Новости

«Закон откроет доступ НКО к услугам в социальной сфере»: принят и одобрен пакет о соцзаказе

Закон уже одобрил Совет Федерации.

Государственная дума 7 июля передала в Совет Федерации законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», внесенный еще в 2018 году.

«Среди довольно объемного текста закона особую радость вызывает часть 12 статьи 9, согласно которой порядками проведения конкурса на оказание общественно полезных услуг, являющихся государственными (муниципальными) услугами в социальной сфере, может быть установлено право уполномоченного органа допускать к участию в таком конкурсе только НКО, признанные в установленном порядке исполнителями общественно полезных услуг, или НКО, соответствующие требованиям, установленным частью 3 статьи 9 этого закона», — рассказал АСИ президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» Павел Гамольский.

По мнению Гамольского, закон откроет доступ НКО к оказанию услуг в социальной сфере.

«Еще несколько лет назад при попытке НКО в одном из северо-западных регионов России оказывать медицинские услуги на профессиональной основе для населения региона эти организации столкнулись с несправедливой политикой региональных властей, установивших для НКО заградительный финансовый барьер.

Нет, они не возражали привлечь НКО к оказанию услуг, но, например, за одну внутримышечную инъекцию организация могла претендовать на оплату в сумме чуть больше 10 рублей. На вопрос, каким образом рассчитан этот показатель, представитель областного департамента здравоохранения ответил так: «За основу взята месячная зарплата процедурной медсестры, деленная на общее количество уколов, которые она делает в среднем за этот период».

О том, чтобы профинансировать другие расходы организации, в том числе шприцы, медицинские халаты и перчатки, а тем более административные расходы, даже речи идти не может, считала администрация региона. Теперь такому несправедливому положению дел будет положен конец», — отметил Гамольский.

Однако, по его словам, это касается не всех направлений деятельности, а только отмеченных в законе. Это социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме), санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи), оказание паллиативной медицинской помощи, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии, спортивная подготовка и содействие занятости населения. В законопроекте упоминается и образование, но среди списка на формирование социального заказа на 2021-2024 годы его, как направления деятельности, нет.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2020 года в отдельных регионах России, перечень которых утвердят в правительстве, и будет действовать до 1 января 2025 года.

«Закон будет действовать в виде эксперимента на неполные четыре с половиной года в отдельных регионах по решению Правительства РФ. Надеюсь, эксперимент будет успешным и тогда действие закона будет продлено и распространено на всю территорию России», — заключил Гамольский.

По информации «РИА Новостей», вместе с этим законопроектом приняли еще несколько инициатив: в частности, освободили от НДС государственные услуги по соглашениям, которые заключили в соответствии с законодательством о государственном (муниципальном) социальном заказе. Это поможет сделать равные условия налогообложения для госорганизаций и СО НКО.

Также, по информации информагентства, принято дополнение в бюджетный кодекс — новый вид субсидии на оказание госуслуг в социальной сфере, позволяющий перераспределять бюджетные средства между исполнителями. Чтобы получить такую субсидию, у исполнителя услуг не должно быть просроченных задолженностей перед предоставляющим ее публично-правовым образованием. Если от субсидии остается неиспользованный остаток, его можно оставить себе при соблюдении всех условий заключенных соглашений.

Как передает ТАСС, на заседании 8 июля Совет Федерации одобрил весь пакет законов, регламентирующих государственный соцзаказ.

«Обозначены новые механизмы включения некоммерческого сектора в оказание социальных услуг. Одной из новаций стал социальный сертификат, который дает право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие те или иные услуги», — прокомментировала для ТАСС вице-спикер Совфеда Галина Карелова.
 
sovet federatsii
 

Госдума освободила от НДС социальные услуги негосударственных организаций

МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Госдума приняла сразу во втором и третьем, окончательном чтении закон, освобождающий от налога на добавленную стоимость (НДС) услуги негосударственных социально ориентированных организаций, а также закон о бюджетных субсидиях на исполнение социальных услуг.

Документы, инициированные правительством РФ, являются сопутствующими к законопроекту "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", который был принят ранее Госдумой в первом чтении. Соответствующие поправки вносятся в Налоговый кодекс РФ и в Бюджетный кодекс.

Закон о социальном заказе направлен на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также на создание равных условий в части финансового обеспечения оказания таких услуг в социальной сфере для государственных и негосударственных социально ориентированных организаций. При этом в настоящее время при оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными (муниципальными) учреждениями, говорится в пояснительной записке.

Сейчас оказание услуг учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, которое финансируется из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом налогообложения и освобождено от НДС. Тогда как в отношении оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы такого освобождения от НДС не установлено. Закон выводит из объекта обложения НДС операции по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с соглашениями о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Норма позволит создать равные условия налогообложения при оказании государственных (муниципальных) услуг как для государственных учреждений, так и для негосударственных социально ориентированных организаций, указывают в правительстве.

Другим законом в Бюджетный кодекс вводится новый вид бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, что позволит при необходимости перераспределить бюджетные средства между исполнителями услуг. Закон устанавливает виды предоставляемых субсидий и порядок их предоставления.

Также устанавливается возможность принятия долгосрочных бюджетных обязательств на основании соглашений, заключаемых в целях исполнения государственного (муниципального) социального заказа в случае, если срок оказания государственной (муниципальной) социальной услуги, установленный законодательством РФ, превышает срок бюджетного планирования. Не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями, остаются в распоряжении исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере при условии соблюдения ими условий, установленных такими соглашениями.

3858941

Сокращён круг НКО, имеющих право на налоговые льготы и другие меры поддержки

Недавно мы писали о принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

29 июня 2020 года в него были внесены серьёзные поправки (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 949 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847”).

Из числа организаций, имеющих право на налоговые льготы и другие меры поддержки, исключены:

все НКО, которые применяли УСН и пользовались правом на пониженный тариф по страховым взносам на основании пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, кроме частных образовательных организаций, за которыми право на льготу сохранено независимо от применяемого налогового режима; 

те благотворительные организации, применяющие УСН, которые не имеют иностранных учредителей и иностранного финансирования, а объём поступивших за год средств не превысил 3 млн. руб., если эти организации воспользовались в 2017-2018 годах правом не представлять в органы Минюста России формы ОН0001 и ОН0002.

Второй перечень опубликован Министерством экономического развития.
 
nalogi

Целевые капиталы: новые законопроекты

Разрешают целевые капиталы для благотворительных фондов и публичный сбор на формирование.

