание им поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев;
- - содействие развитию прозрачности, подотчетности и устойчивого партнерства негосударственных поставщиков;
- - проведение с участием негосударственных организаций общественной экспертизы проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- - содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке негосударственных организаций на территориях муниципальных образований, включая конкурсную поддержку муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
При определении мер по развитию негосударственных организаций и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг важно предусмотреть, чтобы для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую доход, не было установлено ограничений в части получения государственной поддержки по сравнению с некоммерческими организациями, не осуществляющими такую деятельность.
Ссылка на полный текст информационных материалов по разработке комплексного плана по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/km-materialyi-na-portal.pdf
Ссылка на Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 - 2024 годы: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/text0000000000-0(1).pdf
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Устойчивая правовая поддержка НКО Самарской области», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|