Главная страница
24 марта на официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2023 года № 432 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 89».
В данном Постановлении уточняется порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.
Установлено, что некоммерческая организация не получит статус исполнителя общественно полезных услуг, если она признана иноагентом.
Соответствующие изменения внесены в пункт 12 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и пункт 13 Правил ведения реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
Ведение реестра осуществляет Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. Сведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России размещены на официальном информационном портале Минюста: http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx
Таким образом, наличие у организации статуса иностранного агента является основанием для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг. Соответственно наличие у организации статуса иностранного агента также является основанием для исключения организации из реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 20.03.2023 № 432 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. № 89" можно по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303240037
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

7 апреля 2023 г. в Администрации г.о. Тольятти состоялась информационная встреча «Отчёты как одна из форм контроля НКО Минюстом».
Участниками встречи стали 14 представителей некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
В качестве ведущих встречи выступили Анатолий Арсенихин, руководитель Ресурсного центра для НКО «Открытая Альтернатива», член Общественной палаты г. Тольятти и Ирина Полежаева, юрист Ресурсного центра для НКО «Открытая Альтернатива», член Ассоциации «Юристы за гражданское общество».
В рамках темы участники узнали о правовых основах контроля НКО со стороны Министерства юстиции РФ, о полномочиях данного органа, о нормативных актах, содержащих сведения о порядке сдачи отчетности, а также ознакомились с методическими рекомендациями Минюста РФ.
Подробно остановились на формах и сроках отчетности, которую должны сдавать все НКО в зависимости от их организационно-правовых форм, способах публикации отчетов.
Рассказали и об отчетах, которые должны сдавать НКО при получении средств из иностранных источников, а также про отчеты, которые нужно сдавать при использовании ящиков для сбора благотворительных пожертвований.
По итогам встречи участники смоли проконсультироваться по вопросам отчетности с ведущими встречи и получили ответы на все интересующие вопросы.
Мероприятие было организовано Ресурсным центром для НКО «Открытая Альтернатива» совместно с Управлением взаимодействия с общественностью Администрации г.о. Тольятти, в сотрудничестве с Общественной палатой г. Тольятти и при поддержке Фонда президентских грантов.


30 марта был опубликован Приказ Минюста России от 29.03.2023 N 54 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 N 185".
Проект приказа предполагает внесение изменений в формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (форма ОН0001), о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (форма ОН0002), об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных источников (форма ОН0003).
Таким образом, согласно изменениям с 1 сентября 2023 года устанавливаются обновленные формы отчетности НКО, которые должны предоставляться в Минюст России. Вносимые изменения направлены на приведение форм отчетности НКО в соответствие с изменениями законодательства в части перечня иностранных источников.
В формы ОН0001 и ОН0002 будет включен следующий перечень иностранных источников: 1) целевые поступления от иностранных государств; 2) целевые поступления от органов публичной власти иностранных государств; 3) целевые поступления от международных и иностранных организаций; 4) целевые поступления от иностранных граждан; 5) целевые поступления от лиц без гражданства; 6) целевые поступления от иностранных структур без образования юридического лица; 7) целевые поступления от лиц, уполномоченных источниками, указанными в пунктах 1) – 6). 8) целевые поступления от лиц, уполномоченных гражданами РФ и российскими юридическими лицами, получающими денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 7), либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных общества с государственным участием и их дочерних обществ);
9) целевые поступления от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства; 10) целевые поступления от лиц, находящихся под влиянием источников, указанных в пунктах 1) – 9).
В форме ОН0003, предусмотренной для общественных объединений, не планируется приводить перечень источников, признаваемых иностранными, в отдельных подпунктах формы. Указанным организациям нужно будет самостоятельно указывать релевантные источники в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». С Приказом Минюста России от 29.03.2023 N 54 можно ознакомиться по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303300036
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