9 июня Государственная Дума РФ приняла в первом чтении Законопроект № 938397-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее - Законопроект), предусматривающий совершенствование регулирования механизма создания и функционирования фондов целевого капитала.
Законопроект:

предусматривает возможность участия благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами для случаев получения благотворительной организацией в порядке пожертвования или наследования ценных бумаг на пополнение целевого капитала, а также случаев, когда управляющая компания, осуществляющая доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, размещает средства целевого капитала в акции публичных акционерных обществ;
 
разрешает благотворительным фондам формировать целевой капитал. Это позволит благотворительным фондам, которые уже сформировали целевой капитал, быть законодательно защищенными в том, что на их деятельность, связанную с использованием модели целевого капитала, распространяется Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Закон о целевом капитале);
 
не распространяет обязанность, установленную для благотворительных фондов, использовать не менее 80 процентов от благотворительного пожертвования в течения года на пожертвования, полученные благотворительным фондом на формирование или пополнение целевого капитала;
 
предоставляет возможность НКО-собственникам целевого капитала объявлять о публичном сборе денежных средств на формирование целевого капитала;
 
предусматривает возможность продления срока сбора пожертвований на формирование целевого капитала при условии, что сумма пожертвований превышает 1,5 миллиона рублей;
 
относит определение срока, на который формируется целевой капитал (если этот срок не определен в договоре пожертвования) к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. В действующей редакции Закона о целевом капитале этот вопрос решает совет по использованию целевого капитала.
 
устанавливает, что размер использованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, должен быть не менее 25 процентов такого дохода за 3 года подряд;
 
предусматривает возможность выплаты вознаграждения управляющей компании за доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, независимо от наличия положительного финансового результата от такого управления. В случае отсутствия дохода от доверительного управления имущества, составляющего целевой капитал, вознаграждение выплачивается за счет имущества, составляющего целевой капитал.
 
b0487714a0b94bef9aaffb7f2001210480 crop detail upscale

Меры поддержки НКО в части предоставления кредитов

Меры поддержки НКО в части предоставления кредитов на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости

На получение кредита могут претендовать юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях или видах деятельности по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (ред. от 12.05.2020).

В перечень включены, например, деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений (ОКВЭД 90), деятельность музеев (ОКВЭД 91.02), деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (ОКВЭД 93), деятельность физкультурно-оздоровительная (ОКВЭД 96.04), образование дополнительное детей и взрослых (ОКВЭД 85.41), предоставление услуг по дневному уходу за детьми (ОКВЭД 88.91). Коды ОКВЭД должны быть включены в ЕГРЮЛ в качестве основных до 01 марта 2020 года.

Кредит может быть выдан на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости — документально подтвержденные расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательными начислениями на нее. Кредитный договор (соглашение) можно заключить в период с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев. Максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников организации и периода субсидирования, составляющего 6 месяцев и заканчивающегося не позднее 30 ноября 2020 г. Численность работников организации определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды.

Количество работников организации, не относящейся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", в течение отчетного месяца должно составлять не менее 90 процентов количества работников в месяце, предшествующем отчетному. Оплата основного долга осуществляется по окончании срока действия кредитного договора (соглашения) или с 1 октября 2020 г. по графику, установленному получателем субсидии, с возможностью досрочного погашения по заявлению заемщика.

Меры поддержки НКО в части предоставления кредитов на возобновление деятельности

На получение данной меры поддержки могут претендовать некоммерческие организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - Реестр), а также организации осуществляющие деятельность:

в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».

Кредит может быть выдан для покрытия любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность. К ним в том числе относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов на поддержку и сохранение занятости (в соответствии с ПП от 02.04.2020 N 422).

Кредитный договор (соглашение) можно заключить в период с 01 июня 2020 года по 1 ноября 2020 г. на возобновление деятельности на срок до 30 июня 2021 г. Максимальная сумма кредита рассчитывается путем перемножения следующих показателей:

расчетный размер оплаты труда — МРОТ с учетом районных коэффициентов, процентных надбавок, а также страховых взносов в размере 30%; численность работников на 1 июня; базовый период, который равен периоду с даты заключения договора до 1 декабря.

Выдача средств после заключения договора лимитирована. Лимит средств, которые можно получить за один раз, рассчитывается следующим образом:

(расчетный размер оплаты труда) * 2 * (численность работников организации).

Оставшуюся часть кредита банк будет перечислять раз в месяц в пределах этого лимита. Условия кредита зависят от периодов, в течение которых действует договор. Правила предусматривают три периода:

обязательный базовый период сроком до 1 декабря 2020 года (действует ставка не более 2%); необязательный период наблюдения продолжительностью с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Наступает, если организация продолжает свою деятельность и сохранила персонал в установленных правилами пределах; необязательный трехмесячный период погашения. Может наступить как после базового периода, так и после периода наблюдения.

Период погашения кредита не наступает, если есть условия для списания кредита, а именно:

по состоянию на 1 марта 2021 года число работников составит не менее 90% от штата по состоянию на 1 июня 2020 года. При этом на конец каждого отчетного месяца число работников не должно опускаться ниже 80% от указанного штата; не введена процедура банкротства организации; средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ.

Юристы за гражданское общество

 
covid1

Целевые капиталы: О финансовом плане НКО

В Федеральном законе от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее - Закон о целевом капитале, Закон) предусматривается, что использование дохода от целевого капитала осуществляется некоммерческой организацией (далее – НКО) в соответствии с финансовым планом НКО (ч. 2 ст. 13 Закона).

Финансовый план НКО является основным документом, характеризующим объем, состав и структуру финансовых ресурсов НКО. В финансовом плане отражаются источники поступления и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период. В финансовом плане отражается бюджет НКО. Финансовый план составляет каждая НКО на год или на несколько лет.

Поскольку требования к составлению финансового плана НКО законодательно не определены, НКО вправе самостоятельно определять статьи доходов и расходов и планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками поступления средств и направлениями их использования на осуществление деятельности. На практике НКО составляют финансовый план каждой программы, проекта или текущей уставной деятельности и финансовый план в целом по организации на год.

Финансовый план определяет структуру целевых доходов и расходов НКО.

Информационной базой для его составления является главным образом бухгалтерская документация. В ней находятся: доходы и поступления средств; расходы и отчисления денежных средств; взаимоотношения с бюджетом.

