Главная страница
Министерством юстиции России разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект подготовлен в целях оптимизации процедуры обжалования решений территориальных органов Минюста РФ, а также решений руководителей структурных подразделений центрального аппарата Минюста РФ.
Предлагается установить порядок обязательного досудебного обжалования отказов территориальных органов Минюста России: - при государственной регистрации некоммерческой организации и общественного объединения, - при внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в РФ, - при признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, - при включении в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
При отказе в государственной регистрации НКО решения, принятые уполномоченным органом, обжалуются его руководителю, решения, принятые территориальным органом, обжалуются заместителю руководителя уполномоченного органа в соответствии с его компетенцией.
Принятие законопроекта позволит лицам, несогласным с отказом в государственной регистрации и заинтересованным в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, использовать дополнительный, менее затратный и более быстрый способ защиты своих прав.
На практике срок рассмотрения судами указанных споров может продлиться от трех месяцев и более. Предлагаемая процедура значительно сократить срок рассмотрения соответствующих споров и составит не более 15 рабочих дней.
Законопроект позволит сократить расходы заинтересованных лиц, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче в суд административного искового заявления, а также расходы на оплату услуг адвокатов и представителей.
Кроме того, в законопроекте устанавливаются требования к порядку, срокам подачи жалобы и ее содержанию.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=137875
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В ходе онлайн-совещания «Час с Минэкономразвития» участники обсудили формирование федерального реестра получателей государственной поддержки, разъяснения по налоговому вычету по расходам на благотворительность, вклад некоммерческого сектора в развитие экономики страны и современная модель добровольчества.
Начальник отдела проектов межсекторного взаимодействия департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева поделилась планами работы на текущий год.
По ее словам, уже идет работа, направленная на упрощение отчетности НКО и изменение соответствующих форм, формирование единого реестра получателей государственной поддержки, разъяснение возможностей получения налогового вычета по расходам на благотворительность.
Среди существующих сложностей Татьяна Евлампиева отметила невозможность разделения пожертвований НКО, полученных от физических и юридических лиц, а также отсутствие единого реестра СО НКО.
Спикер также отметила, что волонтерство в России остается событийным, непрофессиональным и нерегулярным. «По данным Росстата, растет количество добровольцев в возрасте от 15 лет и старше, количество часов, отработанных волонтерами, сохраняется. При этом данные Росстата и “Добро.ру” разнятся по возрасту волонтеров. Это связано с тем, что взрослая аудитория не стремится оставить цифровой след. Информацию о них мы получаем из запросов Росстата и отчетов некоммерческих организаций», — рассказала Татьяна Евлампиева.
По итогам обсуждения председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова обратила внимание на существующие вызовы, связанные со слабой оцифровкой и отсутствием единой платформы НКО, которая агрегировала бы все данные о некоммерческом секторе. Отсутствие оцифровки затрудняет принятие мер со стороны государства по поддержке НКО, считает она.
«Минэкономразвития делает шаги вперед: появится единый реестр получателей поддержки, возможно, реестр социально ориентированных НКО, по новым ОКВЭД будет понятно, какой деятельностью занимаются организации по отраслям», — заключила Елена Тополева-Солдунова.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Комиссия Госдумы по расследованию иностранного вмешательства в дела РФ презентовала пакет из пяти законопроектов, касающихся деятельности иноагентов зарубежных НПО, функционирующих на территории РФ и пытающихся обойти законы и регистрацию в качестве филиала или представительства.
«Мы предлагаем внести изменения в закон об иноагентах, поскольку есть пробелы, которые были выявлены в ходе правоприменения. Иноагенты в России имеют свои запреты и ограничения при приеме на работу, ограничения преподавательской деятельности, не имеют права пользоваться льготными налогообложениями. Всего таких 18 ограничений, но их можно обойти, потому что с иноагентами взаимодействуют юридические и физические лица, и если они содействуют иноагентам в обхождении этих законов, то ограничения теряют свою юридическую силу», — сообщил председатель комиссии Василий Пискарев.
Установлено, что правовых механизмов для того, чтобы пресекать деструктивную деятельность иностранных НПО до признания тех нежелательными в России, сегодня нет. «Поэтому мы подготовили предложения о введении уголовной ответственности за организацию в нашей стране деятельности не зарегистрированной в России зарубежной НПО», — заключил Василий Пискарев.
Поправки, в частности, предусматривают:
- запрет иноагентам получать имущественную поддержку от государства,
- закрепление за Минюстом полномочий по госконтролю над соблюдением закона об иноагентах, а не только над деятельностью иноагентов.
Если Минюст получит информацию о том, что «кто-то своими действиями или бездействием способствует нарушению иноагентом российского законодательства», ведомство сможет вынести предупреждение. Срок, в который нужно будет устранить соответствующее нарушение, составит не менее 1 месяца.
Невыполнение предписаний Минюста в срок будет грозить штрафом:
- для граждан — до 50 тыс. руб.,
- для должностных лиц — до 100 тыс. руб.,
- для юридических лиц — до 300 тыс. руб.
Еще один пакет законопроектов касается деятельности иностранных НПО и НКО. «По закону о некоммерческих организациях любое зарубежное НПО или НКО обязано иметь регистрацию в Министерстве юстиции. Как только зарубежное НПО отказывается регистрироваться, мы понимаем, что эти организации создаются специально для того, чтобы действовать в нарушение законодательства РФ и выполнять задачи, которые входят в их уставные цели», — отметил парламентарий.
В связи с этим комиссия предлагает внести изменения в Уголовный кодекс и Кодекс административных правонарушений наказание за взаимодействие с зарубежными НПО, которые не зарегистрированы в РФ.