В Госдуме считают избыточными бюрократические требования к общественным объединениям. Речь идет о том, что к моменту сдачи ежегодного отчета некоммерческих организаций, созданных в форме общественных объединений, у Минюста уже есть часть отчетных данных. В течение года такие организации обязаны извещать ведомство об изменениях, внесенных ими в единый реестр юридических лиц.
В связи с этим по просьбе общественников идет разработка законопроекта, упрощающего отчетность для общественных объединений. Общественные объединения по закону обязаны ежегодно информировать Минюст о продолжении своей деятельности и указывать данные, включенные в единый государственный реестр юридических лиц. Речь идет, в том числе о месте нахождения руководящих органов, сведениях о руководителях.
При этом для изменения данной информации в Едином государственном реестре юридических лиц НКО должны обращаться в Минюст в течение 3 дней после принятия соответствующего решения. Таким образом, предлагаемые изменения позволят НКО-общественным объединениям не подавать одни и те же данные несколько раз в год.
Если в законодательство внесут изменения о новых правилах подачи отчетов, то соответствующие поправки нужно будет предусмотреть и в подзаконных актах. Над упрощением отчетности уже работают в Министерстве юстиции, Министерстве экономического развития и других ведомствах. В Минюсте стремятся создать благоприятные условия для развития некоммерческого сектора и снять бюрократические препятствия, сказал глава Минюста Константин Чуйченко 28 марта на научно-практической конференции об управлении НКО.
«Мы проанализировали формы обязательной для НКО отчетности и выявили дублирование сведений по 13 показателям. В настоящее время такая отчетность подается в Минюст, Росстат и другие органы. Мы видим решение этой проблемы в разработке и внедрении единой электронной формы отчетности на официальном сайте Минюста. Важно, чтобы доступ к полученной информации предоставлялся заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Данная инициатива повысит качество управленческих и регуляторных решений и облегчит отчетную нагрузку для 210 тысяч НКО», – сообщила в ходе научно-практической конференции заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Минэкономразвития при содействии сектора в рамках работы Общественного совета по благотворительности, действующем при Минэкономразвития, разработало предложения и форму отчетности и направило в Минюст. Замминистра отметила, что создание единой формы отчётности положительно повлияет на взаимодействие некоммерческого сектора с органами власти, обеспечит его прозрачность, и, как следствие, повысит доверие к нему.
По словам зампреда комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольги Занко, об оптимизации отчетности говорят на каждой встрече депутатов с НКО. «Важно оперативно реагировать на просьбы общественников, чтобы у них появилось больше времени на оказание помощи людям», — подчеркнула парламентарий. Законопроект в ближайшее время могут внести в Госдуму.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

Ранее Федеральной налоговой службой было опубликовано Письмо №БС-4-11/2477 от 02.03.2023 г., в котором излагалась позиция о том, что руководителей некоммерческих организаций, работающих на общественных началах, можно не включать в персонифицированные сведения о физических лицах. В настоящий момент данное письмо не подлежит применению и удалено с сайта ФНС России.
Министерство финансов сочло данную позицию ошибочной и 29 марта 2023 года опубликовало Письмо от 24.03.2023 г. №03-15-07/26016 касаемо данного вопроса.
Из данного письма следует, что деятельность руководителей НКО однозначно относится к трудовой деятельности физического лица. Следовательно, руководители НКО являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.
В обосновании Минфин указывает, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции. Таким образом, поскольку на руководителей НКО возложено выполнение определенных функций на этих выборных должностях, то их деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.
Несмотря на то, что за эту работу они не получают заработную плату согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, руководители НКО являются застрахованными лицами. Поэтому организация, как страхователь, обязана подать в их отношении персонифицированные сведения.
Минфин России отметил, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено освобождение страхователей от обязанности подавать сведения на застрахованных лиц в случае отсутствия выплат в их пользу. В подобном случае сведения нужно подать в общем порядке, проставив прочерки в графах, предназначенных для отражения выплат.
Персонифицированные сведения необходимо ежемесячно представлять в налоговый орган на застрахованных лиц (п. 3.1 Порядка заполнения формы персонифицированных сведений о физических лицах, п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ).
29 марта 2023 года ФНС опубликовано Письмо от 28.03.2023 г. №БС-4-11/3700@, где указывается, что поскольку раздел 3 Расчета по страховым взносам, который ежеквартально сдается в ФНС, дублирует персонифицированные сведения о физических лицах, то сдавать за последний месяц квартала персонифицированные сведения не нужно.
С полным текстом письма Минфина от 24.03.2023 № 03-15-07/26016 можно ознакомиться по ссылке: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/minfin/mf26016_240323.pdf
С полным текстом письма ФНС от 28.03.2023 г. №БС-4-11/3700@ можно ознакомиться по ссылке: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/13318743/
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Правовая поддержка некоммерческих организаций», поддержанного Фондом президентских грантов

|
|
|