В доходной части финансового плана отражаются все возможные источники поступления средств НКО, включая доходы, полученные от приносящей доход деятельности, имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Расходы, отражаемые в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам НКО; назначение и порядок формирования статей должны быть понятны потребителям данной информации. Следовательно, при составлении финансового плана реализуется балансовый принцип.

У НКО, формирующих целевой капитал, в отличии от других НКО, в структуре общего финансового плана возникает новый источник целевого поступления – доход от целевого капитала. По этому источнику, как по всем другим источникам – проектам, программам или доходам от текущей уставной деятельности, - составляется отдельный финансовый план - финансовый план использования, распределения дохода от целевого капитала (пп. 4 ч. 2 ст. 8 Закона о целевом капитале), в котором определяются источники поступления средств на формирование целевого капитала, период времени, необходимый для сбора средств, использования, распределения дохода от целевого капитала. Финансовый план – документ, на котором основывается формирование целевого капитала и распределение доходов в результате его инвестирования.

В договоре пожертвования недостаточно указывать только одну или несколько сфер деятельности, на которые предполагается использовать доход от целевого капитала, из перечисленных в ст. 3 Закона о целевом капитале, а необходимо указывать конкретные цели, для достижения которых будет использован целевой капитал. В финансовом плане НКО должны отражать конкретные цели направлений использования дохода от целевого капитала, так как они обозначены в договоре пожертвования.

В финансовом плане НКО заранее должна быть определена сумма пожертвований, которую необходимо привлечь для пополнения целевого капитала.

В случае публичного сбора денежных средств на пополнение целевого капитала НКО обязана обеспечить свободный доступ любым заинтересованным лицам к ознакомлению с финансовым планом НКО (пп. 4 ч. 5 ст. 11 Закона).

Финансовый план должен быть согласован с жертвователем, если целевой капитал НКО сформирован за счет пожертвования одного жертвователя (ч. 3 ст. 13 Закона).

Финансовый план имеет юридическую силу после утверждения его высшим органом управления НКО после предварительного его согласования (и изменений в него) с советом по использованию целевого капитала (ч. 3 ст. 13 Закона).

Контроль за выполнением финансового плана НКО и подготовка предложений о внесении в него изменений относится к полномочиям Совета по использованию целевого капитала (пп. 6 ч. 4 ст. 9 Закона).

НКО, в том числе НКО-собственники целевого капитала, обязаны размещать на своем сайте финансовый план НКО.
 
Юристы за гражданское общество
Центр правовых знаний по целевому капиталу
 
shutterstock 1447992

Правительство работает над идеей давать НКО деньги на зарплату

В распоряжении АСИ оказался документ с предложениями Дмитрия Медведева премьеру Мишустину, отписанный в работу зампредам Андрею Белоусову и Дмитрию Григоренко.

Письмо содержит меры поддержки НКО, сформированные по итогам онлайн-встречи представителей некоммерческого сектора с Дмитрием Медведевым по линии партии «Единая Россия». Оно датировано 23 апреля.


«Коронавирусные» меры 
 
принимать к возмещению уже произведенные организацией затраты, связанные с реализацией проектов или оказанием услуг, а также затраты НКО, которые продолжают работу в очном режиме, на обеспечение средствами индивидуальной защиты и дезинфекции;
НКО, которые реализуют проекты и оказывают услуги в дистанционном формате на средства государственных субсидий, могут получить возможность изменять направления грантовых затрат без изменения предмета соглашения о предоставлении субсидии (если соответствующие направления установлены правовым актом, определяющим порядок предоставления субсидии и порядок расчета в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией);
обеспечить разъяснение о возможности и порядке осуществления НКО в период пандемии социально значимой деятельности, не соотносящейся с предметом и целями деятельности, которые определены в их уставах, но являющейся сейчас востребованной у потребителей социально уязвимых категорий;
установить в отношении социальных проектов возможность продления срока реализации проекта (в том числе на следующий финансовый год при переносе неиспользованного остатка субсидии в полном объеме). В отношении услуг предлагается использовать подход, который действует в отношении государственного задания на оказание государственных услуг и позволяет в 2020 году сохранить субсидии при снижении показателей объема.

Сотрудники, зарплата и собрания

расширить перечень видов деятельности социально ориентированных НКО, указанных в ст. 427 Налогового кодекса РФ, чтобы пониженные тарифы страховых взносов до 20% могло получить больше организаций;
предоставить гранты (по заявительному принципу) из федерального бюджета на конкурсной основе на сохранение команд (ключевых работников) и возмещение неотложных расходов, необходимых для продолжения деятельности;
предоставить НКО прямую безвозмездную финансовую помощь. Объем помощи рассчитывается исходя из общей численности работников по состоянию на 1 апреля 2020 года и размера МРОТ. Полученные деньги НКО смогут направить на решение текущих неотложных задач, в том числе на выплату зарплат и на сохранение уровня оплаты труда сотрудников;
учитывая ожидаемое снижение уровня занятости, рекомендовать органам государственной власти, реализующим полномочия в сфере занятости, организовывать оплачиваемые общественные работы в НКО, осуществляющих работу с наиболее уязвимыми в условиях пандемии слоями населения;
предоставить возможность проведения обязательных очных собраний НКО в режиме онлайн.

Налоги, штрафы и аренда

предусмотреть в общих требованиях (постановление правительства от 7 мая 2017 г. № 541) к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, возможность исключения условия об отсутствии у НКО задолженности по налогам и иным обязательным платежам на 2020 год;
предоставить НКО отсрочку по уплате всех видов налогов за исключением НДС (налоговых каникул), страховых взносов и временное снижение размера страховых взносов в таком же порядке и в размере, которые предусмотрены при снижении размера страховых взносов применительно к деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
ускорить принятие подзаконных актов, необходимых для введения моратория на взимание пеней, штрафов за просрочку платежей по уплате ЖКУ, а также на блокировку расчетных счетов организации;
ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий для благотворительных фондов в отношении онлайн-пожертвований на уровне не более 1% и установить их на период с 30 апреля по 31 декабря 2020 года;
ввести мораторий на взимание арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом по ранее заключенным договорам.