Напомним, что статус иностранного агента в России ввели в 2012 году, закон коснулся СМИ, физических лиц и НКО. Закон налагает ряд запретов для иноагентов: ведение просветительской и образовательной деятельности для детей, организация публичные мероприятия, участие в госзакупках, работа членами избирательных комиссий.
В декабре 2022 года в стране начал действовать закон, позволяющий признавать иноагентами тех, кто, по версии властей, получает поддержку из-за рубежа или находятся под «иностранным влиянием» и занимается в России политической деятельностью. Под поддержкой понимается получение денег или «иного имущества» от иностранного источника, а также организационно-методическая, научно-техническая и иная помощь.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

14 апреля был опубликован Федеральный закон «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Федеральным законом предлагается дополнить существующие механизмы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций новыми видами информационной поддержки, способствующие бесперебойной работе сайтов и баз данных таких организаций.
Таким образом, различным органам власти дается возможность оказывать СО НКО услуги по предоставлению вычислительных мощностей на серверах (например, с использованием правительственной государственной единой облачной платформы) для размещения крупных информационных ресурсов СО НКО на защищенной телекоммуникационной инфраструктуре.
Ирина Рукавишникова, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, пояснила что, таким образом закон дополняет существующие механизмы поддержи СО НКО новыми видами информационной поддержки, которые способствуют бесперебойной работе сайтов и иных баз данных таких организаций.
Как указала сенатор, закон также наделяет Министерство цифрового развития РФ правом предоставлять доступ СО НКО к бесплатному конструктору сайтов, платформе министерства «Госвеб». Таким ресурсом уже пользуются многие образовательные учреждения и другие организации. С помощью «Госвеб» на защищенных государственных серверах можно бесплатно создать так называемый «сайт-визитку» и разместить в сети «Интернет» информацию о работе СО НКО, контакты для получения социальной поддержки в конкретном населенном пункте.
«С началом проведения специальной военной операции количество хакерских атак в отношении сайтов органов государственной власти России выросло в сотни раз. Серьезным и массированным кибератакам подвергаются также официальные сайты социально ориентированных некоммерческих организаций, собирающих гуманитарную помощь для жителей и защитников Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области Российской Федерации, борющихся с недостоверной информацией в сети «Интернет», занимающихся просвещением и патриотическим воспитанием молодежи. Результатом таких кибератак зачастую становится частичное приостановление деятельности указанных организаций. Кроме того, угрозе подвергаются персональные данные активистов, членов и участников, а также благополучателей», — отмечается в пояснительной записке законопроекта.
Порядок осуществления информационной поддержки определит правительство РФ. Закон вступит в силу через 90 дней после дня его официального опубликования.
Ссылка на Федеральный закон: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304140036
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

11 апреля Общественная палата РФ направила письмо в Минфин России с просьбой обратить внимание на проблему индексации пенсий руководителям некоммерческих организаций, работающим на волонтерских началах. Соответствующие обращения поступают от представителей НКО, выражающих обеспокоенность по поводу позиции Минфина России, о которой мы писали ранее.
Напомним, что Минфин предлагает признавать руководителей НКО, осуществляющих трудовую деятельность, но не получающих заработную плату, застрахованными по отдельным видам обязательного социального страхования. В связи с этим руководители НКО, не получающие выплат за свою деятельность, по словам общественников, могут лишиться индексации пенсий.
Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО дала свой комментарий касаемо данной ситуации: «У нас в стране много руководителей социально ориентированных НКО, которые безвозмездно, на волонтерских началах выполняют свою работу, не получая за это заработной платы. Часто это пенсионеры, и очень важно, чтобы их пенсия индексировалась, как и у всех пенсионеров, не получающих заработную плату. Однако, к сожалению, у нас и раньше неоднократно случалось так, что несмотря на то, что руководители социально ориентированных НКО не получали зарплату, их пенсии не индексировались только потому, что по факту они осуществляют трудовую деятельность».
«Это письмо (письмо Минфина от 24.03.2023 № 03-15-07/26016) предлагает поступать вопреки позиции Минтруда России и ФНС России. Это приведет к тому, что руководители социально ориентированных НКО тотально лишатся индексации своих пенсий, даже если заработной платы они не получают. Эта проблема и раньше не была до конца решена, а сейчас она еще больше обострится», — сообщает Елена Тополева-Солдунова.
Она напомнила, что ранее и ОП РФ, и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека неоднократно обращались по данной ситуации в Минтруд и другие инстанции. На настоящий момент Общественный совет при Минтруде России проинформирован о сложившейся ситуации, и соответствующее обращение готовится в ФНС России.
По мнению общественницы, возникновение данной проблемы говорит о необходимости ее законодательного урегулирования, возможно в Трудовом кодексе: «Мы будем на этом настаивать, тем более что у нас есть возможность изменить законодательство об НКО в соответствии с поручением Президента. Но дело это срочное, промедлений тут быть не может. В самое ближайшее время мы обсудим ситуацию на заседании Общественного совета при Минтруде России и направим обращение в ФНС России».
Проблема давно витала в воздухе, говорит член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО, руководитель новосибирского отделения Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский: «Я провел анализ системных организаций на территории Новосибирской области — это Совет ветеранов, Общество инвалидов, Союз женщин, Союз пенсионеров. Лидеры этих организаций, которые работают непосредственно на местах с людьми, в районах, в селах, как правило, пенсионеры, которые делают эту работу абсолютно безвозмездно. Да, к ним подсоединяется молодежь, добровольцы, но они работают время от времени, приходят и уходят, а эти люди работают системно, это якорьки, которые и держат организацию. Если их убрать, то структура рухнет». Общественник согласен с тем, что необходимо законодательно устранять существующую проблему.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|