Проверки и отчетность

ввести мораторий на все виды проверок (за исключением вопросов, несущих риски для жизни и здоровья граждан) для всех НКО вне зависимости от численности работников за 2019 год;
упростить процедуры отчетности в органы Минюста России. Перенести срок предоставления НКО отчетности в государственные внебюджетные фонды, Росстат, налоговые органы. Предоставить возможность отправлять отчетность через электронные сервисы без представления пакета документов на бумажных носителях (в том числе для организаций, не имеющих электронной цифровой подписи в период пандемии и ограничительных мер);
скорректировать требования к отчетности СО НКО по исполнению договоров (соглашений) о предоставлении в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ за счет средств бюджетов бюджетной системы субсидий, в том числе грантов в форме субсидий;
предоставить отсрочку по проведению обязательного аудита в соответствии с требованиями, установленными в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Кредиты

рассмотреть возможность предоставления НКО, осуществляющим деятельность во всех организационно-правовых формах, права получения банковских кредитов, в том числе беспроцентных кредитов или субсидий на выплату заработной платы;
ввести льготное обслуживание счетов НКО, открытых в кредитных организациях с государственным участием.

Для НКО — поставщиков социальных услуг

Медведев предложил «обеспечить издание разъяснения относительно порядка оказания срочных социальных услуг негосударственными поставщиками социальных услуг», а при необходимости:

внести изменения в перечень и стандарты срочных социальных услуг с учетом потребностей граждан и возможностей СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания на территории соответствующего субъекта РФ;
пересмотреть размер и порядок выплаты компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг за оказание срочных социальных услуг с целью обеспечения экономической рентабельности деятельности поставщиков социальных услуг;
включить (временно включить) в реестр поставщиков социальных услуг в упрощенном порядке те СО НКО, которые имеют успешный опыт оказания помощи социально незащищенным категориям граждан;
обеспечить возможность оказания гражданам срочных социальных услуг на условиях, установленных в ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», — то есть с компенсацией затрат на оказание услуг поставщикам, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания;
привлечь действующие в соответствующем субъекте РФ ресурсные центры по поддержке СО НКО к методическому сопровождению оказания срочных социальных услуг населению.

Налоговое стимулирование бизнеса к участию в благотворительности

возможность учета при налогообложении прибыли коммерческой организации расходов, связанных с жертвованием в пользу НКО (сейчас такие расходы возможны только за счет чистой прибыли);
отнесение расходов компании на благотворительность к расходам на рекламу, то есть на «прочие расходы» (но не более 1% от выручки), не приравнивание их к благотворительному пожертвованию в случае, если компания предоставляет безвозмездную поддержку благотворительному проекту без наложения каких-либо обязательств на НКО;
возможность применения пониженной ставки налога на прибыль в cлyчае, если благотворительная деятельность компании не превышает установленной величины в процентном отношении от прибыли (практика может иметь пропорциональный характер: чем больше процент от прибыли организация тратит на благотворительность, тем меньше ставка налога на прибыль).

В документе, переданном Мишустину, учли экспертные мнения представителей НКО, которые присутствовали на встрече с Медведевым: Агентства социальной информации, Ассоциации «Все вместе», Центра лечебной педагогики, Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, фонда «Подари жизнь», добровольческих движений «Волонтерская рота» и «Волонтеры Победы» и некоммерческих образовательных учреждений.
 
RhONxWxmmf0

ФНС подготовила первый в этом году Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2020)

Обзор содержится в Письме Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № КВ-4-14/6053@.

Примечательно, что в большинстве приведенных споров суды вставали на сторону заявителей. Хотя подобные дела напрямую не распространяются на некоммерческие организации, некоторые положения заслуживают внимания.

Детали случаев подробно разбираются юристами на странице Правовой команды

Место действия: Калининградская область
В этом судебном деле произошло наглядное столкновение источников права, находящихся на разных уровнях иерархии по юридической силе.
Причина обращения в суд
Инспекция отказала наследникам имущества (долей в уставном капитале разных хозяйственных обществ) в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части перехода долей в уставном капитале.
Основание: подпункты «м» и «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон о государственной регистрации), а именно:
одно из 6 (шести) представленных хозяйственных обществ было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее, в отношении второго имелась запись о недостоверности сведений о юридическом лице, а (подпункт «ф» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации);
в отношении оставшихся 4 (четырех) хозяйственных обществ был наложен арест на доли в уставном капитале, что предполагает запрет на совершение регистрационных действий в отношении них (подпункт «м» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).

Требование истца: признать незаконными принятые решения инспекции об отказе в государственной регистрации изменений.

Итоговое решение

Удовлетворить требования истца в полном объеме.

Обоснование: руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о государственной регистрации, Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", арбитражный суд признал, что в силу указанных норм с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, участником общества с ограниченной ответственностью (то есть к нему переходят все права, удостоверяемые долей в уставном капитале такого общества, включая право на участие в управлении делами общества с ограниченной ответственностью) наследник становится со дня открытия наследства. Наследственное дело открыто и принято заявителем в установленный законом срок.
Таким образом, по мнению суда, поскольку у заявителя и ее детей возникли права на доли в уставных капиталах в порядке наследования, отказ Инспекции в государственной регистрации изменений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении указанных юридических лиц нарушает конституционные права наследования и частной собственности заявителя и ее детей, а соответственно, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Апелляционный суд не нашел оснований для переоценки данных выводов, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поскольку, повторяя заявленные ранее ее подателем, а равно и самой Инспекцией, основания для принятия оспариваемых заявителем решений, ни Управление, ни Инспекция никоим образом не опровергают эти выводы, при том, что нормы Закона о государственной регистрации, на которые ссылаются ответчики, не могут превалировать над охраняемыми законом (и в первую очередь - Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации) интересами собственников и наследников (ограничивать их права), что следует и из указанных выше позиций высших судебных инстанций, мотивированное несогласие с применением которых в настоящем деле Инспекцией и Управлением также надлежаще не выражено.

Об одном деле, которое рассматривалось в Арбитражном суде Волгоградской области, где формальная проверка стала основанием для внесения записей о недостоверности сведений в отношении хозяйственного общества.
Причина обращения в суд
Внесение записей о недостоверности сведений в отношении Общества.
Основание: поступивший в регистрирующий орган протокол осмотра объекта недвижимости, из которого следует, что в ходе проведения осмотра объекта недвижимости установлено нахождение пятиэтажного жилого дома с встроенными нежилыми помещениями на первом этаже. На момент осмотра представители Общества не обнаружены. На уведомление о необходимости предоставить достоверные сведения Общество не ответило. В результате была внесена запись о недостоверности сведений об адреса места нахождения Общества. Запись о недостоверности сведений в части учредителя и руководителя Общества (далее – заявитель) была внесена на основании поступившего в регистрирующий орган заявления о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по форме N Р34002 в отношении Общества, а именно в указании данных об учредителе и лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Общества - заявителя, с приложением протокола допроса, согласно которому учредителем и руководителем заявитель не является.
Требование истца: признать незаконными записи о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в отношении Общества.

Итоговое решение

Удовлетворить требования истца в полном объеме. 

Обоснование: исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции приняли во внимание, что протокол осмотра объекта недвижимости не содержал сведений об отсутствии Общества по адресу местонахождения, указанному в ЕГРЮЛ; в ходе проверки собственник нежилых помещений не устанавливался; вопрос о возможности предоставления нежилых помещений в аренду не выяснялся, иных доказательств не представлено. В двух представленных протоколах допроса заявителя даны противоречивые показания относительно того, является ли заявитель фактическим руководителем и учредителем Общества, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о непредставлении регистрирующим органом никаких иных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель не является фактическим руководителем и единственным учредителем Общества.

 

5 3

НКО и целевой капитал

Обязана ли некоммерческая организация-собственник целевого капитала забирать и расходовать доход от целевого капитала?
Да, с точки зрения закона некоммерческая организация должна получать такой доход ежегодно.
 
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Закон о целевом капитале, Закон) некоммерческие организации (далее – НКО) целевой капитал формируют в целях получения дохода от его использования. Для получения дохода от использования целевого капитал Закон о целевом капитале обязывает НКО-собственников целевого капитала заключать договоры доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал с управляющими компаниями (ст. 16 Закона). То есть договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, заключается сторонами не только на основании взаимного волеизъявления, но и в связи с прямой обязанностью, установленной Законом о целевом капитале.

Сторонами договора являются учредитель управления - НКО-собственник целевого капитала и доверительный управляющий в лице управляющей компании, созданной в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Предметом заключения договора является действие по оказанию услуг по управлению имуществом, составляющим целевой капитал, в интересах учредителя управления. Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, НКО-собственник целевого капитала должна заключать с управляющей компанией на срок не менее 10 лет с начала срока формирование целевого капитала (ч. 11 ст. 6 Закона).

В соответствии с Законом о целевом капитале доход, полученный от управления целевым капиталом, управляющая компания обязана передать НКО-собственнику целевого капитала. В ч. 10 ст. 16 Закона установлено, что доход от целевого капитала подлежит передаче НКО-собственнику целевого капитала течение 15 дней после завершения отчетного периода, если иной срок не предусмотрен договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Отчетным периодом Законом о целевом капитале признается календарный год.

В договоре доверительного управления имуществом целесообразно указать срок передачи управляющей компанией дохода от целевого капитала его собственнику, так как Закон о целевом капитале позволяет сторонам договора доверительного управления имущества, составляющим целевой капитал, определить этот срок самостоятельно. Например, ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами и отчетным годом.

В случае, если в договоре доверительного управления имуществом срок передачи управляющей компанией дохода от целевого капитала его собственнику, не будет оговорен, доход от целевого капитала подлежит передаче НКО-собственнику целевого капитала в течение 15 дней после завершения отчетного периода (календарного года).

Следовательно, НКО-собственник целевого капитала доход, полученный от управления целевым капиталом, должен получать от управляющей компании, ежегодно в срок, установленный в договоре доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а если такой срок в договоре не установлен, в течение 15 дней после завершения отчетного периода, то есть не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом.

Юристы за гражданское общество
 
b0487714a0b94bef9aaffb7f2646da2f.jpg.1800x714 q85 box 001210480 crop detail upscale

Перенесён срок представления отчетности НКО в органы Минюста России

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2020 № 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212» крайний срок представления отчётности российских некоммерческих организаций за 2019 год перенесён на 1 июня 2020 г.

Этот перенос касается отчётов по формам ОН0001, ОН0002, ОН0003 и ОР0001.

Сроки, установленные для российских организаций, выполняющих функции иностранного агента, не изменились.

Кроме того, Правительство РФ разрешило структурным подразделениям иностранных некоммерческих неправительственных организаций сдать отчётность за I квартал 2020 года об объёме получаемых этим структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования (форма СП0001) до 1 июня 2020 г.

Полный текст Постановления на официальном сайте Правительства Российской Федерации.

perenos sroka sdachi 6 ndfl za 1 kvartal

Важная информация для некоммерческих организаций

Поддержка социально ориентированных НКО

Поддержка социально ориентированных НКО сейчас дополнительно осуществляется в следующих направлениях:

— Снижено количество контрольных мероприятий (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438). Распространяется на некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

— Установлены условия и сроки по отсрочке уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества для организаций — арендаторов государственного (муниципального) имущества (постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439).

— При исполнении обязательств по государственным контрактам можно руководствоваться совместным письмом Минфина России, МЧС России, ФАС России «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV», в соответствии с которым в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.

— Разработан проект Федерального закона № 935688-7 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым решение высшего органа управления некоммерческой организацией по вопросам, предусмотренным абзацами вторым — девятым пункта 3 настоящей статьи 29, в 2020 — 2021 годах может быть принято путем проведения заочного голосования (опросным путем).

covid

 

Обзор некоммерческого законодательства — март 2020

Федеральный закон от 01 марта 2020 года № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202...
В статью 20.3 КоАП (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами) внесено примечание, в соответствии с которым положения указанной статьи не распространяются на случаи использования указанной атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды нацистской или экстремистской идеологии.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 2 марта 2020 года №13677-02-11/77 «О рассмотрении обращения» - http://base.garant.ru/73698584/.
Согласно п. 5 Рекомендаций Роскомнадзора от 14 декабря 2012 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news17877.htm) в случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней.
В Роскомнадзор поступил вопрос относительно того, не противоречат ли эти разъяснения статье 438 Перечня типовых управленческих архивных документов (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..), в силу которой документы (заявления, анкеты, справки, копии документов, удостоверяющих личность, копии документов о трудовой деятельности, квалификации, образовании) лиц, не принятых на работу, подлежат хранению в течение 1 года.
Очевидно, специалисты Роскомнадзора, готовившие Рекомендации (от 14.12.12), ориентировались на часть 4 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой в случае достижения цели обработки персональных данных (ПДн) оператор обязан уничтожить ПДн или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных. Однако, в силу ч. 2 ст. 1 этого закона, его положения не распространяются на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих ПДн архивных документов.
В ответе Роскомнадзора отмечено, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» архивным документом признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителей и информации для граждан, общества и государства. Архивному документу присваиваются реквизиты, позволяющие идентифицировать информацию, зафиксированную на материальном носителе в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013.
По мнению Роскомнадзора, далеко не всегда сведения о гражданах, которым было отказано в трудоустройстве, соответствуют критериям архивного документа. Тем не менее, как следует из самого названия Перечня, Росархив считает архивными документами в том числе анкеты, копии документов соискателя, хотя никакие реквизиты им обычно не присваиваются.
Таким образом, нельзя сформулировать однозначный вывод о том, каковы все-таки сроки хранения документов, содержащих ПДн лиц, не принятых на работу.

11 марта 2020 года Советом Госдумы принят к рассмотрению проект федерального закона №900526-7 «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» - https://sozd.duma.gov.ru/bill/900526-7.
Данный законопроект является частичным воспроизведением проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций», разрабатываемого Минэкономразвития - https://regulation.gov.ru/projects#npa=96996 (находится в стадии «Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия», сведений о прекращении разработки нет).
Законопроектом предлагается закрепить возможность возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность СОНКО в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 5 и более лет. При возмездном отчуждении такого имущества СОНКО имеет приоритетное право на его приобретение по рыночной стоимости без проведения конкурса или аукциона.
СОНКО предлагается предоставить право на заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурсов или аукционов.
Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приобретаемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 ФЗ об НКО в течение 5 лет с момента его приватизации.
Закрепляется право уполномоченного органа на обращение в суд с требованием прекращения права собственности в случае нецелевого использования ранее переданного им недвижимого имущества.
Запрещаются переуступка прав пользования переданным социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду.

16 марта 2020 года Федеральная служба по контролю в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила (https://pd.rkn.gov.ru/press-service/subject1/news4994..) о том, что в данное ведомство поступил ряд жалоб от граждан на то, что в отсутствие их согласия и участия неустановленными лицами на их имя была оформлена электронная подпись, а также осуществлена регистрация юридических лиц.
Ведомство направило соответствующие запросы по адресу организаций, указанных в обращениях граждан, для получения пояснений по ситуации, а также причинам ее возникновения. Кроме того, ввиду возможного наличия признаков уголовно наказуемых деяний, в том числе носящих мошеннический характер, обращения были направлены в МВД России.
По результатам рассмотрения материалов МВД России возбудило уголовные дела по ч.1 ст.173.1 Уголовного кодекса РФ, а именно незаконное образование, создание, реорганизация юридического лица. Также организованы и на данный момент продолжаются проверки в порядке ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

С 16 марта 2020 года Европейский суд по правам человека приостановил прием жалоб на месяц и отменил слушания в марте и апреле 2020 года - https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=home (https://ria.ru/20200327/1569247797.htmlhttps://ria.ru/20200316/1568679364.html).

17 марта 2020 года Минкомсвязь России для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы разместило текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» в части установления основ правового регулирования обязательных требований» - https://regulation.gov.ru/projects#npa=99801.
Уведомление о разработке законопроекта было размещено 22 февраля 2020 года и под другим названием - «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О персональных данных». Действующая статья 2 Федерального закона от 27.07.06 №152-ФЗ «О персональных данных» определяет цель данного закона. Несмотря на то, что в паспорте законопроекта исходное название не изменено, в его тексте предлагаемые поправки не касаются статьи 2 Федерального закона «О персональных данных», а вводят новую статью 4.1 следующего содержания:
«Статья 4.1. Обязательные требования в области персональных данных.
Настоящим федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться следующие обязательные требования в области персональных данных:
1) к целеполаганию обработки персональных данных;
2) к правовым основаниям обработки персональных данных;
3) к поручению оператором обработки персональных данных другому лицу;
4) к конфиденциальности персональных данных;
5) к обработке персональных данных в общедоступных источниках персональных данных;
6) к согласию субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
7) к обработке специальных категорий персональных данных;
8) к обработке биометрических персональных данных;
9) к трансграничной передаче персональных данных;
10) к обработке персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных;
11) к предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных;
12) к обработке персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации;
13) к обработке персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных;
14) к обязанностям оператора при сборе персональных данных;
15) к мерам, направленным на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
16) к обязанностям оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя;
17) к обязанностям оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных;
18) к обязанностям оператора по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных;
19) к порядку и условиям назначения лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации;
20) к полномочиям лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организациях;
21) к хранению и уничтожению персональных данных;
22) к порядку и условиям организации обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации;
23) к мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации;
24) к обезличиванию персональных данных.».
Пояснительная записка к законопроекту очень краткая и не раскрывает мотивировку предлагаемых изменений. По сути, предлагаемыми изменениями регулирование требований к выполнению всех предусмотренных законом обязанностей операторов персональных данных переводится в область подзаконных и ведомственных актов.
Будут ли вышеуказанные нормативные акты учитывать специфику деятельности различных операторов персональных данных, снимать с некоторых из них (в-частности, НКО) избыточные требования и ограничения, или же, наоборот, регулятором будут установлены новые, можно будет оценить только во время разработки соответствующих НПА.

17 марта 2020 года Минюстом России объявлено о разработке взаимосвязанных проектов указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313» - https://regulation.gov.ru/projects#npa=100360 и постановления Правительства РФ «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие уведомлений иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, об учрежденных ими российских юридических лицах и установление порядка уведомления иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах, порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и порядка применения положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента» - https://regulation.gov.ru/projects#npa=100359.
Проекты разработаны в целях реализации норм Федерального закона от 02 декабря 2019 года № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым были закреплены:
обязанность иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента (в качестве которого могут выступать и физические лица), в случае присвоения ему соответствующего статуса, учредить российское юридическое лицо (через которое осуществлять свою деятельность по распространению предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и уведомить о нем Минюст;
обязанность иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента (в качестве которого могут выступать и физические лица), в случае присвоения ему соответствующего статуса, уведомить Минюст об учрежденных им ранее российских юридических лицах;
право Минюста определять порядок применения положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующих правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, к российскому юридическому лицу, выполняющему функции иностранного агента (т.е. и к коммерческим организациям).

Разрабатываемыми проектами предлагается закрепить соответствующие полномочия в Положении о Министерстве юстиции и определить порядок приема им соответствующих уведомлений и ведения реестра ИноСМИ-ИА (который фактически ведется без всякого регулирования нормативными актами с декабря 2017 года).
Федеральный закон от 18 марта 2020 года №48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202...
Федеральным законом установлены единые принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также правовые основы взаимодействия таких уполномоченных с органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Федеральный закон от 18 марта 2020 года №60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202...
Законом закреплено новое основание для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг – «надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Оценка результатов реализации таких проектов будет осуществляться организацией, уполномоченной на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В настоящее время такой организацией является Фонд президентских грантов.
Получение дополнительных заключений об оценке качества общественно полезных услуг таким организациям не требуется.

18 марта 2020 года Советом Государственной Думы рекомендован к принятию во 2 чтении проект федерального закона №441707-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в части введения понятия и видов ящиков для сбора пожертвований) – http://sozd.parliament.gov.ru/bill/441707-7.
Законопроект внесен на рассмотрение Госдумы, предлагаемая дата рассмотрения – 1 апреля 2020 года.
Законопроектом предлагается закрепить определение понятия ящика для сбора пожертвований, которое ранее в законодательстве отсутствовало.

Правовая команда

 f5964767d775de4b900eeab2117f34bc

Общественная палата РФ открыла горячую линию для НКО

Операторы горячей линии будут принимать информацию о трудностях, с которыми некоммерческие организации столкнулись из-за пандемии коронавируса.

27 марта Общественная палата РФ запустила горячую линию для третьего сектора «ВместеНКО», чтобы собрать и проанализировать проблемы, возникшие у организаций из-за COVID-19. Инициатор горячей линии — Елена Тополева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО и директор Агентства социальной информации.

«Мы хотим понять, что конкретно делают НКО в этой непростой ситуации, как увеличивается и меняется объем их работы, с какими проблемами они в этой работе сталкиваются. Кроме того, надо понять, какая помощь НКО сейчас востребована со стороны органов исполнительной власти и граждан, – рассказала Тополева. – Я, например, слышала, что поступают жалобы от пожилых людей — а это сегодня наиболее уязвимая категория граждан — многие из них либо совсем ничего не знают, либо имеют искаженное представление о мерах безопасности в этот период, хотя, казалось бы, усилия по информированию предпринимаются. Нужно продумать, чем здесь могут помочь НКО».

Организаторы горячей линии просят НКО сообщать о трудностях в условиях карантина, введения противоэпидемических мер и невозможности работать в прежнем режиме, о возможных формах поддержки, которые организации хотели бы получить. По словам Тополевой, так Общественная палата сможет проанализировать новые проблемы и «обратиться в органы власти, от которых зависит принятие мер по поддержке НКО».

Телефон горячей линии: +7-800-737-77-66, звонок из любого российского региона бесплатный. Обращения принимают с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу — с 09:00 до 16:45. Время московское.

m aB rHiEo

Слушатели Правовой академии НКО получили «золотые пинки»

Очень важный и полезный проект под названием «Правовая академия НКО» реализует ассоциация «Юристы за гражданское общество». Правовая академия — это систематизированный курс необходимых юридических и управленческих знаний для руководителей некоммерческих организаций в России.

Уже 14 лет Ассоциация «Юристы за гражданское общество» помогает некоммерческим организациям делать добро по закону. За это время:
— оказано более 40 000 правовых консультаций
— подготовлено более 600 аналитических документов: исследований, справок, обзоров, заключений и предложений по совершенствованию некоммерческого законодательства.

-Мы знаем, что некоммерческое законодательство — это сложно. Но ещё знаем, как важно его соблюдение. Соединив почти пятнадцатилетний опыт и знания, юридическую практику и реальные ситуации, мы создали Правовую академию НКО, где будем давать системное представление о российском законодательстве и помогать руководителям НКО уверенно и безопасно управлять своими организациями. Эксперты Ассоциации будут помогать и поддерживать на всех этапах обучения. А также после него — все выпускники получат приоритетное право на консультации,

– рассказал член правления ассоциации тольяттинец Анатолий Арсенихин.

На участие в Академии могли подать заявку только руководители некоммерческих организаций. Эти НКО должны были быть официально зарегистрированы и созданы в организационно-правовой форме: общественной организации, общественного фонда, фонда, в том числе благотворительного, благотворительной организации, АНО, ассоциации, общественного движения, союза, частного учреждения. Организация должна уже вести деятельность и работать с благополучателями, публиковать отчетность на сайте Минюста и иметь штатных сотрудников.

Каждый руководитель НКО по окончании Академии сможет быть уверен, что все документы в его некоммерческой организации приведены в порядок. Он научится вести деятельность, соблюдая закон, и не усложняя при этом себе жизнь. Организации, успешно окончившие Правовую академию НКО, будут отмечены знаком «юридического качества».

Правовая Академия пройдет в 25 городах России с 2020 по 2022 год. Всего планируется провести пять обучающих сезонов: весной и осенью 2020 года, весной и осенью 2021-го и весной 2022-го. Предполагается, что за это время сумеют обучиться 500 участников. В каждом городе планируется обучить 20 некоммерческих организаций.

Анатолий Геннадьевич рассказал, что уже марте 2020 года стартовали первые занятия в рамках Правовой Академии. Первых участников проекта принимали в Хабаровске, Уфе и Петрозаводске.

Юрист Ассоциации Иван Куликов (Приморский край) проводил занятие для руководителей НКО Хабаровского края, а Анатолий Арсенихин — для НКО Башкортостана. Юристы московского офиса оперативно перестроились с личного присутствия на онлайн, так как безопасность участников сейчас превыше всего.
В связи с эпидемиологической ситуацией в ассоциации были вынуждены принять решение о переносе Правовой Академии в Кемерово и Владимире на осень.

-Ценные советы и такие важные ситуативные “золотые пинки” получили слушатели “Правовой академии НКО” в Уфе, желающие трудиться на “разминированном” правовом поле в некоммерческой сфере. Сегодня это актуальнее некуда,

– говорит Анатолий Геннадьевич.

Арсенихин является не только лектором Правовой Академии, но и куратором групп при работе домашними заданиями.

-Я постоянно на связи и консультирую по правовым вопросам. Мои темы – общественный контроль, работа с государством, отчетность НКО, фондрайзинг, работа с грантами, стратегия развития,

– уточнил Анатолий Геннадьевич.

Проект поддержан Фондом Президентских грантов.

Новости Тольятти Городские ведомости

AxHfe55vwqA

98JBa6S9B c

Инструкция: как НКО составить отчет в Минюст без ошибок

Чем отличаются отчеты разных видов некоммерческих организаций и как правильно их подготовить.

Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

проинформировать о продолжении своей деятельности;
указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;
привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов». В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.

Отчет о целях расходования денег

Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2018 и 2019 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников.

Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается.

Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.
Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.
Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.

Отчет благотворительных организаций

Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений.

minust

Новости законодательства для НКО за февраль 2020 года

Ассоциация "Юристы за гражданское общество" подготовила информацию, косающуюся нововведений:

- о передаче государственного и муниципального имущества СОНКО,

- о группах членов в составе общественных объединений,

- о документах в деятельности НКО и сроках их хранения.

О передаче государственного и муниципального имущества СОНКО

Проектом федерального закона №900526-7, внесенным на рассмотрение в Государственную Думу РФ 13 февраля 2020 года, предлагается закрепить право СОНКО получить в собственность государственное и муниципальное имущество в случае, если такое имущество находится во владении или пользовании данной СОНКО непрерывно в течение 5 и более лет. Существенным условием договора, на основании которого передается недвижимое имущество, будет требование использовать имущество в соответствии с целями, указанными в ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в течение 5 лет с момента его приватизации. В случае нецелевого использования переданного имущества право собственности может быть прекращено в судебном порядке.

О группах членов в составе общественных объединений

Московская областная Дума предлагает внести изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях», дополнив статью 14 правом общественных объединений, их организаций и отделений, иметь в своем составе группы членов как первичное звено. Соответствующий проект федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ 14 февраля 2020 года.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы, ссылаясь на нормы закона, указывают, что общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Однако на практике в отдельных общероссийских общественных организациях на основании соответствующего положения образованы группы как первичное звено общественной организации. В качестве примера приводится организационная структура, закрепленная в уставе Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», в соответствии с которой местная организация может создавать группу от трех членов и более. Таким образом, авторы законопроекта решили помочь организации и легитимизовать ее организационную структуру путем внесения изменений в закон.

О документах в деятельности НКО и сроках их хранения

В феврале вступили в силу Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года №236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» и Приказ Росархива от 20.12.2019 N 237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

Действовавший ранее Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 года №558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» утратил силу с 17 февраля 2020 года.

Перечень является нормативным правовым актом, устанавливающим сроки хранения типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций, на основе требований действующего законодательства, иных нормативных правовых актов с учетом практических задач хранения документов и их исторической ценности.

Перечень включает типовые управленческие архивные документы (далее - документы), образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (далее - организаций) при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от их организационно-правовых форм и от формы собственности, с указанием сроков хранения.

Перечень имеет 4 графы. В графе N 1 Перечня указаны номера статей (статьям присвоена единая сквозная нумерация), в графе N 2 приведены наименования видов документов, в графе N 3 указаны сроки хранения документов, в графе N 4 приведены примечания к статьям (при наличии).

В инструкции разъясняются особенности хранения документов с установленными сроками (1 год, 3 года, 5 лет, 6 лет, 10 лет, 15 лет, 45 лет, 50 лет и 75 лет), документов с пометками «Постоянно», «До ликвидации организации», «До минования надобности», «До замены новыми», документов по личному составу.

Сроки хранения архивных документов независимо от места их хранения исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством. Временные сроки хранения реестров, книг, журналов исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение. Сроки хранения документов не зависят от вида носителя и ограничения доступа к ним.

Есть и некоторые особенности, на которые необходимо обратить особое внимание. Так, например, трудовые договоры, документы о приеме, переводе, увольнении, личные карточки работников, делопроизводство по которым закончилось до 01 января 2003 года, нужно хранить 75 лет, те же документы, делопроизводство по которым закончилось после 01 января 2003 года, хранятся 50 лет.

Рассылка подготовлена в рамках реализации проекта «Правовая академия НКО» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Ещё статьи...

  1. Спасти и сохранить: как НКО не потерять пожертвования в рублях в условиях нестабильности
  2. Обсуждение поправок в Конституцию РФ
  3. Круглый стол «Защита прав потребителей»
  4. 12 февраля 2020 г. прошло второе заседание Школы публичной политики
  5. 27 ноября 2019 г. прошла нформационная встреча «Что должен знать руководитель НКО: трудовые отношения и сбор пожертвований»
  6. Тольяттинский государственный университет подготовил статью о выступлении Анатолия Геннадьевича. Время мультипроектов
  7. 21 августа в Администрации Автозаводского района г.о. Тольятти состоялся семинар «Написание заявок на Второй конкурс Президентских грантов 2018 г.: нормативное регулирование и практика»
  8. Коллеги! Анонсирую тематический день консультаций в Ресурсном центре поддержки НКО и гражданских инициатив "Открытая Альтернатива"!
  9. 17 августа в Администрации Центрального района г.о. Тольятти состоялся семинар «Написание заявок на Второй конкурс Президентских грантов 2018 г.: нормативное регулирование и практика»
  10. 14 августа в Администрации Комсомольского района г.о. Тольятти состоялся семинар «Написание заявок на Второй конкурс Президентских грантов 2018 г.: нормативное регулирование и практика»
  11. 24 апреля в г. Тольятти состоялось занятие в «Школе НКО для молодёжи»
  12. 28 февраля 2018 года - Приглашаем принять участие в Арт-терапии.
  13. 23 марта 2018 г. в г. Тольятти состоялось очередное занятие по Арт-терапии для лиц без определенного места жиельства
  14. 23 марта 2018 года - Информационная встреча на тему «Нормативные требования к отчетности НКО в Минюст».
  15. 26 августа 2017 года - Фото с семинара на тему: "Перспективы развития НКО".
  16. 20 июля 2017 г. - Семинар "Написание и подготовка проекта на Второй конкурс Президентских грантов: смысловое наполнение разделов заявки"
  17. Приглашаем на семинар "Правила подачи заявок на Второй конкурс Президентских грантов 2017 года"
  18. 29 июня в Тольятти прошел круглый стол «Правовые особенности работы СО НКО с социально незащищенными слоями населения»
  19. 29 июня - «Правовые особенности работы СО НКО с социально незащищенными слоями населения»
  20. Большие сироты (БОМЖИ)